Черных, Павел Яковлевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Павел Орозий ( лат. Paulus Orosius , ок. 385 — 420 ) — историк и христианский теолог V века .
О жизни Орозия осталось немного информации. Фактически источники содержат сведения о его жизни лишь в период с 414 по 418 годы . В основном это сообщения Августина Блаженного и некоторых других его современников, а также редкие автобиографические заметки самого Орозия.
Местом его рождения большинством ученых определяется римская провинция Галлеция (совр. Галисия ), в частности — окрестности города Брага , однако это делается лишь на основании того, что до поездки к Августину Орозий занимал в Браге епископскую кафедру. С другой стороны вторая часть имени «Орозий» многими признается как имеющая греческое происхождение (от греческого «Όρος» — гора) с добавлением латинского окончания «ius» . Наиболее смелую попытку определить родину Орозия предпринял М.-П. Арно-Линде, который на основании некоторых цитат из «Истории против язычников» и отличающегося удивительной подробностью описания Орозием Британских островов , сделал вывод о британском происхождении историка.
Впервые Орозий появляется на исторической сцене, прибыв в 414 году в Гиппон к Августину Блаженному. Целью его поездки является выяснение у « учителя церкви » спорных моментов касающихся учения испанского ересиарха Присциллиана , которые Орозий сформулировал в первом известном своем труде «Наставление относительно заблуждения присциллиан и оригенистов» ( лат. Commonitorium de errore Priscillianistarum et Origenistarum ). Августин Блаженный поддержал испанского епископа и ответил ему в своей работе «Против присциллиан и оригенистов» ( лат. Ad Orosium contra Priscillianistas et Origenistas ).
Затем Орозий по совету Августина Блаженного с полученной от него рекомендацией отправляется к Иерониму Блаженному в Вифлеем , где попадает в самую гущу борьбы с Пелагием и его доктриной. Сторонники Пелагия после Карфагенского собора 411 года обосновались в Палестине и имели там значительную поддержку. В 415 году на соборе в Иерусалиме , где рассматривались обвинения против Пелагия, Орозий выступал на стороне обвинителей, в частности зачитав письма Августина Блаженного против пелагианства (на которые был получен известный ответ Пелагия: «А кто мне Августин?» ( лат. Et quis est mihi Augustinus? )). Однако позиция ортодоксов не нашла значительной поддержки и обвинения с Пелагия были сняты. Орозий ответил на это написанием сочинения «Апологетика против Пелагиан» ( лат. Liber apologeticus contra Pelagianos ).
Не добившись осуждения ереси, Орозий возвращается в северную Африку , по пути доставив письма Иоанна, епископа Иерусалима, к папе Иннокентию I . Кроме того Орозий привозит с собой из Палестины письмо Иеронима Августину Блаженному и мощи Святого Стефана Мученика . По возвращении Орозий поселяется в Карфагене , где пишет в течение года основной труд своей жизни «Историю против язычников» ( лат. Historiae adversum paganos ). В данной работе для Орозия государственное устройство римской республики было сообществом граждан (civitas) находящихся под властью сената и народа, а также товариществом и римской свободой. В определении государственного устройства при Августе он апеллировал к греческой политической мысли. Братья Гракхи обозначались историком как «преступное семейство, рожденное на погибель своей родине». Республиканские ценности прямо противоречили христианским установкам и подчеркивали их несовместимость. На взгляд Павла Орозия, пропагандировавшееся христианским культом смирение в республиканской среде свободомыслящих людей, стремящихся к власти и деньгам, распространять не имеет смысла, поскольку ключевым фактором лучшего государственного устройства, т. е. монархии, является способность переносить господство с помощью униже-ния, подчинения и смирения. Поэтому после утверждения власти Августа Иисус с помощью собственного унижения начал наставлять в смирении. Республиканский период Рима в понимании Павла Орозия был подготовкой к созданию монархии для возникновения в ней христианства и наступления последующего царства божьего. В этой связи Орозий особенно поддерживал римский милитаризм. В своей истории Орозий не предполагал возвращения к республиканскому строю в будущем, христианский взгляд на историю был лишен античного циклизма, и Римская империя являлась последней перед наступлением царства небесного.
Окончив написание книги осенью 417 года , Павел Орозий направляется на Балеарские острова , где передает епископу острова Менорка Северу мощи Св. Стефана. Пробыв недолго на Менорке, в начале 418 года он вновь направляется в Африку. После этого сообщения Орозий исчезает из упоминаний о современных христианских ученых и не появляются его новые труды, на основании чего делается вывод о том, что Орозий вскоре умер.
Павел Орозий — один из персонажей « Божественной комедии » Данте Алигьери (раздел « Рай »).
В серии « Collection Budé » «История» от 14 мая 2013 на Wayback Machine в 3 томах: Orose . Histoires (Contre les Païens). Texte établi et traduit par M.-P. Arnaud-Lindet.
Ганжуров А.И. Гражданские войны Рима в I в. до н. э. в освещении Павла Орозия // Лістапаускія сустрэчы – XII: матэрыалы міжнар. навук. канф., Мінск, 16-17 лістапада 2017 г. / Беларус. дзярж. ун-т. С.61-67.
от 8 марта 2022 на
Wayback Machine
Ганжуров А.И. Павел Орозий и другие христианские авторы: гражданские войны I в. до н. э. в Риме в концепции христианского провиденциализма / А. И. Ганжуров // Гражданские войны в Риме I в. до н. э. и переход к монархии в историческом восприятии римлян периодов поздней республики, принципата и домината : [монография] / Гомель : БелГУТ, 2023. – Гл. 4. – С. 155 – 162.