Interested Article - Ормизд I

Ормизд I (Ормизд-Ардашир) — царь царей ( шахиншах ) Ирана , правил приблизительно в 271 / 272 272 / 273 годах. Из династии Сасанидов , сын Шапура I . Ормизд носил имя в честь зороастрийского бога Ормазда .

Биография

Этимология имени

Имя Ормизд (также пишется Ормазд, Хормозд, Хормизд) — среднеперсидская версия имени верховного божества в зороастризме , известного в Авесте как Ахура Мазда , что означает «Вла­ды­ка муд­ро­сти». Древнеперсидский эквивалент — Auramazdā , а греческая транслитерация — Орма́зд, Орму́зд ( др.-греч. Ὠρομάσδης ). Имя засвидетельствовано в армянском языке как Ормизд и в грузинском как Урмизд. В надписи Шапура I на « Каабе Зороастра » (здание в Накше-Рустам ) его имя засвидетельствовано как Ормизд-Ардашир ( пехл. ʾwhrmzd-ʾrthštr , парф ʾhwrmzdʾrthštr ), сочетание слов «Хормизд» и «Ардашир», последнее из которых является среднеперсидской формой древнеперсидского Ṛtaxšira (также пишется как Artaxšaçā ), что означает «чьё правление осуществляется через истину». В среднеперсидских и манихейских текстах этого шаха называют Ōhrmazd nēw ( Ормизд Храбрый ), что, возможно, указывает на его военные достижения.

Легенда связанная с рождением Ормизда

В соответствии с легендой, переданной арабским историком ат-Табари , Ормизд был сыном одной из дочерей царя Михрака, которого убил Ардашир . Поскольку звездочеты предсказали Ардаширу, что один из потомков Михрака придёт к власти, он велел разыскать и перебить всю его семью. Но мать Ормизда, умная, красивая и сильная женщина, бежала в пустынную местность, где укрылась среди пастухов. Однажды Шапур, охотясь, встретил её и поражённый её красотой женился на ней. Так родился Ормизд. Ардашир, в конце концов, узнал об этом, но только обрадовался и сказал, что лишь теперь понял, что имели в виду звездочеты, говоря, что потомку Михрака суждено прийти к власти — они имели в виду Ормизда, который, безусловно, принадлежал к роду Михрака; так что теперь, наконец, не о чём было беспокоиться.

Участие Ормизда в войнах отца с римлянами и назначение наследником престола

Ормизд-Ардашир при Шапуре I был сначала наместником Хорасана , а затем, после завоевания Армении в 252 году, носил титул «великого царя армян» ( wuzurg šāh Arminān ), будучи наместником провинции Армения Сасанидской империи . Принимал деятельное участие в военных компаниях отца против Рима . Как царь армян, возможно, участвовал в военных походах в Киликию и Каппадокию . Его имя упоминается в « Истории Августов » — о том как Ормизд (там он назван Одомастом) во время войны с римлянами возвёл на престол Сирии некого Кириада .

После смерти Шапура I на престол Ирана могли претендовать трое его сыновей: Ормизд-Ардашир, Бахрам и Нарсе . Наследником стал Ормизд-Ардашир, которого своим преемником избрал перед смертью сам отец. Традиционно считается, что Ормизд был старшим сыном покойного царя и, действительно, в надписи Шапура I на « Каабе Зороастра » (здание в Накше-Рустам ) посвящённой основанию «Храма славы», имя Ормизда-Ардашира, царя армян, стоит впереди имён других царских сыновей — Шапура, царя Месены (видимо, умер раньше отца) и Нарсе, царя Индии, Сакастана и Турана . Однако в списке видных деятелей Ираншахра, в который были включены, как члены царской семьи, так и высшие сановники, имя Ормизда следует за своими братьями Бахрамом, царём Гиляна и Шапуром, но предшествует имени Нарсе. По мнению некоторых исследователей, имена в первом списке перечислены согласно заслугам в войне с римлянами, а во втором — согласно старшинству по возрасту. Если это так, то Ормизд был не старшим сыном, а всего лишь третьим. Видимо, в связи с этим и понадобилось официальное назначение Ормизда-Ардашира преемником, проведённое отцом, о чём упоминают древние историки.

Позднее предание, переданное ат-Табари , гласит:

«Когда Шапур принял власть после смерти Ардашира, он назначил Ормизда наместником Хорасана. Там он повёл себя независимо, подчинил царей соседних народов и выказывал гордую мощь как правитель. Из-за этого люди оклеветали его перед Шапуром и внушили тому, что Ормизд не явится по вызову отца, и что он мечтает захватить корону. Когда Ормизд услышал об этом, то, говорят, он тайно и без свидетелей отсёк свою руку, положил на неё снадобье для сохранности, завернул в драгоценную ткань, положил в ларец и послал Шапуру. Ормизд написал ему, что узнал о клевете и отсёк себе руку, дабы рассеять все подозрения — ведь по закону их государства калека не мог стать царём. Получив письмо, Шапур чуть не умер от горя, и ответил сыну письмом, в котором говорил о своей скорби из-за свершившегося, просил прощения и объявлял, что даже если Ормизд искалечит всё своё тело, одну конечность за другой, то и тогда наследство не отойдет ни к кому другому. Так он провозгласил своего сына царём».

Но это, вероятно, всего лишь легенда — на Востоке увечный не наследовал престола, и если бы всё было так, Ормизд не стал бы шахом.

Самостоятельное правление

Монета Ормизда I

О его кратком правлении почти не известно ничего достоверного. Судя по всему, оно не было отмечено никакими войнами против римлян. Как и его дед Ардашир I и отец Шапур I он продолжил политику укрепления личной власти царя в своей стране и возвышению Ираншахра в международной политике, что нашло отражение в словах автора «Книги деяний»: «А после того как Ормизд пришёл к власти он сумел Ираншахр объединить в одно государство, а правителей различных областей он заставил подчиниться своей власти. Он требовал дань и подать от Рума (Рима) и Индии и сделал Ираншахр ещё краше, сильнее и славнее.» Ормизд I, как и его отец, именовал себя «царём царей Ирана и не-Ирана » ( šāhān šāh ērān ud anērān ), и первым из Сасанидов он чеканил этот титул на монетах. Ат-Табари так характеризует этого царя: «Внешне он походил на Ардашира, но не был равен ему в проницательности и искусстве правления; однако, как считают, превзошёл самого себя храбростью, отвагой и статью».

В пересказах ас-Саалиби и Гардизи до нас дошли известия о том, что Ормизд I воевал с эфталитами , победил их, сделал своими данниками и установил границу. Гардизи говорит о «согдийских эфталитах», а у ас-Саалиби это сообщение выглядит как пояснение: «эфталиты, которые суть согдийцы ». Но едва ли эфталиты, не игравшие в III веке заметной роли, были тогда противниками Ормизда. Вероятно, в первоисточнике шла речь о войне с хионитами , как персы называли гуннов и прочих кочевников. Неопределённость этого названия не даёт возможности назвать противников Ормизда. Поскольку в источниках напавшие эфталиты ассоциируются с Согдом , можно предположить, что боевые действия развернулись в Средней Азии. Но не исключено, что упоминание о Согде относится именно к эфталитам, которые владели им в V‒VI веках, и никак не связано с рассматриваемыми событиями.

Как и его отец, Ормизд отличался большой веротерпимостью. На реверсах монет Ормизда изображались не только традиционный Ормазд , но также Михр и Анахита . Известно, что царь давал аудиенцию пророку Мани , в результате которой он возобновил охранное письмо, выданное тому отцом и разрешил поехать проповедовать в Вавилонию. Однако, из надписи Картира на « Каабе Зороастра » известно также, что Ормизд покровительствовал и Картиру, верховному жрецу зороастризма и главному противнику Мани: «Мне Хормизд, царь царей, вручил кулах и камар (головной убор и пояс — инвеститурные знаки титула) и дал мне более высокое место и власть, и меня при дворе, в каждом шахре, каждом месте, во всем государстве, в отношении богоугодных деяний сделал более авторитетным и могущественным, и дал мне имя: “Картир, мобед Ахурамазды ”».

У шаха были сыновья — Хормиздак и Варахран, — известные по одной из надписей, но иных следов в истории Сасанидского Ирана они не оставили. Согласно местному фольклору, Ормизд I был похоронен в Рам-Хормизд.

Правление Ормизда I заняло, согласно выпискам Сергия, приведённым у Агафия Миринейского , 1 год и 10 дней. Аналогичные данные приводятся у ат-Табари , хотя в некоторых источниках 10 дней заменяются на 10 месяцев года. Но упоминание о 10 месяцах кажется скорее ошибкой позднейших компиляторов ‒ в одних случаях невольной, в других — сознательной. Например, в «авестийском списке» как он приведён у Ормизду отводятся 1 год и 10 дней правления, но у Бируни в передаче того же списка — 1 год и 10 месяцев. По мнению самого ал-Исфахани Хормузд правил 1 год 10 месяцев.


Сасаниды

Предшественник:
Шапур I
шахиншах
Ирана и не-Ирана

271 / 272 272 / 273
(правил / лет)

Преемник:
Бахрам I

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  2. Надпись Шапура I на «Каабе Зороастра» в Накше-Рустаме
  3. . Дата обращения: 28 марта 2022. 10 ноября 2021 года.
  4. . Дата обращения: 24 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  5. . Дата обращения: 24 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  6. . Дата обращения: 28 марта 2022. 23 февраля 2022 года.
  7. . Дата обращения: 24 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  8. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван. — С. 295—296.
  9. . Дата обращения: 3 марта 2014. 23 февраля 2014 года.
  10. Дашков С. Б. Цари царей — Сасаниды. — С. 71—72.
  11. . Дата обращения: 24 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  12. . Дата обращения: 6 марта 2014. 4 марта 2015 года.
  13. . Дата обращения: 24 января 2015. 28 января 2015 года.
  14. Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван. — С. 46—47.

Литература

  • Цари царей — Сасаниды. История Ирана III — VII вв. в легендах, исторических хрониках и современных исследованиях. — М. : СМИ-АЗИЯ, 2008. — 352 с. — 4000 экз. ISBN 978-5-91660-001-8 .
  • Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — М. : Издательство восточной литературы, 1961. — 444 с.
  • Кембриджская история Древнего мира. Том 12. Кризис империи 193-337 гг.: в 2-х полутомах / Под ред. А.-К. Боумана, А. Камерона, А. Гарнси; пер. с англ., подготовка текста, предисловие и примечания А. В. Зайкова. — М. : Ладомир, 2021. — 1200 с. — (Кембриджская история Древнего мира. Т. XII). — ISBN 978-5-86218-605-5 .
  • Мишин Д. Е. Хосров I Ануширван (531–579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. — М. : Институт востоковедения РАН, 2014. — 696 с. — ISBN 978-5-89282-588-7 .
  • Marie-Louise Chaumont, «Les Grands Rois sassanides d’Arménie (III siecle)», dans Archeologia Iranica, Mélanges en l’honneur de R. Ghirshman , Leiden, E. J. Brill, 1970, рр. 6-93.
Источник —

Same as Ормизд I