Голубинский, Владимир Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Евге́ний Евсигне́евич Голуби́нский ( 28 февраля [ 12 марта ] 1834 , Костромская губерния — 7 [20] января 1912 , Сергиевский посад ) — историк Русской Церкви и церковной архитектуры. Ординарный академик Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности (1903). Автор ряда фундаментальных исследований по истории Русской Церкви . Считается сторонником позитивизма . Наряду с Серафимом Чичаговым сыграл важную роль в канонизации преподобного Серафима Саровского , когда, в частности, была использована книга Голубинского «История канонизации святых в русской церкви».
Родился в селе Матвеево Кологривского уезда Костромской губернии (ныне Парфеньевский район Костромской области ) в семье священника Евсигнея Феодоровича Пескова, который дал ему фамилию, при записи в духовное училище, в память о земляке протоиерее Фёдоре Александровиче Голубинском .
В 1843—1848 годах обучался в Солигаличском уездном духовном училище, затем — в Костромской духовной семинарии , которую окончил в 1854 году и как лучший ученик был зачислен на казённый счёт в Московскую духовную академию . Церковную историю в академии преподавал профессор А. В. Горский , оказавший большое влияние на Голубинского и покровительствовавший ему как земляку. По его предложению Голубинский написал сочинение «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников» . После окончания академии в 1858 году за это сочинение он получил 10 февраля 1859 года степень магистра богословия. С 1858 года преподавал в Вифанской духовной семинарии риторику, позднее также историю раскола; исполнял также обязанности библиотекаря семинарии.
С 1861 года преподавал в Московской духовной академии на кафедре истории русской церкви: сначала как бакалавр преподавал церковную словесность и археологию, а также немецкий язык (1861—1870); с 1870 года — экстраординарный профессор; с 1881 года — ординарный профессор Московской духовной академии; с 1886 года — заслуженный профессор. В июле 1895 года вышел в отставку.
В 1867 году он завершил исследование «Константин и Мефодий, апостолы славянские», за которое в 1869 году был удостоен полной Уваровской премии .
В совершенстве овладев греческим языком , отправился в июне 1872 года в полуторагодичную поездку на греческий восток и в Европу.
В своём подходе к историческому материалу киевского ( домонгольского ) периода применил критический историко-сравнительный метод, ранее не использовавшийся применительно к данной теме, сопоставляя имеющиеся свидетельства с византийской церковно-канонической практикой. Прославился своим смелым обращением с легендарными фигурами истории и русской святости.
Некоторые работы при жизни не были опубликованы по цензурным соображениям. Пользовался поддержкой Александра Горского , митрополита Макария (Булгакова) и обер-прокурора Дмитрия Толстого .
За «Историю Русской церкви» (1880—1881) Голубинский был удостоен второй полной Уваровской премии , но второй том её вышел лишь через 19 лет из-за противодействия Константина Победоносцева , который в аналитическом рассмотрении Голубинским летописной повести о крещении Святого Владимира усмотрел принижение « равноапостольного » статуса великого князя. Голубинский считал, что единым богом славян был Сварог : «Среди множества своих богов они признавали единого Бога вселенной. Этот единый Бог... назывался у славян именами сохранившимися, подобно как и известные имена почти всех других богов, от древнего первоязыка индоевропейских народов — Сварог» , но отрицал существование у восточных славян жреческого сословия .
В 1893 году за сочинение «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» получил премию митрополита Макария .
В 1903 году он был избран ординарным академиком Академии наук. В 1906 году окончательно потерял зрение. В 1906—1907 годах был членом Предсоборного присутствия.