Народное единство (Греция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Архаи́ческий пери́од в исто́рии Гре́ции (др.-греч. ἀρχαῖος — древний) — термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития искусства Древней Греции, в основном изобразительного и художественных ремёсел, 750—480 гг. до н. э., промежуточному между периодом геометрического стиля и искусством классической Греции . Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б ).
В конце XX века термин «архаический» был подвергнут критике: Энтони Снодграсс указывает, что неверно рассматривать этот период как «подготовку» к классической эре — он был самостоятельным эпизодом греческой истории с собственной развитой культурой, а Майкл Грант замечает, что «архаичность» подразумевает некую примитивность, тогда как архаическая Греция была одним из наиболее плодотворных периодов в мировой истории .
По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения (население Греции выросло десятикратно) и материального благосостояния (уровень материального производства в Элладе и эллинских колониях был определённо самым впечатляющим по найденным артефактам), пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. p. 13. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса I в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись , характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.
Микенская Греция была разделена на царства, на территории каждого из которых население жило в городах и крупных поместьях, принадлежавших знати. Царствами правили цари, претендовавшие на божественное происхождение и правившие из столиц — «полисов», в которых находились дворцы или цитадели- акрополи («высокие города»), которые для целей эффективной обороны возводились на наиболее высоких в данной местности холмах. В течение тёмных веков дворцы, цари и усадьбы перестали существовать, население уменьшилось, города были покинуты или превратились в деревни среди руин, а на смену царской бюрократии пришли более примитивные формы власти в виде племенной структуры.
Резкий рост населения в начале архаического периода стал причиной возврата к городскому образу жизни, основания новых городов и расширения старых центров.
Маргалит Финкельберг посвятила своё исследование обычаям наследования легендарных и исторических царей в доклассической Греции, где наследование от отца к сыну не было нормой, а существовал иной обычай: новый царь, обычно изгнанный из какого-либо иного царского рода, завоёвывал своё право стать «зятем» прежнего царя, что легимизировалось браком с его «дочерью» (термин, по-видимому, также условный). Такая традиция неоднократно повторяется в греческой мифологии и связана с такими известными именами, как Пелопс, Беллерофонт, Мелампой, Пелей, Теламон, Тевкр, Андраймон, Диомед, Менелай и рядом других. В Греции вплоть до эллинистического периода отсутствует перечень царей, столь характерный для Ближнего Востока и Анатолии. Если царю наследовал его «зять», то, как отмечает Финкельберг (1991:305), это означало, что царице наследовала её дочь, притом, что в остальном культура оставалась патриархальной: «Это означает, что в Спарте , очевидно, и в других местах, где засвидетельствовано царство по праву брака скорее чем по праву наследования, мы наблюдаем линию цариц от матери к дочери».
К концу Архаического периода, цари были смещены тиранами , появился новый вид правительства- город-государство , также называемый полисом . Царства окончательно исчезли, даже несмотря на то, что продолжали существовать царские династии, память о которых хранилась обществом. Взамен возникла новая организация: многие крупные населённые пункты стали автономными, во главе с правительством республиканского типа. Этот процесс обозначает древнегреческий термин синойкизм , который обозначает поглощение деревень и включение племенных структур в состав полисов . Типичным публичным зданием становится акрополь .
Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства — скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. В эпоху архаики, бывшей временем становления греческих полисов и интенсивного сложения древнегреческой культуры, формируются основные градостроительные принципы, виды храмов, жилых и общественных зданий. Получает развитие ордерная система (в том числе дорический и ионический ордера) .
В вазописи в середине и 3-й четверти 6 в. до н. э. достиг расцвета чернофигурный стиль и около 530 до н. э. — краснофигурный стиль .
В керамике ориентализирующий стиль , в котором заметно влияние искусства Финикии и Сирии, вытесняет прежний геометрический стиль .
С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика , возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э., и более поздняя краснофигурная керамика , которую создал вазописец Андокид около 530 г. до н. э.
В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта — такие, как поза «левая нога вперёд», « архаическая улыбка », шаблонное стилизованное изображение волос — так называемые «волосы-шлем».
Архаика — время сложения монументальных изобразительных и архитектурных форм. В эпоху Архаики сложились дорический и ионический архитектурные ордера.
Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.
В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры — статуи обнажённого юноши-атлета ( курос ) и задрапированной девушки ( кора ). Куросы всегда ваялись в полный рост в позе ходьбы. Одна нога всегда выступала вперёд, лицо украшала архаическая улыбка. Но в этих скульптурах нет естественности: это выглядит, будто куросы только притворяются, что идут, положение конечностей неорганично. В скульптурах юношей нет индивидуальности — они все одинаковы. Не отличается даже мимика, везде это «архаическая улыбка». Намного более многогранны изваяния девушек. Эти статуи создавались с некоторыми изменяющимися чертами.
К концу Архаического периода греки достигли заметных успехов в реализме скульптур, но мимика так и оставалась неподходящей. Например, у статуи умирающего воина тело передано крайне натурально: вены на руках набухли, рука, что держит щит, слабеет, все мышцы напряжены, но на лице так и осталась эта улыбка с выпученными глазами. Такое выражение лица полностью противоречит ситуации и никаким образом не передаёт внутреннего состояния человека.
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора , терракоты , бронзы , дерева и редких металлов. Эти скульптуры — как отдельно стоящие, так и в виде рельефов — использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.