Interested Article - Хамидогуллары

Хамидогуллары ( осман. حميد اوغللری ‎, тур. Hamidoğulları ) — тюркский бейлик ( эмират , княжество ) в Малой Азии со столицей в Эгридире , и правившая им в период между примерно 1300 и 1423 годами одноимённая династия. Своим названием бейлик и династия обязаны основателю — Хамиду-бею . Династия также называется Хамидиды , бейлик — Хамид . Южная часть бейлика с центром в Анталии называлась провинция Тек(к)еогуллары .

Контролируя пути из Коньи в Анталию, Хамидиды представляли собой значительную силу. Внук основателя бейлика, Дюндар , захватил Анталию, а сын Дюндара, Исхак , присоединил к бейлику территорию бывшего бейлика Эшрефогуллары , на которую предъявляли претензии Караманогуллары . Борьба за эти земли привела к тому, что в 1381 году Хусейн-бей продал часть бейлика вместе со спорными землями османскому султану Мураду I . Алаэддин-бей Караманид продолжил борьбу за земли уже с Мурадом и Баязидом I , что привело к поглощению османами бейликов как Караманидов, так и Хамидидов предположительно между 1390—1398 годами.

После Ангорской битвы в 1402 году южная часть бейлика была восстановлена и просуществовала до 1423 года, после чего земли бейлика окончательно перешли под контроль османов.

История

Создание бейлика Хамид

Образование бейлика.
· A. Трапезундская империя
· B. Византийская империя
· D. Киликийская Армения
· E. Государство сельджуков
· 1. Чобаногуллары
· 2. Караманогуллары
· 3. Инанчогуллары (Ладик)
· 4. Сахиб-Атаогуллары
· 5. Перванэогуллары
· 6. Ментешеогуллары
· 7. Эшрефогуллары
· 8. Джандарогуллары
· 9. Карасыогуллары
· 10. Османогуллары
· 11. Гермияногуллары
· 12. Хамидогуллары

Ко второй половине XIII века на территории Малой Азии существовало два крупных государства, у каждого из которых период расцвета был позади. Византийская империя , уже пережившая распад после захвата Константинополя в 1204 году на Латинскую , Никейскую и Трапезундскую империи, временно возродилась в 1261 году на уменьшенной территории. Конийский султанат , осколок Сельджукской империи , в своё время отвоевавшей у Византии территории, подвергался набегам монголов , постепенно сдавая позиции. Под напором монголов в Анатолию и Сирию из Средней Азии перекочёвывали тюркские племена .

Хамид-бей принадлежал огузскому племени йомуд или Салыр . Он прибыв в Анатолию и поступил на службу к Алаеддину Кейкубаду . Заслужив доверие сына Алаэддина Гияседдин Кейхосрова , в 1240 году Хамид получил назначение в Ыспарту и Бурдур . Именно Хамид в 1250 году построил на реке Ешылырмак, разделяющей Токат , мост Хыдырлык для встречи и объединения трёх сыновей Гиядедина Кейхусрева: Иззеддина , Рукнеддина и . В 1291 году, когда власть сельджуков ослабла, Хамид попробовал создать на управляемых им землях независимый бейлик (эмират) . Хамид отчеканил монеты от имени Алаэддина, при этом надпись на них содержит не только стандартную формулу имени султана, но и необычную фразу, ранее в исламских монетах не встречавшуюся: «не дай бог» ( тур. humiyet ani’l-âfât ). Возможно, эта фраза относилась к опасности, исходившей от монголов. Когда Масуд II не смог справиться со стремительно отделяющимися уджами , он попросил помощи у ильхана. Гайхату прибыл в Анатолию с большой армией. Караман, Эшреф, а затем и Хамид подверглись разрушениям и массовым убийствам. Пострадали Эгирдир, Ыспарта и Бурдур . Во время этого рейда Гайхату Хамиду-бею пришлось временно отступить в горы . В 1299/1300 году Хамид-бей объявил о своей независимости и сделал своей столицей Улуборлу , хотя пока он чеканил монеты от имени Газан-хана . Под управлением Хамида были Ыспарта, Бурдур, Эгридир , Агросе , Гёнен , Барле, Кечиборлу , Ялвач , Чаркарыкашач, Авшар, Сютчулер , Инчирли и Агласун . Хамид правил как «улубей» (старший бей) и называл себя султаном и падишахом , используя все титулы сельджукских султанов . Тем не менее, на монетах анатолийских беев пока ещё указывалось имя сельджукского султана. В 700 году (1300—1301) в Улуборлу была отчеканена монета от имени Масуда II .

Дюндар-бей.

Ташмедресе

Начало правления

После смерти Хамида-бея ему наследовал его сын Ильяс, который был, вероятно, уджбеем сельджуков в Писидии с центром в Гёнене, а после Ильяса-бея управление бейлика перешло к его старшему сыну Фелекюддину Дюндару-бею . Точная дата события неизвестна, однако нет сомнений, что это произошло не позднее 1314/15 года . Никакой другой информации о сыне Хамида и отце Дюндара, Ильясе не обнаружено .

При жизни своего деда Хамида-бея Дюндар управлял Эгридиром и Бурдуром, имея широкие полномочия, это подтверждается мавзолеем, построенным Дюндаром в 700 (1300—1301). В надписи на мечети Улуджами Дюндар назван «мелику-умера» — титул главнокомандующего в период сельджуков .

Около 1307 года Дюндар перенёс столицу в Эгридир, который ранее использовался в качестве летнего курорта для султанов-сельджуков, поскольку из Эгридира можно контролировать пути между Коньей и Анталией. Город Дюндар назвал в честь себя Фелекабад .

Дюндар-бей за короткое время захватил Асикараагач, Ешилову и Тефенни , расширив территорию до Денизли и Гермияногулларов с одной стороны и до Анталии с другой. В 1312 году он захватил Гёльхисар и Коркутели и стоял у стен Антальи. Однако он был среди турецких беев, которые заверили свою лояльность государству ильханов в июле 1314 года, когда Олджейту послал эмира Чобана в Анатолию .

Ветвь в Анталии (Теке)

Когда эмир Чобан покинул Анатолию в конце 1316 года, а Олджейту умер, Дюндар снова начал завоевания, воспользовавшись борьбой за власть в государстве Хулагуидов . В это время он захватил Анталию (в период между 1316 и 1318 годами ) и, согласно тюркской традиции, оставил правителем города своего родственника — брата Юнуса . Тем самым было положено начало анталийской ветви Хамидолулларов — Теке . По словам Узунчаршилы, называть эту часть бейлика отдельным бейликом Текеогуллары стали во времена Мубаризеддина Мехмеда-бея , также известного как Теке-бей .

Последние годы

После захвата Антальи влияние Дюндара-бея выросло , он перестал признавать власть ильханов, объявил о своей независимости и объявил себя султаном . В 1321 году он начал чеканить монеты, не упоминая на них имени ильхана Абу Саида Бахадура-хана . Родственники Дюндара правили в подвластных Дюндару городах: Юнус в Анталии, другой брат Дюндара, Ферхад — в бывшей столице, Улуборлу, сын Дюндара, Мехмед — в Гёльхисаре , один из сыновей Юнуса, Хызыр — в Коркутели .

Сын Чобана, , был назначен бейлербеем Анатолии . Он совершил рейд по бейликам, чтобы добиться повиновения беев. После нападения на Караманидов и Эшрефидов , Тимурташ окружил Фелекабад. Дюндар не смог оказать сопротивления и бежал в Аланию. Племянник Дюндара и старший сын Юнуса, Махмуд, выдал дядю Тимурташу, который казнил Дюндара . К началу 1327 года Дюндара уже не было в живых . Возможно, могила бея находится у ворот Замка в Эгридире .

Когда Тимурташ восстал против ильхана и бежал в Египет , Махмуду пришлось укрыться у мамлюков вместе с ним .

Возрождение бейлика. Исхак, Хызыр Исхакоглу, Хызыр Юнусоглу

После бегства Тимурташа и Махмуда, в Анталии стал править Хызыр-бей . В Эгридире временно управление перешло к внуку Дюндара — Хызыру , который правил от имени отца, Исхака . Сам Исхак с жалобой на Тимурташа отправился в Каир . В августе 1328 года убийца Дюндара был казнён . Когда Исхак вернулся в Эгирдир в 1328 году, временное правление его сына Хызыра закончилось . Историки полагают, что Исхак правил всей территорией своего отца .

Исхак присоединил Акшехир , Бейшехир , , он, как и его отец, Дюндар, использовал титул султана, и правил в Эгридире как старший бей. В Гёльхисаре правил дядя Исхака, Мехмед , в Улуборлу правил сын Исхака Хызыр , двоюродный брат Исхака и сын Юнуса (тоже Хызыр) правил в Анталии , ещё один сын Исхака, Зекерия, правил в Теке-Карахисаре .

После смерти Исхака до 1335 года Хызыр-бей во второй раз стал править в Эгридире. В 756 (1364/65) году Хызыр-бей совершил хадж . Во время паломничества Хызыра бейликом управлял его сын Ибрагим-бей, который правил в Улуборлу . Как следует из надписи Куббели Масджид, которая возведена в 770 (1368/69) году, Хызыр-бей умер за некоторое время до строительства этой мечети . Он оставил управление княжеством Хусамеддину Ильясу-бею , сыну своего племянника Мустафы .

Борьба с Кипром. Хусамеддин Ильяс и Мубаризеддин Мехмед

Источники сообщали противоречивую информацию о том, кто правил в Анталии после Хызыра Юнусоглу. Согласно Аль-Калкашанди после Хызыр-бея новым эмиром южной части бейлика стал Дади-бей, в то время как Али называл брата Хызыра, Махмуда, его наследником. И.Узунчаршилы упоминал, что Махмуд был правителем после или до Дади бея, а до 1373 года сын Махмуда-бея, известный под прозвищем Кучук («Маленький») Мехмед-бей, пришёл к власти в Анталии. Согласно последним данным, после Хызыра правил Дади-бей, а после него сын Махмуд-бея Мубаризеддин Мехмед или «Маленький» Мехмед .

В 1361 году король Кипра захватил Анталию . В это время Мехмед был в Истаносе . После того, как войско крестоносцев покинуло Анатолийское побережье, Мехмед-бей решил отвоевать город . Попытки Мехмеда вернуть город при помощи Ильяса-бея и бея Карамана до 1373 года были безуспешны . Мехмед даже предложил выкупить город, но получил отказ .

Мамлюкский султан послал письма анатолийским беям с предложением вступить в антикипрский альянс, в том числе Ильясу-бею и Мехмеду-бею (который перенёс столицу в Коркут после падения Антальи . Они вступили в альянс и в феврале 1367 года прибыли к Караманоглу Алаеддину-бею . Армия из 40 000 человек под командованием Ильяса-бея и Исы-бея Айдынида подошла к Корикосу , находившемуся под властью короля Кипра. Пьер де Лузиньян прислал на подмогу своего брата Жана, который 28 февраля 1367 года вместе с войском на шести галерах высадился на берег , несмотря на умелую и точную стрельбу лучников Ильяса-бея . Крестоносцы, которые несли большие потери, были вынуждены укрыться в замке. Однако 7 марта 1367 года беи свернули свой лагерь, сняли осаду и ушли от Корикоса. Причиной этого стало известие о смуте в Каире .

После кампании в Корикосе отношения Ильяса-бея и Алаэддина-бея испортились. Между ними началась борьба, в ходе которой Алаеддин-бей напал на Фелекабад и разрушил город, а Ильяс-бей бежал к Сулейману Гермианоглу. Восстановить бейлик Ильяс смог лишь через почти два года при помощи Сулеймана и османского султана Мурада I .

К в апреле 1373 года началась Кипро-генуэзская война . Для Кипра было слишком затратно держать в Анталии гарнизон. 14 мая 1373 года Мехмед-бей занял Анталию. По различным источникам это произошло либо в результате штурма, либо стало следствием договорённости с королём Кипра . Дата смерти Мехмеда неизвестна, но он умер после декабря 1377 года .

Хусейн-бей. Продажа части бейлика османам

Дата смерти Ильяса-бея неизвестна, но предположительно, это произошло до 1375 года. После его смерти беем стал его сын Кемаледдин Хусейн-бей . В 1381/82 году, когда Мурад I приехал в Кютахью , он вызвал Хусейна, который был обеспокоен стремлением Караманоглу Алаэддина-бея захватить бейлик Хамидидов. На встрече с султаном Хусейн договорился о продаже Мураду бывших земель Эшрефидов за 80 000 золотых . Хусейн-бей признал себя вассалом османов и получил разрешение править в регионах Ыспарты, Улуборлу, Кечиборлу, Бурдура и Гёльхисара . 2000 лучников, посланных Хусейном в османскую армию принимали участие в Косовской битве 1389 года и сыграли важную роль в победе османов . После смерти Мурада I в битве османский престол занял его сын Баязид I . Часть анатолийских беев решила воспользоваться сменой власти и разорвала договорённости, отказавшись подчиняться султану. Баязиду пришлось отправиться с армией в Анатолию и привести беев к повиновению. В итоге беи Айдыногуллары , Саруханогуллары , Ментешеогуллары и Гермияногуллары были захвачены в плен . В 1392 году Баязид аннексировал территории Джандарогуллары . Караманоглу Алаеддин-бей был недоволен тем, что Хамидиды продали часть бейлика османам. В 1390/91 году он напал на бывшие территории Хамидидов. В османских источниках упоминается, что в итоге кампании по подавлению Алаэддина все земли, принадлежавшие северным Хамидидам, были захвачены османами, и преобразованы в санджак, которым стал управлять сын Баязида I, Иса Челеби . Возможно, Хамидоглу Хусейн-бей умер в 1391 году, а его сын Мустафа поступил на службу к Баязиду . Северная часть бейлика прекратила существование .

Осман-бей. Ликвидация южной части бейлика

В Анталии после смерти Мубаризеддина Мехмеда-бея его преемником стал его сын Осман. В период правления Османа Анталия утратила своё прежнее значение. Когда в 1387 году Мурад I победил Алаеддина-бея Караманида и захватил Бейшехир, он не отправился в район Теке. Ему сообщили, что бей Теке настроен враждебно, но он бедный человек всего с двумя городами, и не стоит тратить на него силы .

Примерно в 793 году (1391) Баязид захватил Теке-эли и передал управление в ней Фируз-бею .

В битве при Анкаре отряд из бывшего бейлика Хамид (включая Теке) участвовал под командованием сына Баязида, Мустафы Челеби . Во время битвы солдаты из Айдына увидели в войске Тамерлана своих беев и переметнулись. За ними последовали отряды из других бейликов, в том числе и из бейлика Хамидогулларов . После поражения и пленения Баязида в этой битве в 1402 году южный эмират был восстановлен, беем стал опять Осман . В 1423 году Осман был убит во время попытки захватить Анталию в союзе с Караманидами. В результате последние земли бейлика Хамидогуллары были захвачены османами .

Среди сил, посланных на Кипр мамлюкским султаном Барсбеем был Текеоглу, который 7 июля 1426 года был убит. Вероятно, это был Мустафа, сын Османа .

Система управления и армия

Управление и организация бейлика были такими же, как и у других туркменских княжеств региона . Завоёванные земли распределялись между родственниками старшего бея, но монеты чеканились и хутба читалась лишь от его имени на всей территории бейлика .

В бейлике было много дервишских лож (монастырей). Ибн Баттута описывал, как его принимали в жилищах шейхов в Бурдуре, Испарте, Эгридире и Гёлхисаре .

В армии бейлика во время правления Дюндара-бея было 15 000 всадников и пехотинцев. Дюндар применял различные военные тактики, в мирное время организовывал военные манёвры и официальные парады, гарантируя, поддерживая войско в боевой готовности. 2000 лучников присланных Хусейном-беем в Косово, показывает военную готовность бейлика. Хамидиды выделяли землю как тимары. Как сельджуки и османы, Хамидиды основывали вакуфы .

Единственная известная монета члена династии — серебряная монета, отчеканенная в Фелекабаде (Эгридир) Хусамеддином Ильясом беем .

Строительство

Османские казначейские книги зафиксировали наличие в почти каждом населённом пункте бейлика мечетей, построенных беями. В Улуборлу сохранился только минарет мечети, построенной Хамидом-беем. За пределами мечети Дюндар-бей построил Фонтан Мухиддина, сейчас от него остались руины. В Бурдуре в 1300 году Дюндар-бей построил Улуджами (Большую мечеть) . В Ыспарте в районе Кечечи Бедреддин Хызыр-бей построил мечеть, она все ещё открыта для поклонения. В том же районе Хызыр-бей построил хаммам. Ныне он полностью разрушен. Баня, построенная Хызыр-беем в том же районе, также была полностью разрушена . В Эгридире в 1302 году Дюндар-бей построил . Хызыр-бей в 1327/28 году построил в городе медресе, от которой сейчас остались руины . Мечеть Хызыра-бея, построенная им в Эгридире, соединена с медресе Дюндара-бея арочной стеной и в записях вакуфа упоминается как мечеть Бююк и Джами-э-Эдидир. Она сохранилась до наших дней. Баба Султан Текке в Эгирдире построено Хусамеддином Ильясом-беем в 1357/58 году. В Бурдуре в 1344/45 году Музафферуддин Мустафа-бей построил медресе Музафферие, но до наших дней дошла только надпись. В Коркутели в 1319 году Синанеддин Хызыр-бей построил медресе Синанеддина. Остались четыре стены медресе, часть колонн и арок .

Культура

Представители семьи, особенно Хамид-бей, покровительствовали учёным людям и создавали в их пользу вакуфы. Хамид-бей даровал большой земельный участок в деревне Генчели Коюнгёдзю-Бабе для создания ложи. Сын Хамида Ильяс-бей подарил землю в Кечиборлу и много другой недвижимости шейху Шикену. Ташмедресе, построенное Дюндаром в сельджукском стиле, стало культурным научным центром. Ибн Баттута писал о мюдеррисе (преподавателе) медресе и музыканте Муслихуддине Мустафа б. Мухаммед. По словам Ибн Баттуты, Мустафа был известен в Египте и Дамаске. Муслихуддин написал на турецком языке комментарии к сурам Аль-Мульк , Йа Син и Аль-Ихляс , посвятив их Хызыру-бею. Перевод с персидского языка труда Неджмеддина-и-Даи был выполнен в 1351 году и посвящён правившему в Коркутели Гияседдину Абдуррахиму-бею, сыну Юнуса-бея .

Экономика

В Бурдуре, Улуборлу, Гёнене и Барле варили мыло; в Улуборлу, Кечиборлу и Бурдуре были маслобойни; в Эгридире, Ялваче, Гёнене и Ыспарте производили краски. В Ыспарте, Бурдуре, Эдириде, Улуборлу, Гёнене и Агласуне было налажено производство тонких хлопковых тканей .

На территории бейлика выращивали пшеницу и овёс, разводили овец и коз, были знамениты туркменские ковры, сотканные в этом регионе. Из деревьев в Ыспарте и прилегающих к ней землях получали адраганскую камедь , которую затем вывозили на рынки Египта и Европы. Она использовалась для изготовления небесно-голубой краски, позолоты, а также как лекарственное средство .

Представители династии

Беи Хамидогуллары Беи Текеогуллары
Имя Начало правления Конец правления Номер Имя Начало правления Конец правления номер
Сейфеддин Хамид 1291 1300 до 1314/15 1
Ильяс ? ? 2
Фелекюддин Дюндар до 1314/15 /1301 1326/27

1324

3 Юнус 1316/1318

1321

до 1326 1
Хызыр (от имени Исхака) 1326/27 1328 4 Махмуд ?

до 1326

1324

1327

2
Неджмеддин или Мюзарефюддин Исхак 1328 до 1335 5 Хызыр 1327 между 1332/33 и 1361 3
Хызыр до 1335 до 1358/59 4 Дади ? ? 4
Хусамюддин Ильяс ?

до 1358/59

?

1370

5 Мубаризеддин Мехмед

(Кучук Мехмед,

Такка-бей, Зинджиркиран)

между 1332/33 и 1361

1372

между 1377 и 1381 5
Оккупация Караманидов 1370 1372
Хусамюддин Ильяс 1372 до 776 (1374 /75 ) 5
Кемаледдин Хусейн до 776 (1374 /75 )

1374

1391 6 Осман ?

между 1377 и 1381

?

1391 -1400

6
Мустафа (?) ? ? 7
Османская оккупация 1391 1391-1400 1402
Осман 1402 1423 6
Османская оккупация 1423

Члены семейства

Примечания

  1. , p. 39.
  2. .
  3. .
  4. .
  5. , p. 405.
  6. .
  7. , p. 75.
  8. .
  9. , p. 95.
  10. .
  11. .
  12. .
  13. , p. 30.
  14. , p. 29.
  15. .
  16. , p. 30—31.
  17. , p. 77.
  18. , p. 34.
  19. , p. 68—69.
  20. , p. 33.
  21. , p. 35.
  22. , p. 64.
  23. , p. 35—36.
  24. , p. 65.
  25. , p. 36.
  26. , с. 70—71.
  27. , p. 322.
  28. , с. 72.
  29. , p. 323.
  30. .
  31. , p. 389.
  32. , p. 296.
  33. , p. 441.
  34. , p. 148—149.
  35. , p. 39.
  36. .
  37. , p. 79.
  38. , p. 41.
  39. , с. 136.
  40. , p. 24.
  41. .
  42. , с. 124.
  43. .
  44. , с. 90—91.
  45. .
  46. , p. 104—110.

Источники

  • Леонтий Махера. // Крестоносцы позднего средневековья / С. В. Близнюк. — М. : Изд-во МГУ , 1999.
  • Мехмед Нешри. / Ред. Мария Калицин. — София: Отечествения фронт, 1984. — 420 с.
  • Strambaldi D. / publ. R. Mas Latrie [Collection de documents inédits sur l’histoire de France. Histoire politique]. — P. : Imprimerie nationale, 1893.
  • d'Amadi. / publ. R. Mas Latrie [Collection de documents inédits sur l’histoire de France. Histoire politique]. — P. : Imprimerie nationale, 1893.
  • Bustron Florio. / René Marie Louis Mas Latrie. — P. : Publiée par René de Mas Latrie, 1884. — 550 p.

Литература

  • Еремеев Д. Е., Мейер М. С. . — М. : Изд-во Московского университета, 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 . — ISBN 9785211022010 .
  • Жуков К. А. . — М. : Изд-во «Наука» , Главная редакция восточной литературы , 1988. — 191 с.
  • Bosworth C. E. 118. The Hamid oghullari and the Tekke oghullari // . — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2014. — ISBN 978-0-7486-9648-2 . (англ.)
  • Cezar M., Sertoğlu M. . — An. : Türk Tarih Kurumu , 2010. — Vol. 1. — 3668 S. — ISBN 978-9-751-62322-5 . (тур.)
  • Coşan E. XV. Asır Türk Yazarlarından Muslihu'd-din, Hamid-Oğulları ve Hızır Bey (тур.) // Vakıflar Dergisi. — An. : T.C. Vakıflar Genel Müdürlüğü, 1981. — Sayıl. 13 . — S. 101—112 . — ISSN . (тур.)
  • Emecen F., Tanman M. B. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2009. — C. 36 . — S. 170—174 . (тур.)
  • Emecen F. // Encyclopedia of the Ottoman Empire. — 2009. — P. 40—42. — ISSN . (англ.)
  • Eryavuz S. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1994. — C. 10 . — S. 21—22 . (тур.)
  • Hill George. . — Cambr. : Cambridge University Press , 2010. — Vol. 2. — 556 p. — ISBN 978-1-108-02063-3 .
  • Kayhan H. Hamidoğulları Beyliği Ekonomisi // Uluslararası Orta Anadolu ve Akdeniz Beylikleri Tarihi, Kültürü ve Medeniyeti Sempozyumu — V. — 2018. — S. 50. (тур.)
  • Kofoğlu S. Hamidoğulları Beyliği // . — İs. : Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — S. 227—242. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti, ch. 11). — ISBN 978-605-7558-41-1 . (тур.)
  • Kofoğlu S. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1997. — C. 15 . — S. 307—309 . (тур.)
  • Kofoğlu S. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2011. — C. 40 . — S. 348—350 . (тур.)
  • Kofoğlu S. Principality of Tekeoğulları (англ.) // Selçuklu Medeniyeti Araştırmaları Dergisi. — Konya: Necmettin Erbakan Üniversitesi, 2019. — Vol. 4. — P. 27—48. — ISSN .
  • Kofoğlu S. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1995. — C. 12 . — S. 307—309 . (тур.)
  • . Ḥamīd, or Ḥamīd Og̲h̲ullari̊ / In Houtsma, Martijn Theodoor. — 2nd ed. — Leiden: E.J. Brill , 1997. — Vol. 9 / ed by C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs and the late G. Lecomte. — P. 132—133. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936).
  • Solak K. (тур.) // Cappadocıa Journal Of Hıstory And Socıal Scıences / Kapadokya Tarih ve Sosyal Bilimler Dergisi. — Nevşehir: Kapadokya Üniversitesi, 2014. — C. 3 . — S. 61—74 . — ISSN . (тур.)
  • Tekindağ Ş. (тур.) // Tarih Enstitüsü Dergisi. — İs. : İstanbul Üniversitesi , 1977. — Sayıl. 7—8 . — S. 55—94 . — ISSN . (тур.)
  • Turgut V. Hamidoğulları ve Tekeoğulları'nın Menşei ve Vakıflarına. Dair (тур.) // Journal of Turkish Studies. — Ankara/Skopje, 2016. — C. 46 . — S. 403—432 . — ISSN . (тур.)
  • . Hamitoğulları Beyliği (тур.) // Ankara Üniversitesi İlahiyat Fakültesi Dergisi. — An. : Ankara Üniversitesi , 1955. — C. 4 , sayıl. 1—2 . — S. 73—80 . — ISSN . (тур.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Hamid oğulları // . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — S. 62—69. — 372 S. (тур.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Hamid oğulları Beyliği // . — Ankara: Türk Tarih Kurumu. — S. 49—54, cild 1. — ISBN 97-569-4512-5 . (тур.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Teke Oğulları. — Türk Tarih, Arkeologya ve Etnografya Dergisi. — An. : Kültür Varlıkları ve Müzeler Genel Müdürlüğü, 1933. — S. 95—98. (тур.)
Источник —

Same as Хамидогуллары