Эволюционный анахронизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Анахрони́зм (от др.-греч. ἀνα- — приставка со значением обратного действия + χρόνος «время») — в исторической науке , литературе , кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии . В переносном смысле — что-либо несовременное, пережиток старины.
Анахронизм — в восприятии людьми исторических событий — выраженный в виде проецирования своего образа мышления (априори искажённого) на другие исторические времена.
Примеры анахронизмов в истории:
В 2009 году в своей книге «Кавказский капкан: Цхинвал — Тбилиси — Москва» Александр Широкорад в разделе, посвящённом русско-персидской войне 1804—1813 гг. , пишет:
С началом навигации 1805 года в Астрахани была сформирована эскадра из фрегата, четырёх галиотов, яхты и шкоута под командованием капитан-лейтенанта Ф. Ф. Веселаго . На суда эскадры был посажен десант под командованием генерал-майора И. И. Завалишина (около 800 человек при трех пушках)…
— С. 12.
Этот отрывок содержит грубую историческую ошибку — Ф. Ф. Веселаго родился через 12 лет после описываемых событий, а эскадрой командовал Е. В. Веселаго .
Примеры анахронизмов в литературе:
В живописи анахронизмы обычны в эпохи Средневековья, Возрождения и отчасти классицизма, когда античные и библейские персонажи изображались в костюмах и антураже эпохи, современной художникам (или отражали тогдашние представления о старине).
разделил анахронизмы на пять категорий :
Анахронизмы в кино в некоторых случая неизбежны, например, в фильмах о средневековье. Пью и Вайсл ввели шестую категорию анахронизмов, «существенные» — те, которые помогают кинематографисту выстроить связь между прошлым и настоящим (или будущим)) .
Многие писатели-фантасты в своих произведениях о будущем допускают ненамеренные анахронизмы из-за реально происходящих политических и технологических изменений. У большинства советских фантастов в книгах, повествующих о событиях в XXI веке , действия происходят в СССР , который распался в 1991 году . В романе американского фантаста Айзека Азимова « Конец Вечности » действие заходит в далёкое будущее на много столетий вперед, «Реальности» при разных «Изменениях» моделируются с помощью мощной вычислительной техники , однако для распечатки результатов вычислений широко используется перфолента , информацию с которой Техник Главного Вычислителя виртуозно « читает с листа » .
Впрочем, для «анахронизмов будущего» сами писатели-фантасты и их читатели давно уже используют остроумное объяснение: если изображённые в прошлом в фантастической литературе (или кино) реалии некоего будущего (например, 2015 год из фильма «Назад в будущее-2», снятом в 1989 г.) не соответствуют конкретному наступившему будущему (реальному 2015 году), то всё это можно объяснить очень просто: мы попали в другой временной рукав, иными словами — в альтернативную реальность .
Анахронизм может применяться как сознательный приём (например, в бурлеске — Эней в «Энеиде» И. П. Котляревского представлен «козаком») или в произведениях, изображающих путешествие во времени. На обыгрывании анахронизмов построено стихотворение Давида Самойлова «Свободный стих».
Также «анахронизм» — вариант названия гиперманьеризма , постмодернистского течения в живописи, предлагающего авторскую интерпретацию искусства прошлого. В разговорном русском языке слово «анахронист» может употребляться как определение человека несовременного, приобретая синонимическую связь со словом «консерватор» .