Церковь Бориса и Глеба (Коломна)
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковь Бориса и Глеба во граде ( Церковь Бориса и Глеба в кремле, в Околотке ) — несохранившийся православный храм Новгородского детинца .
Церковь Бориса и Глеба во граде (в кремле) или над Волховом , на конце Пискупли улицы , в Околотке , в Детинце впервые известна как деревянная церковь 1146 года . Каменная же церковь взамен деревянной заложена Садко Сытинычем ( Съдко Сытиниць ) в 1167 году , Садко Сытиныч стал, вероятно, прототипом героя былин — Садко . Церковь была освящена архиепископом Иоанном в 1173 году . Согласно данным начала 1620-х — церковь Бориса и Глеба была ружной .
Бытовало мнение, что на её месте — на конце Пискупли улицы , стояла первая тринадцатиглавая деревянная церковь Софии Премудрости Божией , предшественница каменного Софийского собора , но по результатам археологических раскопок это предположение было опровергнуто. Фундаменты церкви были раскрыты в 1940 году во время раскопок под руководством , при этом в западной части фундамента была найдена резная известняковая капитель с орнаментом, большое количества каменных крестов и др., были обнаружены погребения под полом церкви, причём в пяти из них сохранились фрагменты диадем . По результатам реконструкции это монументальное здание не имело аналогов в новгородском зодчестве XII века как по своим размерам, так и по использованию резных украшений.
Церковь Андрея Стратилата , ныне стоящая в детинце близ того места (южнее), где была церковь Бориса и Глеба, называется в росписях 1577—1589 годов (росписи ружных церквей ) и 1615 года придельной , но по Семисоборной росписи и росписи 1617 года в церкви Бориса и Глеба не было придела . В 1969 году в нижней части церкви Андрея Стратилата Михаил Каргер и Григорий Штендер обнаружили и изучили остатки лестничной башни церкви Бориса и Глеба.
В 1262 году церковь сгорела от попадания молнии , после чего была восстановлена, но в самом начале XIV века — рухнула. В 1305 году новая каменная церковь была вновь освящена архиепископом Феоктистом , после завершения строительства, начатого в 1302 году , причём Феоктист в 1300 году в ещё несгоревшей церкви Бориса и Глеба был знаменован на владычную кафедру .
Храм был поновлён в середине XIV века за счёт серебра, полученного от похода на Ореховец . В 1405 году из-за пожара, охватившего Людин конец , церковь опять сгорела и только в 1441 году по указанию архиепископа Евфимия была отстроена вновь , а в 1442 году к храму была добавлена новая глава после явления чуда мироточения иконы Богоматери во время литургии .
В 1652 году церковь рухнула и с тех пор более не восстанавливалась.
Предания также связывают эту церковь с хранившимися в ней «палицами Перуна » , которые новгородцы использовали во время междусобиц. По приказу митрополита Никона в 1652 году эти палицы были сожжены:
и тако преста бесовское то тризнище отоле со оловянными наконечниками тяжкими
По мнению академика В. Л. Янина , эти сведения о палицах, « связующие языческие и христианские реалии », делают церковь Бориса и Глеба во граде хранительницей древних традиций, что « дополняет характеристику памятника как имеющего особое значение в структуре новгородской и церковной политической организации » .
Церковь Бориса и Глеба во граде — духовный центр Прусской улицы , упоминается в уставе Ярослава Мудрого о мостех (о порядке мощения улиц Торговой стороны и Детинца, а также сооружения Великого моста), как конечный пункт обязанности мощения улицы жителями. Предполагают также, исходя из летописных сведений, что церковь была « вечевым храмом» Людиного конца и Прусской улицы. Церковь Бориса и Глеба во граде изображена на иконе « Видение пономаря Тарасия » и на омофоре патриарха Никона .