Амори Вассили
- 1 year ago
- 0
- 0
Амори́ I ( фр. Amaury Ier de Jérusalem , 1136 — 11 июля 1174 ) — граф Яффы и Аскалона , король Иерусалима с 1163 года . Младший сын Фулька и Мелисенды , короля и королевы Иерусалима , преемник своего старшего брата Балдуина III . Во время его правления связи Иерусалима с Византией стали ещё более крепкими, и оба государства начали совместное вторжение в Египет , завершившееся неудачей. Между тем мусульманские территории, окружавшие Иерусалим , стали объединяться под властью Нур ад-Дина , а позже — Салах ад-Дина . Амори был отцом трех будущих правителей Иерусалима — Сибиллы , Балдуина IV и Изабеллы .
Амори родился в 1136 году и был младшим сыном короля Фулька и королевы Мелисенды , дочери Балдуина II . После смерти Фулька в 1143 году престол перешёл к Мелисенде и старшему брату Амори, 13-летнему Балдуину III . Мелисенда не уступила власть Балдуину , когда тот достиг совершеннолетия, и к 1150 году их отношения стали враждебными. В 1152 году началась гражданская война, по её итогам Мелисенда сохранила Иерусалим , а Балдуин получил северную часть королевства.
Амори, получивший в управление Яффу , достиг совершеннолетия в 1151 году и остался верен Мелисенде . В ходе осады Иерусалима Балдуином он вместе с матерью укрылся в Башне Давида . Мелисенда потерпела поражение в этой войне, и Балдуин стал полноправным королём Иерусалима . В 1153 году он захватил египетскую крепость Аскалон , которую присоединил к лену Амори.
В 1157 году Амори женился на Агнес де Куртенэ . Агнес была дочерью Жослена II Эдесского , жившего в Иерусалиме после захвата Эдессы мусульманами в 1150 году . Патриарх Фульк возражал против брака на основании кровного родства жениха и невесты (они имели общего прапрадеда), и Амори и Агнес смогли заключить брак лишь после смерти патриарха. Агнес родила Амори троих детей: Сибиллу , будущего короля Балдуина IV , и Аликс, которая умерла во младенчестве.
Балдуин III скончался бездетным 10 февраля 1163 года , и престол унаследовал Амори. Однако знать и духовенство во главе с патриархом Амори де Нелем воспротивились, требуя, чтобы Амори развелся с Агнесс . Вильгельм Тирский , надо признать, преувеличивал пороки Агнес , утверждая, что она «не должна быть королевой такого святого города, как Иерусалим ». Тем не менее, кровное родство было достаточным поводом для возмущения знати и духовенства. Амори согласился и взошёл на трон без супруги, хотя Агнес продолжала удерживать титул графини Яффы и Аскалона и получала пенсию с доходов этого фьефа . Агнес вскоре после этого вышла замуж за Гуго д’Ибелина , с которым была помолвлена до замужества с Амори. Церковь признала детей Амори и Агнес законными и сохранила их места в порядке престолонаследования. Через своих детей Агнес в течение дальнейших 20 лет будет оказывать большое влияние на Иерусалим .
Во время правления Балдуина III графство Эдесса , первое государство крестоносцев, созданное во время Первого крестового похода, было завоевано эмиром Алеппо Занги . Занги объединил Алеппо , Мосул и другие города северной Сирии и собирался установить контроль над Дамаском . Крестоносцы в 1148 году не смогли завоевать Дамаск , однако это вскоре удалось сыну Занги Нур ад-Дину . Иерусалим также потерял влияние в северной Сирии, где Византийская империя установила свой сюзеренитет над Антиохией . Ввиду этого Иерусалим обратил своё внимание на Египет , где династия Фатимидов ослабла и представляла собой легкую добычу. Крестоносцы хотели завоевать Египет со времен Балдуина I , который умер во время египетского похода. Захват Аскалона Балдуином III сделал завоевание Египта более реальным.
Амори провел свою первую экспедицию в Египет в 1163 году , утверждая, что Фатимиды не заплатили ежегодную дань, которую они платили со времени правления Балдуина III . Визирь Диргам, незадолго до этого свергнувший визиря Шавара, двинулся навстречу Амори, но потерпел поражение при Пелузии и был вынужден отступить к Бильбейсу . Египтяне открыли плотины Нила и затопили дельту реки, надеясь остановить дальнейшее продвижение крестоносцев. Амори вернулся домой, но Шавар бежал ко двору Нур ад-Дина , который послал своего генерала Ширкуха урегулировать спор при дворе халифа. В ответ Диргам искал помощи у Амори, но Ширкух и Шавар прибыли в Каир раньше, и Диргам был убит. Шавар, опасаясь, что Ширкух захватит власть, также обратился к Амори за поддержкой. Амори вернулся в Египет в 1164 году и осадил Ширкуха в Бильбейсе , вынудив его в итоге отступить в Сирию.
Амори не смог закрепить свой успех в Египте из-за активности Нур ад-Дина в Сирии, где он пленил Боэмунда III Антиохийского и Раймунда III, графа Триполи , в битве при Харима. Амори взял на себя регентство в Антиохии и Триполи до освобождения их правителей. 1166 год был относительно спокойным, что позволило Амори заняться дипломатией. Он отправил послов к византийцам в поисках союза.
В 1167 году Нур ад-Дин послал Ширкуха обратно в Египет , и Амори последовал за ним, встав лагерем близ Каира . Шавар снова вступил в союз с крестоносцами. Ширкух расположился на противоположной стороне Нила. После нерешительной битвы Амори отступил в Каир , а Ширкух отправился на север, чтобы захватить Александрию. Крестоносцы, опираясь на пизанский флот, осадили войска Ширкуха в Александрии. По результатам мирных переговоров Александрия была передана Амори, однако он не мог оставаться в городе и вернулся в Иерусалим , получив дань.
Возвратившись в Иерусалим в 1167 году , Амори женился на Марии , племяннице императора Мануила I Комнина , от которой у него родилась дочь Изабелла . Переговоры о браке заняли два года, в основном из-за того, что Амори настаивал, чтобы Мануил вернул Антиохию Иерусалиму . После того, как Амори снял эти требования, смог женился на Марии в Тире 29 августа 1167 года . К этому времени вдовствующая королева, вдова Балдуина III Феодора Комнина , сбежала со своим кузеном Андроником в Дамаск , и Акра , бывшая до того в её владении, вернулась в королевский домен Иерусалима . Кроме того, в это время Вильгельм Тирский был повышен до должности архидиакона Тира и получил задание короля написать историю королевства.
В 1171 году был созван совет баронов перед которым стоял вопрос о том, к кому на Западе стоит обратиться за военной помощью, король попросил совета у своих вассалов, но когда обсуждение затянулось, король призвал свой личный совет, а затем огласил баронам принятое им решение — отправить послов в Константинополь к императору Мануилу просить о содействии в завоевании Египта, — и император на это согласился. Вильгельм Тирский был среди послов, отправленных в Константинополь, чтобы оформить договор. Последствием этих действий стало заключение военного союза между мусульманами Египта и Сирии, что в дальнейшем привело к их объединению под флагом Салах ад-Дина .
Ещё продолжал действовать мирный договор Амори с Шаваром, но Шавар был обвинен в попытке вступить в союз с Нур ад-Дином, и Амори с войском вторгся в Египет. Рыцари- госпитальеры поддержали это вторжение, в то время как тамплиеры отказались принять в нём участие. В октябре, не дожидаясь прибытия византийской помощи (более того — даже не дождавшись возвращения послов), Амори захватил Бильбейс , город, расположенный на правой стороне Нила, и велел предать смерти всех жителей. Амори двинулся на Каир , где Шавар предлагал ему два миллиона золотых монет. После целого месяца переговоров Амори, однако же, не получил ничего из обещанных ему сокровищ. Между тем Нур ад-Дин послал в Египет Ширкуха с войсками. Амори был вынужден отступить и вернуться в Иерусалим .
В январе 1169 году Ширкух стал визирем, однако сам умер в марте, и ему наследовал его племянник Салах ад-Дин . Амори встревожился и послал Фредерика де ла Рош, архиепископа Тира, обратиться за помощью к королям и знати Европы, но никакой помощи не получил. Позднее в том же году прибыл византийский флот, а в октябре Амори начал ещё одно вторжение в Египет и осадил Дамиетту с моря и суши. Осада была долгой, и в христианском лагере разразился голод. Византийцы и крестоносцы обвиняли друг друга в провале осады, и вскоре было подписано перемирие с Салах ад-Дином . Амори вновь бесславно вернулся домой.
Отныне Иерусалим был окружен враждебными землями. В 1170 году Салах ад-Дин вторгся в Иерусалимское королевство и взял город Эйлат , перекрыв выход Иерусалима к Красному морю. Салах ад-Дин в 1171 году был провозглашен султаном Египта. Его возвышение дало небольшую передышку Иерусалиму , поскольку Нур ад-Дин теперь был занят обузданием своего набиравшего мощь вассала. В 1171 году Амори посетил Константинополь , а послы были вновь отправлены к королям Европы, но опять никакой помощи не последовало. В течение следующих нескольких лет королевство оказалось в тисках Салах ад-Дина и Нур ад-Дина . Врагами крестоносцев стали и ассасины , после того как тамплиеры убили нескольких их послов. Отряд тамплиеров под командованием Готье дю Мениля перебил посланцев главы ассасинов , которые после посольства возвращались в Джабель Нозайри. Амори потребовал у магистра тамплиеров выдать преступника, но магистр ответил отказом, в ответ король атаковал командорство ордена в Сидоне , захватил брата Готье и заключил его в тюрьму в Тире .
Нур ад-Дин умер в 1174 году , после чего Амори стремительно осадил Баниас . На обратном пути после, так и не взяв город, он заболел дизентерией (по другой версии — брюшным тифом), которая усилиями врачей ослабла, однако в Иерусалиме перешла в лихорадку. Вильгельм Тирский рассказывает, что «после того, как король страдал от лихорадки в течение нескольких дней, он приказал врачам греческих, сирийских и других народов составить список известных им болезней и настаивал на том, чтобы они дали ему немного слабительного средства». Ни они, ни латинские врачи не могли бы помочь, и Амори умер 11 июля 1174 года .
Первая жена Агнес де Куртенэ родила Амори троих детей:
Вторая жена Мария Комнина родила Амори двух дочерей:
На смертном одре Амори завещал Наблус Марии и Изабелле . Больной проказой Балдуин IV стал преемником своего отца и воспитывался матерью Агнес де Куртенэ при дворе.
Летописцы отмечали, что Амори был скуп, горд, честолюбив и не без труда добился того, чтобы его признали королём, при этом он был молчалив, легко поддавался влиянию своего окружения и слегка заикался. Тайное притязание на иерусалимский престол некоторых местных князей преувеличивало недостатки наследника Балдуина III .
Вильгельм Тирский был хорошим другом Амори и описал его данные в мельчайших подробностях. «У него был небольшой недостаток в произношении, не настолько серьезный, чтобы рассматриваться в качестве дефекта, но достаточный, чтобы сделать его неспособным к красноречию». Как и его брат Балдуин III , он был больше теоретик, чем воин, он изучал право и языки в свободное время: «Он был хорошим специалистом в области обычного права». Амори был крайне любопытен, любил читать или когда ему читают, проводя долгие часы за знакомством с черновиками Вильгельма . Он не любил игру в кости, зато любил охоту.
Амори был высок и довольно красив: «он имел глаза среднего размера, нос, как и у его брата, орлиного профиля; волосы его были светлые. Объемная борода покрывала его щеки и подбородок. Он был способен смеяться неумеренно, так что все его тело тряслось». Амори не ел и не пил в избытке, но в последние годы жизни сильно располнел, что уменьшило его интерес к военным операциям. По словам Вильгельма , он «был слишком толстый, с грудями, как у женщины, висевшими до пояса». Амори был благочестив и каждый день присутствовал на мессе, хотя, как говорили, «не ограничивал себя в грехах плоти и совратил немало замужних женщин…» Несмотря на своё благочестие, он облагал налогом духовенство.
Как писал Вильгельм Тирский , «он был человеком мудрости и благоразумия, полностью компетентным, чтобы держать бразды правления в королевстве в своих руках». Он считается последним из «ранних» королей Иерусалима , которые так и не смогли спасти королевство от гибели. Через несколько лет умер император Мануил , и Салах ад-Дин остался единственным сильным лидером на востоке.