Interested Article - Первая книга Маккавейская
- 2021-08-25
- 1
Первая книга Маккавейская — в православии и католицизме ветхозаветная библейская книга, отсутствующая в еврейской Библии ( Танахе ) и не входящая в Ветхий Завет в протестантизме . В Русской православной церкви относится к неканоническим книгам , в католицизме — второканоническим , в иудаизме и протестантизме — апокрифическим . В католицизме признана богодухновенной, в православии — небогодухновенной (но полезной и назидательной).
Написана на древнееврейском языке около 100 года до н. э. и описывает события в Иудее в период между 175 и 104 годом до н. э.
Состоит из 16 глав, где после краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и распаде его империи, рассказывается о страшном гонении Антиоха Епифана на иудеев, строго соблюдающих свою религию, что в итоге вызывает восстание. Последние события, описываемые в книге, относятся ко времени правления первосвященника Иоанна Гиркана .
Содержание
Маттафия
Гонениям на иудеев предшествовала победоносная война Антиоха против египетского царя Птоломея в 170 год до н. э. ( ). Затем Антиох разграбил Второй Храм ( ), поместил в Иерусалиме свой гарнизон и провел унификацию населения ( ). Центром антисирийского восстания стал Модин , где произошло первое убийство «мужа царского» ( ). Затем отряды иудейских повстанцев под руководством Маттафии отступили из города и, видимо, перешли к тактике партизанской войны, разрушая языческие жертвенники и обрезывая детей в пределах Израильских ( ).
Иуда Маккавей
После смерти Маттафии восстание возглавил его сын Иуда Маккавей ( ). Он разгромил ополчение самаритян, которым командовал Аполлоний ( ). Затем повстанцы разбили сирийский карательный отряд Сирона ( ). Антиох поручает руководство подавлением восстания Лисию , который посылает шеститысячный отряд под командованием Горгия ( ). Но и его разгромил Иуда Маккавей . Тогда сирийский наместник Лисий собрал уже 65 тысячное войско, которое также потерпело поражение от 10-ти тысячной армии Иуды Маккавея. Тогда Лисий отступил в Антиохию ( ), что позволило повстанцам войти в Иерусалим. Дальше повстанцы предприняли боевые действия против пособников сирийцев среди идумеев ( ). Узнав об еврейских погромах Иуда Маккавей посылает отряды в Галилею и Галаад ( ). Тем временем умирает сирийский царь Антиох, а регентом Сирии становится Лисий ( ). Тогда сирийцы двинули на Иерусалим, где оставался в осаде их гарнизон, 120 тысячное войско, усиленное боевыми слонами ( ). Лисий едва не разгромил повстанцев, однако внутриполитическое противостояние с другим сирийским наместником Филиппом заставляет его заключить перемирие и вернуться в Антиохию ( ). В результате междоусобной войны в Сирии воцаряется Димитрий ( ). Новый правитель Сирии продолжил колонизаторскую политику и Иуде Маккавею вновь пришлось воевать против сирийского войска Никанора, который был разбит ( ). Однако в сражении с другим сирийским полководцем Вакхидом Иуда Маккавей был убит ( ), а войско его рассеялось.
Ионафан
Новым уже 3-м вождем маккавейского восстания стал Ионафан ( ). Победа над сирийским отрядом позволила Ионафану достичь на выгодных условиях перемирия ( ). Внутриполитический конфликт в Сирии (между Александром и Димитрием ) обеспечил Ионафану широкую автономию на землях Иудеи, Самарии и Галилеи ( ). Вскоре сирийский царь Димитрий пал в междоусобице ( ), однако усилению центральной власти в Сирии помешали претензии его сына Димитрия ( ). Впрочем, власть нового претендента на сирийский трон упрочила египетская армия Птоломея ( ). Новым источником сирийской нестабильности стал Трифон . Иудейские повстанцы отправили 3-х тысячный отряд в Антиохию для поддержки царя Димитрия и подавили антиправительственный мятеж горожан ( ). Однако Трифон позже все таки взял Антиохию ( ), заручившись поддержкой Ионафана. Тем не менее, союз этот для Ионафана был неудачным, так как он был предательски убит в Птолемаиде ( ).
Новым иудейским вождем (этнархом) был избран Симон ( ). Повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симона — Иоанна. Пользуется большим авторитетом как исторический источник.
Примечания
- [ Д. Г. Добыкин . Лекции по введению в Священное Писание Ветхого Завета. — Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2012. — C. 22 — 24]
- . Дата обращения: 24 апреля 2017. 25 апреля 2017 года.
- ↑ Юнгеров П. А. от 25 апреля 2017 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 14 мая 2018. 28 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 24 апреля 2017. 25 апреля 2017 года.
Ссылки
- (ст.-слав.)
- от 19 февраля 2014 на Wayback Machine
Источники
- — статья из Библейской энциклопедии
- Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина, том шестой, СПб, 1909 год, репринт Стокгольм, 1990 год
- Александр Мень, Библиологический словарь, том 2, Фонд имени А.Меня, Москва, 2002 год, ISBN 5-89831-020-7
- 2021-08-25
- 1