Церковь Бориса и Глеба (Коломна)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Бориса и Глеба — недействующий православный храм в селе Кидекше Суздальского района Владимирской области . Один из древнейших памятников белокаменного зодчества Древней Руси , наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-Восточной Руси , наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском . Построена в правление Юрия Долгорукого и обычно датируется 1152 годом . В настоящее время находится в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника .
Церковь Бориса и Глеба — одноглавая, четырёх столпная , трёхапсидная . Сложена из прекрасно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня . В плане храм без учёта апсид очень близок к квадрату. Наружные лопатки делят стены на три неравных прясла (средние прясла шире и выше боковых). Уступообразное сужение наружных лопаток создаёт «перспективность» прясел. Внутренние лопатки соответствуют наружным, соответствуют им и крещатые столпы. Над западным порталом в стене со стороны интерьера выложена разгрузочная арка . Размеры церкви, сторона подкупольного квадрата, общие пропорции, конструктивные особенности, профиль лопаток, декор близки ещё одному сохранившемуся храму 1152 года — Спасо-Преображенскому собору в Переславле-Залесском . В связи с этим верх храма достаточно адекватно реконструируется по аналогии со Спасским собором.
Церковь, по-видимому, замышлялась как главный собор городка Кидекши на восточных границах Суздальского княжества, что и отразилось в сдержанности её внешнего декора и простоте линий. Впрочем, и здесь наблюдаются очевидные параллели с западноевропейским романским искусством , чуть более ярко проявившиеся в других памятниках храмового зодчества Владимиро-Суздальской земли. В частности, обращает на себя внимание аркатурный пояс из так называемых «ломбардских арок», делящий боковые прясла храма на два яруса. Характерен перспективный портал очень простого профиля — в виде трёх уступов (сохранился только с северной стороны) — с немного вынесенным замковым камнем на передней арке . Над аркатурным пояском в пряслах — поребрик . Барабан также имел городчатый пояс (его остатки были найдены под кровлей храма). Цоколь церкви (в настоящее время находящийся под землёй) — простейшей прямоугольной формы. Внутри храма крещатые столбы, лопатки простые однообломные , а наружные — двухуступчатые. На некоторых камнях кладки можно увидеть идентичные знаки княжеских мастеров — такие же, как и на стенах Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
В Кидекше сохранились остатки оборонительных валов — вблизи устья реки Каменки , которая сливается с Нерлью . Церковь закладывалась Юрием Долгоруким в честь небесных покровителей его сыновей Бориса и Глеба , получивших имена первых прославленных в земле Русской святых — покровителей княжеского дома . Кидекшская церковь послужила усыпальницей для одного из сыновей Юрия Долгорукого — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича , умершего в 1159 году. Здесь же погребена его жена Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202).
Скорее всего, при нашествии монголов Кидекша пострадала, но уже в 1239 году здание церкви Бориса и Глеба было отремонтировано и освящено, и в нём, вероятно, было устроено белокаменное седалище и резная алтарная преграда. Но вскоре сам городок захирел, и его жители переселились в соседний Суздаль . В «Списке русских городов дальних и ближних» (XIV—XV века) Кидекша не значится.
В XVI — начале XVII века глава и часть сводов церкви обрушилась. В 1660-х годах глава, своды и восточные столпы храма были разобраны полностью, а апсиды и восточные части северной и южной стен — до уровня аркатурного пояса . Затем восточные столпы были сложены вновь, и храм был перекрыт сомкнутым сводом с маленькой главкой. В таком виде храм сохранился до наших дней.
В 1780 году рядом с храмом Бориса и Глеба была построена «зимняя» Стефановская церковь , а также восьмигранная шатровая колокольня , которая со временем наклонилась до такой степени, что уклон стал заметен невооружённым глазом .
Церковь Бориса и Глеба была обследована археологами самого высокого уровня как дореволюционной России, так и СССР . Одной из задач была подготовка к проведению инженерных работ, целью которых являлось создание отопительной системы, чтобы предотвратить губительную для храма влажность . Последние раскопки в храме проводились в 2011 году группой Владимира Седова . В храме был частично снят пол и восстановлен до того уровня, который был в XII веке. Были обнаружены неизвестные ранее детали внутреннего убранства храма: основания позднего иконостаса , нижняя часть белокаменного престола с отпечатками четырёх ножек и омфалий . Омфалий представляет собой камень розоватого цвета, лежащий в центре храма. В настоящее время он включён в экспозицию. В древнерусской архитектуре каменный омфалий XII века из Кидекши уникален, известен только более ранний мозаичный экземпляр X века в Десятинной церкви и примеры из древнерусской архитектуры XIV века. Был обнаружен также белокаменный саркофаг и фрески XII века .