Кушанское царство
- 1 year ago
- 0
- 0
Юэчжи ( кит. 月氏, 月支 ), (у греков ) — иранский народ в Центральной Азии (с 1-го тысячелетия до н. э. ), говоривший на восточноиранских диалектах северной подгруппы . Также их называют иногда восточными сарматами из-за большого сходства культур . Исходно они занимали пастбища в бассейне Таримской котловины, включая современные Синьцзян-Уйгурский автономный район , Ганьсу и, возможно, Цилянь в Китае . Во II веке до н. э. часть их ( кушаны , эфталиты и др.) перекочевала в Среднеазиатское междуречье и Бактрию , а потом в северную Индию , где они основали Кушанскую империю . Юэчжи — восточноиранский народ, язык юэчжи был родственен языкам других иранских народов ; соответственно, юэчжи не являются потомками таримцев .
Иранские народы, близкие к юэчжам, в древнегреческих источниках известны под именем тохаров, которое было ошибочно соотнесено с таримскими мумиями .
Существует предположение, что первый иероглиф в китайском слове «юэчжи» был не луной 月 (юэ), а мясом 肉 (жоу), тогда название «жоучжи» приобретает смысл «едящие мясо» .
Первое упоминание о народе юэчжи датируется 645 годом до н. э. Китайский автор Гуань Чжун в трактате Гуаньцзы ( кит. 管子 ) описывает племя юйчжи ( кит. 禺氏 ) или нючжи ( кит. 牛氏 ) с северо-запада, которое поставляет Китаю нефрит из ближайших гор Юэчжи в Ганьсу . Поставки нефрита из Таримского бассейна в Китай хорошо исследованы археологами.
Детально об юэчжи говорится в китайских исторических документах, особенно во II веке до н. э. в «Исторических записках» Сыма Цяня . В главе 123 говорится, что «юэчжи изначально проживали между Цилянь , горами Тяньшань и Дуньхуаном », что соответствует востоку Таримского бассейна и северу Ганьсу.
Портреты их царей на монетах и антропологические данные показывают, что юэчжи принадлежали к европеоидной расе, однако не сохранилось непосредственных записей об именах их правителей и нет уверенности в точности передачи черт лица на портретах. Сохранились имена только их потомков кушан и эфталитов, которые вторглись в южные рубежи Азии. По китайским источникам юэчжи описываются как «белые люди с длинными каштановыми волосами».
Считается, что именно ятии (юэчжи) стали учителями хунну по набегам конных отрядов на китайские территории .
По китайским данным во время правления императора Цинь Шихуан-ди царство юэчжей процветало.
У юэчжей в обычае был обмен заложниками с сюнну. Модэ ( кит. 冒頓 ), старший, нелюбимый сын шаньюя Тоуманя смог бежать из плена, украв лошадь, в то время как юэчжи собирались убить его после атаки его отца. Вернувшись, Модэ убил своего отца и сам стал правителем сюнну.
Около 177 года до н. э. сюнну во главе с Модэ вторглись в земли юэчжи в Ганьсу . По завоевании Модэ направляет послание к ханьскому двору о том, что его сын убил царя юэчжи и сделал чашу для питья из его черепа.
По китайским источникам значительная часть юэчжи попала в зависимость от сюнну. Видимо, они и стали предками будущего большого царства. Небольшая часть юэчжи бежала на юг через Тибет, они в китайских источниках получили название «малые юэчжи» (小月氏). Там они стали жить совместно с тибетоязычными цянами в Наньшане и переняли их обычаи. Согласно династийной «Истории Хань», спаслось 150 семей. Позже они поселились в горах на юго-запад от Яркенда . Столицей их стал город Фулуша (富樓沙). Правят потомки основателя малых юэчжи — сына Цзидоулоу (寄多羅), правителя большой орды. В их стране была буддийская пагода, якобы, построенная в 292 году до н. э.
Потом большая группа юэчжи смогла убежать из Таримского бассейна и Ганьсу на северо-запад, первоначально поселившись в долине реки Или к северу от гор Тяньшань , где они нанесли поражение племени сай — сакам или скифам . Племя сай было постепенно вытеснено в Кашмир и потом создало Индо-скифское царство .
После 155 года до н. э. племя усунь вместе с сюнну напали на юэчжи, вынудив их двинуться дальше на юг. Юэчжи пересекли земли оседлой цивилизации в Давань ( Фергана ) и обосновались по северному берегу Окса , на территории Фараруда , где находятся современный Узбекистан и Таджикистан , к северу от Греко-бактрийского царства , которое было сметено их набегом в 145 году до н. э.
В 126 году до н. э. китайское посольство во главе с Чжан Цянем посетило государство юэчжи, пытаясь организовать союз против сюнну. Хотя царевич юэчжи отверг предложение о союзе, стремившийся к миру Чжан Цянь смог собрать много сведений о положении в Средней Азии, которые потом были отражены в Исторических Записках (Шицзи) Сыма Цяня .
Чжан Цянь в области юэчжи был задержан сюнну и пробыл у шаньюя около десяти лет, после этого он двинулся далее на запад и прошёл Давань , , , дойдя до Кангюя . В тексте «Ши цзи» описан факт препровождения Чжан-Кяна из Даваня в Кангюй «по почте», что доказывает существование между этими владениями регулярного почтового и торгового сообщения .
По сведениям Чжан Цяня юэчжи занимали земли на расстоянии 2000—3000 ли (1000—1500 км) к западу от Ферганы (Давань) и северу от Аму-Дарьи (Оксус), их соседями на юге были государства Дася (Бактрия) и Аньси ( Парфия ), а на севере — Канцзюй ( Согдиана ). Юэчжи — кочевники, всё время перемещавшиеся с места на место со стадами, и их обычаи похожи на обычаи сюнну. Их войско составляло от 100 до 200 тысяч луков. Всего около 400 000 человек. Держат одногорбых верблюдов . Ставка была на северном берегу Аму-Дарьи. Позднее в « Хоу Ханьшу » столицей назван город Ланьши (蓝氏).
По мнению некоторых исследователей, находящиеся к северу от Аму-Дарьи племена юэчжи были связаны с Греко-бактрийским царством , которое находилось южнее Аму-Дарьи. Так же выдвигаются версии, что юэчжи состояли из пяти племён во главе с племенными вождями ябгу (титул которого китайцы называли сюми ( Xiūmì , кит. :休密 )): на западе Вахан и Зибак; в Бадахшане — кушанцы (Гуйшан, кит. :貴霜 ); на сопредельных землях Аму-Дарьи Шуанми ( кит. 雙靡 ) — Шугнан , в Балхе — Сидунь ( Xidun , кит. 肸頓 ); Думи ( Dūmì , кит. 都密 ) в окрестности Термеза . По другим версиям, племена находились севернее, за Шахристанским перевалом, начиная от Ура-Тюбе , а непосредственно на пространствах современного южного Таджикистана жило уже ставшее оседлым население юэчжи, перенявшее черты греческой культуры.
В 124 году до н. э. юэчжи (кушаны) включились в войну против Парфии , в которой был ранен, а потом умер от ран парфянский царь Артабан II .
Позднее, предположительно под давлением парфянского царя Митридата II , юэчжи (кушаны) двинулись на юг в Бактрию. После похода Александра Македонского в 330 году до н. э. в этой области правила эллинистическая цивилизация ( Селевкиды , Греко-бактрийское царство ) ещё двести лет.
Об этом пишет Страбон — греческий историк, который упоминает, что скифы и тохарцы (истинные тохары) вместе с ассианами, пассианами и сакараулями разрушили Греко-бактрийское царство во II веке до н. э.
Юэчжи большинством [ нет в источнике ] исследователей признаются ираноязычным народом . При этом как отметила Л. А. Боровкова , вопрос об этническом происхождении юэчжей и кушан остаётся спорным . Как пишет С. В. Дмитриев, не ясно, каким языком они пользовались до переселения на запад, где ими впоследствии использовался бактрийский язык . Как констатировал Б. Г. Гафуров , вопрос этнического происхождения юэчжи остается нерешённым . Не сложилось четкого мнения по поводу этнического происхождения юэчжи и в китайской историографии .
Луи Вивьен де Сен-Мартен высказался за их тибетское происхождение. Генри Юль придерживался того же взгляда. К нему примкнули Фердинанд фон Рихтгофен , Герман Альфред Гутшмид и Н. А. Аристов . Клод Де Висделу считал их отраслью восточных монголов , кочевавших в Нью-лане (Нурхане). Учёные XIX века, такие как Александр Каннингем , Иакинф , Арминий Вамбери , Жюльен Жирар де Риаль , Фридрих Хирт , придерживались версии тюркского происхождения . Как полагает Ш. Бира , кушаны (одно из племён юэчжи) принадлежали к монгольскому клану, и их историю можно рассматривать как часть ранней истории монголов . Монгольской версии также придерживался Х. Зиммер . А. Ходжаев связывал происхождение юэчжи с огузами . По его мнению, термин «юэчжи» появился в китайских источниках как название государства и его населения .
Часть юэчжи — кушаны , продолжавшие говорить на диалектах языков юэчжи , родственных хорезмийскому и согдийскому , вторглись в пределы Бактрии и под предводительством своего царя основали Кушанскую империю. При царе Канишке они принимают государственную религию буддизм , которая потом стала основой единения их государства. Но в последующем эфталиты разгромили кушан, при этом продолжали обычаи кушан. В свою очередь, это государство было окончательно разрушено в итоге походов Тюркского каганата.