Interested Article - Басилевс
- 2021-02-23
- 1
Басиле́вс ( др.-греч. βᾰσῐλεύς, βᾰσῐλέως ; также басиле́й, базиле́вс , василе́вс ) — греческий термин, обозначающий суверенного наследственного монарха ; использовался для титулования царей Древней Эллады , византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс ) и королей Греции .
В другом источнике указано что Базилевс (греч.) — царь , также титул второго архонта в Афинах: архонт-базилевс. Женская форма — базиле́я (βασίλεια), базили́сса (βασίλισσα) или базили́на (βασιλίννα), а Базилия (βασιλεία) — царское достоинство, царский сан, царская власть , государство .
Эволюция термина
В Микенскую эпоху ( XV — XI вв. до н. э.) слово «басилевс» ( микенск. 𐀣𐀯𐀩𐀄 qa-si-re-u ), судя по найденным глиняным табличкам, относилось к вождю, главе сообщества, человеку, имеющему власть ниже монаршеской.
Позже, во времена Гомера (до VII века до н. э. ), оно стало означать просто « монарх », употребляясь наравне с более редким термином ванакс ( ϝ άναξ , затем ἄναξ ). Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Гомер в Илиаде пишет (II: 204):
Нет в многовластии блага;
да будет единый властитель [κοίρᾰνος, вождь];
Царь [βασιλεύς] нам да будет единый
Монарх-басилевс отличается от ( κοίρᾰνος ) как правитель, который получил власть по наследству (Ptolemaeus, On the Difference of Words, 51.2). Хотя древнегреческий басилевс не всегда был полновластным правителем, ключевое значение для употребления титула имеет наследование власти.
В античности термин басилевс стал означать «правитель». В Афинах V века существовала выборная должность «басилевса», одного из 10 архонтов , ответственного в основном за жреческие и судебные функции. Аристотель в « Афинской политии » пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Главы фил в Афинах назывались филобасилевсами.
Аристотель дал определение басилевсу как правителю, избранному народом или принятым народом добровольно, в отличие от правителя- тирана ( τύραννος ), силой захватившего власть (Арис., «Политика», кн.3). Так, например, спартанских царей Аристотель отнёс к басилевсам, потому что те имеют власть, ограниченную институтом эфоров , и добровольно признаны народом. Во всех известных повествовательных источниках спартанских царей называют басилевсами, хотя официально они именовались архагеты ( ἀρχαγέται , «предводители»).
В Фессалии басилевсом иногда называли тагоса ( τᾱγός, τάγης ), пожизненно выбираемого верховного военного вождя Фессалийского союза. Персидского шаханшаха греки называли «великим басилевсом» ( Βασιλεὺς μέγας ) или «басилевсом басилевсов» (калька с персидского шаханшах — «царь царей»). Александр Македонский и его диадохи в Египте , Азии и Македонии именовались басилевсами, унаследовав этот титул от персидских царей.
Византийская Суда (X век) даёт такое определение басилевса (Суда; beta,144):
Басилевс — тот, кто получил власть в наследовании от предков с определёнными ограничениями, а тиран — тот, кто узурпировал власть силой. Но они [античные греки] используют оба термина без разбора.
Римские императоры также именовались басилевсами, но не официально. С принятием христианства употребление титула распространилось, в основном в восточной части Римской империи, где ощущалось сильное влияние греческой культуры. При византийском императоре Ираклии ( 610 — 641 гг.), с разгромом Сасанидской империи , титул василевс (точнее, василевс василеон — «царь царей») стал официальным титулом правителя Византийской империи , поскольку раньше принадлежал Сасанидам .
В Византии василевсами назывались только византийские императоры — для западно-европейских королей использовалось слово «ре́гас» («ри́гас», греческий вариант лат. rex «король», Ῥήγας ). Василевсами именовались и короли Греции (1832—1967 гг., греч. βασιλιάς , в официальной титулатуре Βασιλεύς ).
Мифическое существо
В микенскую эпоху слово «басилевс», также по некоторым сведениям, относилось к некому мифическому грифоноподобному существу, очень мудрому и приносившему удачу. На Среднем Востоке в этот период словом «базилевс» называют существо, символизирующее мудрость и просвещение. Считалось, что это существо с львиным туловищем и головой орла , страж золота (по одной из версий — страж сокровища в виде мудрости, ведь она была самым дорогим и в те времена. Впоследствии неверно истолковали и получилось просто золото. [ источник не указан 3279 дней ] ).
Что до индийского базилевса и эфиопских муравьёв, то обличьем они несходны, однако повадками якобы похожи: по преданиям стерегут золото и в обеих странах держатся близ золотоносных жил.
Флавий Филострат «Жизнь Аполлония Тианского» (162: VI.1; с. 62)
Возможно, это был перенос понятия «царь» на один из символов власти — геральдическое животное на гербе . По этому же признаку и созвучию возможна связь с василиском .
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
Литература
- БСЭ [bse.sci-lib.com/article099249.html Басилей]
- // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия — Веротерпимость ». — С. 16. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 .
- БРЭ
- Drews R. Basileus. The evidence for kingship in geometric Greece. New Haven, 1983.
|
В статье есть список
источников
, но
не хватает
сносок
.
|
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-02-23
- 1