Он писал оригинальные произведения на самые разные темы от музыки до
Гомера
и
вегетарианства
. Его
, или «Введение», введение в логику и философию
, был стандартным учебником по логике на протяжении всего средневековья в его латинских и арабских переводах
. Через такие труды, как «Философия от оракулов» и «Против христиан» (которые были запрещены
Константином Великим
)
, он был вовлечён в полемику с представителями
христианства
, критиком которого он был
.
Содержание
Научная деятельность
Из философских работ Порфирия в истории наибольшее распространение получило «Введение» к
Органону
Аристотеля
(
греч.
Εἰσαγωγή
,
лат.
Introductio
), известное также под названием «О пяти общих понятиях»
(
лат.
De quinque vocibus
). Трактат излагает логическое учение о признаках
понятия
:
род
,
вид
, видовое различие, признак собственный и несобственный/случайный. Трактат многократно переводился и комментировался учеными Востока и Запада. Усилиями
Боэция
, который сделал перевод греческого «Введения» на понятную всем латынь, а также дважды писал к нему комментарии, этот труд Порфирия стал настоящим философским букварём для средневековой Европы. В логике с именем Порфирия связано так называемое «
древо Порфирия
», иллюстрирующее многоступенчатую субординацию родовых и видовых понятий при
дихотомическом
делении.
Порфирий составил также комментарии к лекциям Плотина и к ряду важнейших диалогов
Платона
(в том числе к «
Тимею
»).
Наряду с теоретическими трактатами известны работы Порфирия по практической философии. В них он излагает учения о политических добродетелях; об очищении от
аффектов
; о добродетелях, обращающихся к уму; о добродетелях, в которых сам ум становится образцом для духовной жизни.
Порфирий придавал большое значение практической
мистике
, которую во многих сочинениях защищал и оправдывал. В небольшом трактате «О философии из оракулов» пытался толковать изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии; также ввёл в обиход платоников собрание анонимных гексаметров
Халдейские оракулы
, в котором отождествил верховное божество
халдеев
с платоновским Единым. Впрочем, возможно, практическую мистику он оставлял для философски непросвещенных кругов, а для себя сохранял путь чистой теории. В сочинении «О граде Божьем»
Августин
сообщает, что Порфирием был написан трактат «Восхождение души» (De regressu animae), где развивалось учение о двойном пути; пути чистого умозрения для философов и пути
теургии
— «для толпы».
Порфирий писал также
космологические
и
астрологические
сочинения, полемические работы против христианства. Большое сочинение (из 15 книг) «Против христиан» дало ранний образец библейской критики. Судя по сохранившимся фрагментам, Порфирий жёстко критиковал христианское представление о будущем преображении «образа мира сего», веру христиан в воскресение тел, а самое главное — учение о воплотившемся и страдавшем Боге, которое прямо противоречило господствовавшему в платонизме представлению о бестелесности и бесстрастности божества. Книга Порфирия вызвала опровержения со стороны христианских теологов, в том числе
Мефодия Тирского
,
Евсевия Кесарийского
,
Аполлинария
и других. В 448 году по указу императора
Феодосия II
все списки трактата «Против христиан» были уничтожены.
Порфирий проявлял интерес к математическим наукам. Он составил жизнеописание
Пифагора
. В обширный комментарий к «Гармонике»
Птолемея
Порфирий в частности включил уникальные цитаты из несохранившихся трудов
Архита
,
Теофраста
,
Птолемаиды
,
Дидима
, Элиана
,
Гераклида Понтийского (младшего)
и других древних текстов. В этот комментарий полностью включен трактат
Аристотеля
«О слышимых вещах» (
De audibilibus
), который больше ни в какой форме до нас не дошёл
, а также полный текст «Деления
канона
» (известного также под латинским заглавием
Sectio canonis
)
Евклида
. Комментарий к
«Началам» Евклида
, также составленный Порфирием, не сохранился (его упоминает и цитирует
Прокл
).
Порфирий вёл активную педагогическую деятельность. Среди его учеников были
Ямвлих
и
Теодор Асинский
. Любимым учеником Порфирия был римский сенатор из рода
Симмахов
Хрисаорий, которому Порфирий посвятил несколько своих книг.
Примечания
Aaron P. Johnson,
Religion and Identity in Porphyry of Tyre: The Limits of Hellenism in Late Antiquity (Greek Culture in the Roman World)
Cambridge University Press, May 20, 2013, p. 236 "...at the very least, we can affirm that all external evidence points to his being a Tyrian from Phoencia."
от 29 марта 2022 на
Wayback Machine
Передача заголовка по кн.: Античная философия. Энциклопедический словарь. М., 2008, с.601.
Судя по характеру и (научному) стилю цитируемого Порфирием источника, этот Элиан не имеет отношения к знаменитому
автору «Пестрых рассказов»
.
Современная наука ставит авторство Аристотеля под сомнение, называя в качестве возможных авторов Теофраста, Гераклида Понтийского, Стратона (ученика Теофраста), других перипатетиков. Приблизительная датировка этого важного текста — III в. до н. э.
Комментарии
О датах Порфирия, месте его рождения и философской школе смотреть здесь
, pp. 1226–1227.
, pp. 429–430 определяет Трансиорданию как место рождения Порфирия.
Полный список см. в разделе Beutler (1894–1980);
, p. 91 предоставляет еще один список
, p. xv clarifies that the
Isagoge
"[was] not an
Introduction to the Categories
, rather "[since it was] an introduction to the study of logic, [it] was... an introduction to philosophy--and hence accidentally an introduction to the
Categories
."
Литература
Тексты и переводы
Kommentar zur Harmonielehre des Ptolemaios
. Hrsg. v. I. Düring. Göteborg, 1932 (repr. New York, 1980).
Opuscula selecta.
Leipzig, 1886.
Commentaria in Aristotelem Graeca
. Vol. 4.1: Isagoge et in Aristotelis categorias / Adolfus, B. (ed.), Diels, H. (ed.). — Berlin: Reimer, 1887.
Porphyre
. Vie de Pythagore. — Lettre à Marcella. Texte établi et traduit par E. des Places, avec un appendice d' A. Ph. Segonds. 3e tirage 1982. 255 p.
Porphyre
. De l’Abstinence.
Tome I: Introduction. — Livre I. Texte établi et traduit par J. Bouffartigue et L. Patillon. 2e tirage 2003. LXXXV, 156 p.
Tome II: Livres II—III. Texte établi et traduit par J. Bouffartigue et M. Patillon. 2e tirage 2003. 347 p.
Tome III: Livre IV. Texte établi et traduit par M. Patillon et A.-Ph. Segonds, avec le concours de L. Brisson. 2e tirage 2003. LXIV, 217 p.
Порфирий
. О философии из оракулов. Против христиан. // Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1935. переизд.: М., 1990. С. 346—391.
Порфирий
. Введение к «Категориям». Пер. А. В. Кубицкого // Аристотель. Категории. М., 1939. С.53-83.
Порфирий
. Жизнь Пифагора. Жизнь Плотина. / Пер. М. Л. Гаспарова. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль. 1979. С. 449—476.
Порфирий
. О пещере нимф. / Пер. А. А. Тахо-Годи. // Лосев А. Ф. История античной эстетики. [В 8 т. Т.7] Последние века. Кн. 2. М.: Искусство.
1988
. С. 383—394.
Порфирий
. О пещере нимф. / Пер. В. Б. Черниговского. // Плутарх. Исида и Осирис. Киев,
1996
. С. 211—229.
Порфирий
. Об одушевлении эмбрионов. // Е. В. Афонасин, А. С. Афонасина. ΙΑΤΡΙΚΗ ΤΕΧΝΗ. Очерки истории античной медицины. Санкт-Петербург: Издательство РХГА,
2017
. С. 202—280.
от 1 февраля 2011 на
Wayback Machine
из «О воздержании» (IV 6-9) в пер. А. Г. Алексаняна.
О воздержании от мясной пищи. / Пер. В. Б. Черниговского. // Человек,
1994
, № 1-6.
Отправные положения к умопостигаемому (фрагменты). / Пер. В. В. Петрова. // Историко-философский ежегодник’95. М.,
1996
. С. 233—247.
Подступы к умопостигаемому. Пер. и комм. С. В. Месяц.
ΣΧΟΛΗ
, вып. 2, 2008, c. 277—306.
Сборник включает перевод сочинений: «Отправные точки [в движении] к умопостигаемому (Сентенции)», «О воздержании от одушевленных», «[Письмо] к Марцелле», «Послание к Гавру», сохранившиеся фрагменты сочинений «Об изваяниях», «Хроника», «История философии».
Клавдий Птолемей
. Гармоника в трех книгах.
Порфирий
. Комментарий к «Гармонике» Птолемея. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 456 с.
ISBN 978-5-89598-288-4
.
Иностранная литература
Barker, A.
Porphyry // Oxford Classical Dictionary. — revised 3rd. — 2003. — P. 1226–1227.
Beutler, R. (1894—1980). «Porphyrios (21)» in A. Pauly, G. Wissowa, W. Kroll, K. Witte, K. Mittelhaus and K. Ziegler, eds.,
Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft
, vol. 22.1.
Notopoulos, James A. (1940).
.
Classical Philology
.
35
(3): 284—293.
doi
:
.
ISSN
.
S2CID
.
Rahman, F. (1986).
.
Encyclopaedia Iranica
. Vol. II, Fasc. 3. pp. 271—273.
от 18 января 2021 на
Wayback Machine
Sarton, G. (1936). "The Unity and Diversity of the Mediterranean World".
Osiris
.
2
: 406—463.
doi
:
.
S2CID
.
Sadaune, Samuel.
Inventions et decouvertes au Moyen-Age :
[
фр.
]
. — Ouest-France, 2014. —
ISBN 9782737362415
.
Wilken, R.
Pagan Criticism of Christianity: Greek Religion and Christian Faith // Early Christian Literature and the Classical Intellectual Tradition. — 1979. — P. 117–134.
Исследования
Smith, M.
«A Hidden Use of Porphyry’s History of Philosophy in Eusebius’ Praeparatio Evangelica.» // Journal of Theological Studies 39 (1988): 494—504.
Kleffner A. J.
Porphyrius, der Neuplatoniker und Christenfeind. Paderborn, 1896.
Bidez J.
Vie de Porphyre le philosophe néo-platonicien. Gand — Lpz., 1913.
История философии, т. 1, М., 1940.
В. Ф. Асмус
. Античная философия. М., Высшая школа, 1998.
Лосев А. Ф.
История античной эстетики. Последние века. М.: Искусство, 1988. Кн. I. С. 15-120.
Афонасин, Е. В.
, пер. (2013) «Порфирий об одушевлении эмбриона», ΣΧΟΛΗ (Schole) 7.1, 174—236.