Interested Article - Нестор Летописец

Не́стор Летопи́сец , также Не́стор Пече́рский , Не́стор Ки́евский (ок. 1056 1114 ) — древнерусский агиограф конца XI — начала XII веков, монах Киево-Печерского монастыря . Составитель « Жития Феодосия Печерского » и « Жития Бориса и Глеба ». Традиционно считается также одним из составителей « Повести временных лет » , которая наряду с « Чешской хроникой » Козьмы Пражского и « Хроникой и деяниями князей или правителей польских » Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской истории и культуры. Однако из всех списков «Повести временных лет» его имя как автора читается только в позднем Хлебниковском списке XVI века. Ряд учёных рассматривает данное упоминание как вторичную вставку и отвергает причастность Нестора к летописанию .

Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных .

Нестор под именем Нестор-Летописец Печерский входит в список святых Римско-католической церкви .

Сведения о жизни

Нестор Летописец. Миниатюра из Радзивиловской летописи , конец XV века

Из написанного Нестором « Жития Феодосия Печерского » известно, что он был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074—1078) и возведен им в сан диакона . Там же Нестор сообщает, что до «Жития Феодосия» он составил « Житие Бориса и Глеба » .

В Лаврентьевском списке (1377) «Повесть временных лет» озаглавлена: «Се повести времяньных лет…». В Ипатьевском списке (начало 1420-х годов) после слова «лет» написано: «черноризца Федосьева манастыря Печерьскаго» , то есть некоего монаха Киево-Печерского монастыря (одним из основателей которого был Феодосий Печерский ). И только в позднем Хлебниковском списке (конец 1550-х — начало 1560-х годов) читается: «Нестера черноризца Федосьева манастыря Печерского» . Этот список был составлен в конце 1550 — начале 1560 годов, в нём на листах 2—7 имеются собственноручные правки киевского митрополита Петра Могилы от 1637 года, в том числе им внесено в заголовок имя «черноризца Федосьева монастыря Печерьскаго» Нестора . Дважды Нестор-летописец упоминается в сочинениях жившего в XIII веке печерского инока , дошедших в составе Киево-Печерского патерика . В датируемом 1214—1226 годами послании Поликарпа к архимандриту Акиндину прямо указывается на Нестора как автора летописи («Нестер, иже тъй написа Летописец » ). Второй раз Нестор упомянут в сочинении Поликарпа о Дамиане, Иеремии, Матфее и Исакии: «блаженный Нестер в Лѣтописци написа о блаженых отцихъ: о Демиане, и Еремѣи, и Матфѣи, и Исакыи» .

В Лаврентьевском , Радзивилловском и Московско-Академическом списках «Повести временных лет» текст обрывается на статье 1110 года, за которой следует запись игумена киевского Михайловского монастыря на Выдубичах Сильвестра о том, что в 1116 году при князе Владимире Мономахе им был написан «летописец» (летопись) .

Из текста самой «Повести временных лет», предположительно, следует, что в конце XI века Нестор жил в Киево-Печерском монастыре: в известии под 1096 годом о набеге половцев на монастырь сказано: «И приидоша на манастырь Печерьскый, нам сущим по кельям почивающим по заутрени» . Кроме того, Нестор, предположительно, был ещё жив в 1106 году: тогда, пишет он, скончался «старець добрый» Янь, «у него же аз слышах многа словеса, яже вписах в летописиць» . Больше достоверных сведений о Несторе, в том числе и о его внешнем виде, нет.

Историография

Историк XVIII века В. Н. Татищев считал, что Нестор Летописец родился на Белом Озере .

Исследователи XVIII — первой половины XIX века считали Нестора первым русским летописцем . Преобладала точка зрения о «Повести временных лет» как летописи, составленной единолично Нестором . Исследования филолога А. А. Шахматова позволили отказаться от этой точки зрения и раскрыть длительность и многоэтапость формирования текста летописи. Шахматов считал Нестора автором первой, несохранившейся редакции «Повести временных лет» .

Существуют различные мнения об участии Нестора в летописании. Основанием для атрибуции Нестору «Повести временных лет» является свидетельство Киево-Печерского патерика, где в числе монахов данного монастыря XI века, упоминается «Нестор, иже написа летописец», а также наличие имени Нестора в заглавии «Повести временных лет» в составе Хлебниковского списка XVI века Ипатьевской летописи : «Повесть временных лет черноризца Нестера Феодосьева манастыря Печерьскаго, откуду есть пошла Русская земля …». В старшем списке той же летописи, Ипатьевском, начала XV века, имя Нестора отсутствует .

Сомнения в принадлежности Нестору-агиографу текста «Повести временных лет» исследователи высказывают с начала XIX века. Сторонниками авторства Нестора ему атрибутированы высказывания от первого лица в статьях 1051 и 1091 годов «Повести временных лет». Утверждалось, что весь данный летописный текст за вторую половину XI — начало XII века был единолично написан Нестором. Филологи Р. Ф. Тимковский , А. М. Кубарев , П. Казанский и другие исследователи считали, что в этом случае имеются значительные противоречия между «Повестью временных лет» и «Житием Феодосия Печерского», принадлежность которого Нестору не подвергается сомнению. Представители «скептической школы» (сторонники скептического взгляда на начало русского летописания уже в XI веке: М. Т. Каченовский , С. М. Строев и др.) считали, что известные списки летописей представляют собой поздние «сборники» XIII века, а монах XI века не мог «написать что-нибудь хотя несколько похожее на эти сборники». Филолог А. А. Шахматов дал объяснение разночтению, предположив, что Житие Феодосия было создано в 1080-х года, а летопись была составлена им на 25 лет позже. Также, по мнению Шахматова, «Нестор, составляя Повесть временных лет, включил в нее старший Киевский свод… в этом-то своде и находились статьи, противоречащие Житию Феодосия». Из числа фрагментов «Повести временных лет», написанных летописцем от первого лица (летописные статьи 1051, 1091 и 1106 годов), Шахматов атрибутировал Нестору лишь слова «егоже повелению бых аз, прьвое самовидец» в известии о перенесении мощей Феодосия, тогда как читающийся там же фрагмент: «аз же грешный твой раб и ученик…» учёный относил к авторству составителя « Начального свода » .

В поздней, Кассиановской редакции Киево-Печерского патерика к авторству Нестора отнесено «Сказание, что ради прозвася Печерьскый монастырь», которое частично совпадает с летописной статьёй 1051 года «Повести временных лет», а также «Слово… о пренесении мощей Феодосия». Однако этих текстов нет в древнейшей, Арсениевской редакции патерика. По мнению А. А. Шахматова, приписывание их Нестору и вставка его имени во фразу «придох же и аз к нему худый и недостойный аз раб Нестор, и прият мя, тогда лет сущу 17 от рождения моего» объясняется тем, что Кассиан считал Нестора единоличным автором «Повести временных лет» .

По мнению О. В. Творогова , атрибуция Нестору летописного текста не имеет неопровержимых доказательств, что продолжает вызывать сомнения ряда исследователей в отождествлении Нестора-агиографа и Нестора-летописца . Ряд учёных рассматривает упоминание Нестора в Хлебниковском списке как вторичную вставку , внесённую киевским митрополитом Петром Могилой в 1637 году . Исследователи указывали на противоречия между отдельными сведениями, читающимися в «Повести временных лет» о Киево-Печерском монастыре, и теми сведениями, которые даются об этом же монастыре в достоверно принадлежащих Нестору произведениях, в частности, в «Житии Феодосия Печерского» . Слог Нестора-агиографа очень своеобразен и не похож на слог составителя «Повести временных лет» .

Литературовед А. С. Дёмин и историк В. Я. Петрухин считают Нестора летописцем .

Канонизация и мощи

Сцены жития преподобного Нестора Летописца (монах Илия, ксилография из издания « Патерик, или Отечник, Печерский », 1661)

Житие появляется лишь в старопечатном Киево-Печерском патерике, изданном в 1661 году. Из этого источника его включил в свою « Книгу житий святых » святитель Димитрий Ростовский . Служба Нестору была составлена не ранее 1763 года .

Канонизирован (как преподобный Нестор Летописец) Русской православной церковью ; день памяти — 27 октября по юлианскому календарю . Мощи находятся в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской лавры .

Память

В СССР и на Украине были выпущены почтовые марки, посвящённые Нестору.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) учредила Орден преподобного Нестора Летописца .

Национальный банк Украины выпустил в 2006 году золотую юбилейную монету, посвящённую Нестору Летописцу, номиналом в 50 гривен.

Памятники Нестору Летописцу установлены в Киеве , Владимире , Луганске (в 1994 году у здания областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького ) и Борисполе (Киевская область, открыт 27 июня 2017 года).

В Киеве возведены два храма во имя преподобного Нестора Летописца: по улице Промышленной (в 2010 году) и по улице Доброхотова на территории Киевского университета права НАН Украины (в 2013 году) .

На Украине 9 ноября в день чествования памяти преподобного Нестора-Летописца с 1997 года празднуется День украинской письменности и языка .

Галерея

Примечания

  1. .
  2. , с. 337—343.
  3. .
  4. , с. 496.
  5. , с. 738.
  6. , с. 62.
  7. .
  8. .
  9. .
  10. , с. 38.
  11. , с. 262.
  12. , с. 292.
  13. , с. 51.
  14. .
  15. .
  16. .
  17. от 21 сентября 2013 на Wayback Machine .
  18. от 21 сентября 2013 на Wayback Machine .

Литература

Источники
  • Киево-Печерский патерик // / А. С. Дёмин . — М. : Наука, 1999. — С. 7—80. — 496 с. — 2500 экз. ISBN 5-02-011598-3 .
  • // Библиотека литературы Древней Руси . — СПб. : Наука, 1997. — Т. 1. — С. 62—315. — 543 с. — 3000 экз. ISBN 5-02-028308-8 .
  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. II: Октябрь, День 27. — С. 579.
Энциклопедии и словари
Исследования

Ссылки

Источник —

Same as Нестор Летописец