Студийский монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Студи́йский уста́в — набор правил и указаний, определявший порядок служб и регламентировавший использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции IX—XIV веков. Своим происхождением устав обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826), настоятелю Студийского монастыря .
После смерти преподобного Феодора его устав был кратко записан неизвестным лицом, в промежуток между половиною IX и половиною X века. В устав Афанасия Афонского (ум. 980 г.) студийская запись вошла в переработанном и дополненном виде.
В половине XI века появилась полная запись Студийского устава, известная под именем Устава патриарха Алексия ; но он был написан не для Студийского, а для Успенского монастыря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Устав патриарха Алексия не дошёл до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейшие из них — синодальный список XII века, типографской библиотеки — того же времени, и Санкт-Петербургской духовной академии — XIII века. Для своего устава Алексий пользовался, кроме Студийских записей, правилами древних устроителей монашеской жизни, обычаями церкви, порядками службы и быта других монастырей, в особенности Студийского. С устава патриарха Алексия были сделаны списки для других монастырей, так или иначе применённые к местным условиям. Из Константинополя Студийский устав был принесён святым Афанасием Афонским (X век) на Афон . В Южной Италии в итало-греческих областях действие его продолжалось до вытеснения оттуда греческого обряда и замены его латинским (за исключением монастыря Гроттаферрата ).
В Русской церкви Студийский устав был введён преподобным Феодосием Печерским около 1070 года в Киево-Печерской лавре , откуда он распространился и в другие монастыри, с некоторыми изменениями, идущими, вероятно, от самого преподобного Феодосия.
Студийский устав сохранялся в Русской церкви до конца XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским , но по местам оставался в силе гораздо дольше, как показывают списки его, относящиеся к концу XIV и XV веков. В некоторых русских монастырях он действовал до XVIII века. По свидетельству патриарха Нектария, на Синае он употреблялся в XVII веке.
В Украинской грекокатолической церкви Студийский устав был возрождён в конце XIX века. По данным на 2015 год студиты-грекокатолики насчитывают 92 монаха и 8 монастырей на Украине, в Италии и Канаде.
Разные варианты Студийского устава отличаются от Иерусалимского , и от более древних египетских уставов, менее строгими правилами богослужебной и бытовой монашеской жизни. Монахам дозволялось самовольно избирать себе игумена , изгонять его из монастыря и самим уходить в мир ( церк.-слав. міръ ) с оставлением монашеских обетов , ослаблялись посты .
Служба по Студийскому уставу — короче и не так торжественна (как по Иерусалимскому). В ней меньше кафизм , нет часов в праздники , на воскресной утрени отсутствуют Непорочны . Нет малой вечерни , всенощного бдения и великого славословия , минимум Марковых глав. Проскомидия совершалась диаконом ; в седмичные дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершалась ежедневно . Преобладала студийская гимнография .