Interested Article - Октогон (архитектура)
- 2021-05-05
- 1
Октогон , Октагон ( др.-греч. οκτωγωνων — восьмиугольник , лат. οctοgοn — восьмиугольник ) — геометрическая фигура, восьмигранник ( нем. Oktogon ), в отличие от общего значения слова в архитектуре используется как в качестве элемента орнамента , так и в качестве основы планировки центрических сооружений . По преданию, первый архитектурный октогон образовался вокруг колонны Симеона Столпника (начало V в.), а затем он оказался включённым внутрь крестово-купольной церкви в Калат-Семане (Сирия). Такой восьмигранник часто изображают на иконах Св. Симеона Столпника. Архитектурный восьмигранник рассматривали и в символическом плане в качестве динамического развития формы квадрата к окружности — наиболее совершенной форме (символика античной задачи о квадратуре круга ). Квадрат рассматривали как символ земли, круг — символ неба. В эпоху итальянского Возрождения архитекторы предпочитали форму круга — постройки типа ротонды — и полусферические купола , символизирующие небесный свод и само совершенство.
С конструктивной точки зрения восьмиугольник прочнее как куба, так и цилиндра. Однако в античности предпочтение отдавали периптерам и круглым постройкам — моноптерам и толосам . Исключением является восьмигранная « Башня ветров » в Афинах (середина I века до н. э.), но только потому, что строителям необходимо было отразить символику восьми ветров. Октостильным храмом в Древней Греции называли разновидность периптера или диптера, имеющих по восемь колонн ( др.-греч. στυλος — столб, колонна ) на переднем и заднем фасадах.
Октогоны использовали древние римляне. Центральный зал « Золотого дома » императора Нерона в Риме (64—68 гг. н. э.) является восьмиугольным планом, он так и называется — Октогон. Формальное совершенство и динамическая симметрия построения: два квадрата, наложенные друг на друга с поворотом на 45°, как при построении квадрифолия , помимо конструктивной прочности, послужили поводом для придания восьмиграннику символического значения в христианстве: восьмой день после семи дней творения — «конец времён» и воскрешение к вечной жизни, которое даёт таинство крещения. Число восемь символизирует также соединение четырёх земных и четырёх небесных начал, поэтому восьмигранными делали крещальные купели и в форме октогона строили баптистерии , мартириумы , санктуарии (святилища), мавзолеи .
Мусульманские мазары также возводили октогональными. В 687—691 годах в Иерусалиме на храмовой горе возвели мусульманское святилище: Купол скалы на восьмигранном основании. Замечательным образцом архитектурного октогона является Латеранский баптистерий церкви Сан-Джованни-ин-Латерано в Риме, построенный в IV веке при императоре Константине и перестроенный в 430-х годах при папе Сиксте III. Особенно эффектна двухъярусная колоннада внутри, повторяющая наружный восьмигранник здания. Восьмиугольными в плане являются раннехристианские постройки Равенны : церковь Сан-Витале , Баптистерий православных, Баптистерий ариан. Восьмигранник образует первый ярус Мавзолея Теодориха . Королевская капелла в Ахене , знаменующая собой начало Каролингского Возрождения в Европе, также представляет собой октогон. Восьмигранным построен Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции .
Световые башни над средокрестиями западноевропейских готических соборов, тибуриумы и лантерны строили восьмигранными исключительно по причине прочности такой конструкции. Наиболее знамениты октогональная башня собора в Или (Англия) (1323—1330), собора в Милане (1500) в Италии и в Кутансе (1220—1275) во Франции. Восьмигранными в плане возводили здания капитулов — в Вестминстере, Йорке, Линкольне.
Исследователи раннехристианской архитектуры считают, что октогональные постройки происходят от западных образцов, но классический вид получили в Византии, на Балканах в Великой Моравии. Баптистерий кафедрального собора в Корсуни, где в 988 году происходило крещение киевского князя Владимира Святославича, также имел восьмигранный план. На Руси октогоны были исключением, в основном в качестве результата деятельности западноевропейских мастеров, как например церковь Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре в Москве (1514—1517, надстроена восьмериком в 1686 году). Происхождение схемы русских церквей « восьмерик на четверике » в дереве и в камне, в частности, нарышкинского стиля , вызывает дискуссии. Но, так или иначе, они являются модификациями всеобщей центрической схемы. Восьмигранный сруб органичен для деревянных построек, так же как итальянский и византийский октогон в камне. Так, восьмерик церкви русского барокко Знамения в Перове (1690—1705) является октаконхом («сложенным» из четырёх конх, то есть выступов апсид .
Оригинальным барочным претворением византийского октогона является капелла Сан-Джованни-ин-Олео (Св. Иоанна в масле) на месте пытки святого Иоанна Евангелиста в котле с кипящим маслом у Латинских ворот в южной части Рима (построена в 1508 г., перестроена в 1657-м архитектором Ф. Борромини ). Крестово-купольные, ротондальные и октогональные сооружения часто объединяют в один композиционный тип, тем более, что в них часто имеет место сочетание разнообразных конфигураций. Так, знаменитый купол флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре , построенный Филиппо Брунеллески в 1420—1436 годах, сделан восьмигранным, поскольку он опирается на восьмигранное основание средокрестия. Октогональной в плане является уникальная церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции.
-
Латеранский баптистерий времён императора Константина. План. Реконструкция А. Палладио
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. План. 527
-
Тибуриум собора в Или, Англия. XIV в.
-
Капелла Сан-Джованни-ин-Олео . Рим. 1508. Перестройка Ф. Борромини . 1657
-
План средокрестия (основания купола) собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. 1420—1436. Проект Ф. Брунеллески
-
Церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. 1631—1681
См. также
Примечания
- Pevsner N., Honour H., Fleming J. Lexikon der Weltarchitectur. München: Prestel, 1992. S. 462
- Керлот Х. Э. Словарь символов. — М.: REFL-book, 1994. —С. 126—127
- Власов В. Г. Октогон // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 425—427
- Иоаннисян О. М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века (История вопроса и некоторые аспекты архитектурной формы)// Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. — СПб.: Государственный Эрмитаж, 1998. — С.20—46
- 2021-05-05
- 1