Зимние Олимпийские игры 2010
- 1 year ago
- 0
- 0
Анти́чные Олимпи́йские и́гры ( Оли́мпии , др.-греч. Ὀλύμπια ) — величайшие из эллинских национальных празднеств , спортивные соревнования которые проходили в Олимпии на полуострове Пелопоннес в период с 776 г. до н. э. до 393 года н. э. За это время было проведено 292 четырёхлетних цикла Олимпийских игр. Проведение 293-й Олимпиады было отменено императором Римской империи Феодосием I , а Олимпийские игры были запрещены как языческие.
Олимпийские игры считались одним из двух центральных событий в Древней Греции , другой гораздо более древней религиозной практикой были Элевсинские мистерии . Несмотря на то, что античные Олимпийские игры имели глубокое религиозное значение, их центральным элементом являлись спортивные состязания. Победитель Олимпийских игр именовался олимпиоником .
Районы вокруг Средиземного моря имели давнюю традицию проведения спортивных соревнований. Древние египтяне и жители Месопотамии изображали спортивные сцены в гробницах царей и знати. Однако они не проводили регулярных соревнований, и те события, которые происходили, вероятно, были прерогативой царей и высших классов. В культуре минойцев гимнастика была в большом почёте: на их фресках изображены прыжки с быком, кувырки, бег, борьба и бокс. Микенцы переняли минойские игры, а также участвовали в гонках на колесницах во время религиозных или погребальных церемоний . Герои Гомера участвовали в спортивных соревнованиях, чтобы почтить память погибших. В Илиаде есть гонки на колесницах, бокс, борьба, пеший забег, а также фехтование, стрельба из лука и метание копья. Одиссея добавляет к ним прыжки в длину и метание диска .
По древнейшему сказанию, Олимпийские игры возникли ещё во времена Кроноса , в честь идейского дактиля Геракла . Согласно мифу, Рея передала новорождённого Зевса идейским дактилям ( Куретам ). Пятеро из них пришли с критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.
Существовали и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе . В « Илиаде » Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).
Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом , имена которых были начертаны на диске, хранившемся в храме Геры в Олимпии ещё во времена Павсания (II век н. э.). С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 728 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью Олимпиада (хронология) ). Аристотель считал датой проведения первых Олимпийских игр 776 год до н. э., дату, в значительной степени принятую большинством, хотя и не всеми последующими историками древности . Это всё ещё традиционно указываемая дата, и археологические находки приблизительно подтверждают, что Олимпийские игры начинаются в это время или вскоре после этого .
Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие ( ἐκεχειρία ), которое объявлялось особыми герольдами ( σπονδοφόροι ) сперва в Элиде , затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ἱερομηνία . В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады . Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.
Историк Эфор Кимский , живший в IV веке до н. э., является одним из потенциальных кандидатов на установление даты начала игр, хотя заслуга в кодификации этой конкретной эпохи обычно принадлежит Гиппию из Элиды , Эратосфену или даже Тимею, которому Эратосфен, возможно, подражал . Ранее использовались местные системы датирования игр греческих государств (ими продолжали пользоваться все, кроме историков), что приводило к путанице при попытке определения дат. Например, Диодор утверждает, что на третьем году 113-й Олимпиады было солнечное затмение, которое должно быть затмением 316 года до н. э. Это указывает дату (середина лета) 765 года до н. э. для первого года первой олимпиады . Тем не менее, среди учёных существуют разногласия относительно того, когда начались игры .
Согласно более позднему греческому путешественнику Павсанию , который писал в 175 году нашей эры, единственным соревнованием, проводившимся поначалу, был стадион или забег на дистанцию около 190 метров, но потом к нему присоединились гонки на колесницах, борьба и пентатлон . Слово стадион происходит от этого вида соревнования.
Несколько группировок боролись за контроль над святилищем в Олимпии, а следовательно, и над играми, ради престижа и политических преимуществ. Павсаний позже пишет, что в 668 году до н. э. город Писа поручил Фидону Аргосскому захватить святилище в городе Элида , что он и сделал, а затем лично контролировал игры в том году. На следующий год Элида восстановил контроль над ситуацией.
В первые 200 лет существования игр они имели только региональное религиозное значение. В этих ранних играх участвовали только греки, жившие поблизости от Олимпии. Об этом свидетельствует доминирование пелопоннесских спортсменов в списках победителей .
Со временем Олимпийские игры получили всё большее признание и стали частью Панэллинских игр , четырёх отдельных игр, проводимых с интервалом в два или четыре года, но организованных таким образом, чтобы каждый год проводился по крайней мере один набор игр. Другими Панэллинскими играми были Пифийские , Немейские и Истмийские игры , хотя Олимпийские игры считались самыми престижными.
После завоевания Греции римлянами Олимпийские игры продолжились, но популярность этого мероприятия снизилась в эпоху, предшествовавшую Августу. В этот период римляне в основном сосредоточились на внутренних проблемах и уделяли меньше внимания своим провинциям. Тот факт, что все победители в конном спорте были родом из близлежащих мест и что в Альтисе мало статуй победителей этого периода, говорит о том, что играми несколько пренебрегали .
В 86 году до н. э. римский полководец Сулла ограбил Олимпию и другие греческие сокровищницы, чтобы финансировать войну. Он был единственным римлянином, совершившим насилие над Олимпией . Сулла устроил игры в 80 году до н. э. в честь своих побед над Митридатом . Предположительно, единственным проводимым соревнованием была гонка на стадионе, потому что все спортсмены были вызваны в Рим .
При правлении императора Октавиана Августа Олимпийские игры пережили возрождение. Прежде чем он пришёл к полной власти, правая рука Августа Марк Агриппа восстановил разрушенный храм Зевса, и в 12 году до н. э. Август попросил иудейского царя Ирода субсидировать игры. Хотя ни один римлянин никогда не участвовал в спортивных соревнованиях в Олимпии, в первые годы правления Октавиана некоторые из его соратников, включая будущего императора Тиберия, выигрывали соревнования по конному спорту.
После того, как сенат после его смерти объявил Октавиана богом, в Олимпии была заказана статуя в его честь . У последующих обожествлённых императоров также были статуи, установленные в священном Альтисе. Стадион был отремонтирован по его приказу, и греческая легкая атлетика в целом была субсидирована .
Одно из самых печально известных событий в истории Олимпийских игр произошло во времена правления Нерона . Он желал победы во всех гонках на колесницах Панэллинских игр за один год, поэтому он приказал четырём главным хозяевам игр провести свои игры в 67 году, и поэтому запланированные Олимпийские игры 65 года были отложены. В Олимпии он был сброшен со своей колесницы, но всё же одержал победу. Нерон также считал себя талантливым музыкантом, поэтому он добавил конкурсы музыки и пения к тем фестивалям, где их не хватало, включая Олимпийские игры. Несмотря на своё ужасное пение, он выиграл все конкурсы, без сомнения, потому, что судьи боялись присудить победу кому-то другому. После его убийства олимпийским судьям пришлось вернуть взятки, которые он давал, и объявить Нероновскую олимпиаду недействительной .
В первой половине II века римские императоры Адриан и Антонин Пий наблюдали за новым и успешным этапом в истории игр. Олимпийские игры привлекли большое количество зрителей и участников, а слава победителей распространялась по всей Римской империи. Эпоха возрождения продолжалась большую часть второго столетия. И снова философы, ораторы, художники, религиозные проповедники, певцы и всевозможные исполнители отправились в Олимпию праздник Зевса .
В III-м веке популярность игр снизилась. Список побед Секста Африкана заканчивается на Олимпиаде 217 года, и ни в одном сохранившемся тексте последующих авторов не упоминается ни о каких новых олимпийских победителях. Однако раскопанные надписи показывают, что игры продолжались. До недавнего времени последним достоверно датируемым победителем был Публий Асклепиад из Коринфа , который выиграл пятиборье в 241 году. В 1994 году была найдена бронзовая табличка с именами победителей боевых состязаний, родом с материка и Анатолии; доказательство того, что Олимпийские игры продолжались по крайней мере до 385 года .
Игры продолжались и после 385 года, когда наводнения и землетрясения повредили здания, а нашествия варваров достигли Олимпии . Последние зарегистрированные игры должны были состояться при Феодосии I в 394 году , при этом археологические данные указывают на то, что до этого момента игры всё ещё проводились . В 394 году Феодосий I издал указ о запрете Олимпийских игр как языческих.
Но есть несколько причин сделать вывод, что Олимпийские игры продолжали устраиваться и закончились при Феодосии II . Есть две дошедшие до нас схолии о Лукиане, которые связывают окончание игр с пожаром, который сжёг храм Зевса в Олимпии во время правления Феодосия II :49 . Однако после издания Феодосием II в 426 году указа о сносе языческих храмов началось разрушении Олимпии .
Игры были возрождены в 1896 году уже как современные международные Олимпийские игры .
Хронология античных олимпийских игр согласно « Хронике Евсевия » представлена в статье Олимпиада (хронология) .
В праздничных состязаниях могли участвовать лишь полноправные эллины . Подвергнувшиеся атимии греки, а также варвары могли быть только зрителями. Позднее исключение было сделано в пользу римлян , которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом даже смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры . При этом женщины имели возможность принять заочное участие в Олимпийских играх, просто прислав свою колесницу (победителем считался владелец лошадей, и первой чемпионкой стала Киниска ). Кроме того, специально для целеустремлённых женщин греки решили сделать исключение и организовали специальные игры, победительница которых получала оливковый венок и съестные припасы, в частности мясо.
Число зрителей и исполнителей Олимпийских игр было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты, которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.
Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния , то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон , и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям, другая часть — религиозным обрядам с жертвоприношениями , процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания , до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.
В первый день атлеты (участники) клялись и приносили жертвы богам. Судьи тоже клялись, что будут честно судить.
Следующие 3 дня проходили соревнования. Во время состязаний выявлялся сильнейший (наград за второе и третье места не существовало), при этом числовые результаты и рекорды не фиксировались. О видах соревнований на Олимпийских играх см. статью « Соревнования античных Олимпийских игр ».
Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались элланодиками; они назначались при помощи жребия из местных элийцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ю олимпиаду число их было уменьшено до 8, наконец, со 108-й олимпиады до Павсания их насчитывалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд алитаев, с адитархами во главе.
Прежде чем выступить перед народом, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элладонам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, они посвятили предварительной подготовке, дав в том клятву перед статуей Зевса . Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не окажутся виновными ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были предварительно показать своё искусство перед элланодиками в Олимпийской гимназии.
Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески ( λεύκωμα ). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание.
Наградой за победу служил венок из дикой оливы ( κότινος ), победителя ( олимпионик а) ставили на бронзовый треножник ( τρίπους ἐπίχαλκος ) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию (впрочем, сумма была умеренная). С 540 года до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия ). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными ценными призами.
Олимпийский стадион строился постепенно с увеличением популярности игр. Это был первый стадион в Древней Греции, на котором имелись трибуны. После модернизации в V веке до н. э. он мог принимать около 40 тыс. зрителей. Размеры спортивного поля стадиона составляли 212 на 32 метра, а на беговой дорожке могли одновременно бежать двадцать человек.
Олимпийский ипподром имел внушительные размеры — свыше 700 метров в длину и более 300 метров в ширину.
Для тренировок спортсменов использовался Гимнасий — открытое сооружение с беговой дорожкой той же длины, что и на стадионе, окружённое колоннадой. Рядом находилась Палестра — квадратное сооружение с внутренним двором для тренировок в борьбе, кулачном бою и других видах спорта.
В IV веке до н. э. архитектором Леонидом был построен « Леонидион », выполнявший функцию олимпийской деревни. Здание состояло из центрального двора, окруженного перистилем из 44 колонн, в который выходили комнаты со всех четырёх сторон. Снаружи здания находилась непрерывная колоннада из 138 ионических колонн.
Поскольку Олимпийские игры имели важное религиозное значение, в Олимпии находилась система храмов и святилищ.
После запрета игр сооружения пришли в упадок, были разрушены двумя мощными землетрясениями в VI веке, а ипподром был полностью уничтожен во время наводнения.