Темирбулатова, Сапияханум Муртузалиевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ай-Ханум ( перс. آیخانم , узб. Oyxonim ) — древний город Греко-Бактрийского царства , руины которого (до их уничтожения на рубеже XX и XXI веков) находились в афганистанском районе провинции Тахар , близ границы с Таджикистаном , на левом берегу реки Пяндж , у устья реки Кокча . Расположенные в 100 км друг от друга городища Ай-Ханум и Тахти-Сангин — важнейшие памятники эллинистической культуры в Центральной Азии .
Древнее (греческое) название города доподлинно неизвестно , хотя в прошлом его пытались отождествить с Александрией-на-Оксе ( др.-греч. Ἀλεξάνδρεια ἡ ἐπὶ τοῦ Ὄξου ).
Структура греко-бактрийского города была продиктована геологическим строением материкового останца , состоящего из нескольких террас, в соответствии с которыми город делится на три части:
На развалинах монументального здания эллинистического периода был построен обжигательный горн, когда город Ай-Ханум практически не существовал .
Уже в эпоху бронзового века на территории города существовало поселение. Раскопки показывают военное присутствие здесь Ахеменидов .
Превращение более ранних поселений в крупный городской центр датируется временем Селевка Никатора и относится к рубежу IV—III вв. до н. э. Расцвет города приходится на III—II вв. до н. э., когда были возведено большинство зданий. Разрушение города связывается с нашествием ираноязычных кочевых племён (вначале скифов-саков , затем тохаров , они же юэчжи ) на Бактрию в середине II века до н. э. (около 135 года до н. э.). С тех пор город больше не восстанавливался.
Открытие и исследование города связано с именем афганского короля Захир-Шаха , большого любителя древностей. Во время одного из путешествий короля по регионам страны представители местной администрации устроили для короля традиционную охоту на тигра, но, зная о исторических увлечениях Захир-шаха, обставили её так, чтобы маршрут лова проходил по территории, «…где из земли торчали каменные столбы». Король, естественно, обнаружил остатки древних строений и сообщил об этом Даниэлю Шлюмберже , занимавшему тогда пост директора .
Шлюмберже со своим помощником выехали на место. Уже сам осмотр территории городища и характер подъёмного материала позволил говорить об уникальном открытии эллинистического города в глубинах Азии ( 1964 г.). Это открытие существенно изменило представления о характере и качественных характеристиках эллинистической культуры в Азии.
Ещё с XVIII в. европейским учёным были известны монеты высокого качества с удивительно искусно выполненными портретами греческих царей Бактрии. Однако зримых памятников бактрийской культуры, подобных Риму, афинскому Акрополю, или персидскому Персеполю, обнаружено не было. Поэтому исследователи оперировали в основном материалами последующих эпох, реконструируя на их основе античную культуру Центральной Азии. Несмотря на огромное количество материалов кушанской эпохи, говорящих о устойчивой античной основе, отсутствие непосредственно эллинистических памятников (за исключением монет) представлялось досадным недоразумением. Особенно остро вопрос об эллинистической культуре Бактрии встал после неудачи с зондажами в Балхе, где эллинистические слои были либо частично скрыты из-за высокого уровня грунтовых вод, или же давали невыразительный материал, что побудило выдвинуть тезис о «бактрийском мираже» (Фуше в 1925 г.), говорящим о том, что Бактрия была слаборазвитой страной, монетные формы для которой делали приезжие греческие мастера, а античные мотивы в буддийских памятниках объяснялись римским влиянием. Более трезво мыслящие исследователи, среди которых особенно выделялся Д. Шлюмберже, предполагали, что отсутствие эллинистических памятников связано с плохой изученностью региона.
Однако ситуация усугублялась общей слабой изученностью эллинистических памятников Востока, что давало повод говорить о слабости греко-македонской колонизации и периферийном значении восточного региона в системе всей античной культуры. Но, как впоследствии оказалось, слабая изученность эллинистической культуры Востока была связана именно с греко-македонской колонизацией, так как большинство современных городов этого региона возникло именно в ту эпоху. Ай-Ханум был единственным крупным эллинистическим городом в Центральной Азии, сохранившимся в таком хорошем состоянии и давшим эталонные памятники эллинистической культуры мирового уровня.
В том же 1964 г. Д. Шлюмберже выехал на повышение в Дамаск, осуществив мечту своей жизни — открыв настоящий эллинистический город в Центральной Азии.
С 1965 года началось планомерное исследование городища французскими археологами во главе с профессором П. Бернаром, ставшим главой миссии. Городище находилось непосредственно у советско-афганской границы, поэтому первые два года в раскопках принимали участие советские специалисты — в 1965 г. это были И. Т. Кругликова (специалист по греческим памятникам Причерноморья) и Б. А. Литвинский (от таджикской Академии Наук), в 1966 г. — Г. А. Кошеленко (крупный исследователь эллинизма, тогда только что завершивший кандидатскую диссертацию по культуре Парфии) и Р. М. Мунчаев .
Вплоть до 1978 г. были выявлены и исследованы основные здания и сооружения древнего города. Были исследованы: дворцовый комплекс с парадным двором, украшенным колоннадой коринфского ордера, обследованы кладовые и архив. Также исследован гимнасий очень крупных размеров. Возле дворца был обнаружен и раскопан героон Кинея — одного из ойкистов (основателей города). Рядом с ним было исследовано несколько зданий. В Ай-Ханум был открыт типично греческий театр, располагавшийся на склоне Акрополя. Также были исследованы фортификационные сооружения вавилонского типа — толстые стены из сырцового кирпича.
В Ай-Ханум были обнаружены «полуфабрикаты» дисков из бронзы для чеканки монет, слитки из серебра и золота, свинцовые гири и разновесы. Это говорит о том, что в городе был свой монетный двор.
Последние несколько лет исследовалась также и хора (под руководством Ж.-К. Гардэна) — земледельческая округа древнего города, позволившая выявить сеть сельских поселений и систему ирригационных сооружений, строительство которых, вероятно, было довольно трудоёмким и довольно дорогостоящим предприятием.
О наличии традиционной эллинской духовной среды, воспитания, религии и философии в Бактрии красноречиво говорят находки письменных текстов в Александрии Оксианской.
Так, в городском гимнасии было найдено посвящение Гермесу и Гераклу, традиционное посвящение покровителям гимнасиев и палестр:
В погребальном герооне города на гробница ойкиста Киния был обнаружен остаток стелы с высеченным отрывком текста из Дельфийских максим — заповедей на каждый период жизни, приписываемых семи греческим мудрецам . Максимы были скопированы в храме в Дельфах и заложены здесь непосредственно философом-перипатетиком Клеархом Солийским — учеником Аристотеля .
Помимо этого, в дворцовой библиотеке Александрии на Оксе, археологи обнаружили на глиняном полу уникальную находку — отпечаток небольшого папирусного отрывка из философского текста послеплатонического круга. Теперь этот отрывок идентифицирован как часть диалога Аристотеля «Софист». (Попов А. А. Греко-Бактрийское царство. — СПб., 2008. — С. 166, 210, 215—216).
После сворачивания работ в 1978 году на городище орудовали местные жители, искавшие несметные сокровища, якобы погребённые под руинами древнего города. Культурному слою уникального памятника был нанесён непоправимый вред — грабительские раскопки велись путём рытья ям в хаотичном порядке по всей территории городища, создавших характерную «рябь» рельефа, видимую даже на космических фотографиях Google Maps. По словам доктора исторических наук :
Когда в начале 2000-х гг. наши французские коллеги смогли попасть на территорию Ай-Ханума, они убедились, что город безвозвратно погиб. Каждый из местных жителей получал участочек и рыл на нём ямки, пытаясь найти там ценности, которые можно продать. Культурный слой уничтожен, и пейзаж теперь похож на лунный .