Interested Article - Пахомий Логофет

Пахо́мий Логофе́т ( греч. Παχώμιος Λογοθέτης ) или Пахо́мий Серб (ум. не ранее 1484 ) — иеромонах , агиограф , гимнограф , составитель и редактор ряда житий святых, похвальных « Слов », служб и канонов , переводчик .

Биография

Биографические сведения о нём скудны, неясны, нередко противоречивы. По происхождению он, вероятнее всего, был серб, — «сербин», как называется он в рукописях, — жил сначала на Афоне , в то же время анализ языка его ранних произведений позволяет предположить, что Пахомий, возможно, был по происхождению русским .

Предположительно между 1429 и 1438 годами в сане иеромонаха прибыл из Афона в Новгород , а в 1440 году переселился в Великое княжество Московское .

Большую часть жизни в России Пахомий провел в Москве и Троице-Сергиевом монастыре , где работал над составлением житий и списыванием книг. Также жил в Новгороде (1458—1462) .

Эти занятия принесли ему славу выдающегося стилиста и мастера написания житий, и около 1470 года он был вызван в Новгород архиепископом Ионой для составления житий новгородских святых . Большинство житий составлено Пахомием по заказу .

По отзывам современников, был монахом весьма достойным, «мужем благочестивым, проходящим иноческое житие со всяким опасением добрым».

Где и когда скончался, неизвестно; во всяком случае, не ранее 1484 года, — не ранее этого года могло быть составлено Пахомием приписываемое ему в рукописях «Житие Новгородского архиепископа Моисея» .

Стиль и значение

Он хорошо владел стилем славянской богослужебной литературы . Работая над своими книгами, Пахомий, как и многие авторы того времени, не видел ничего предосудительного в заимствованиях из чужих произведений, в повторениях самого себя (особенно во вступлениях), в создании своих редакций — путём небольшой переработки текста, мозаичного соединения и просто дополнения предисловием и послесловием чужих произведений. Прозаические произведения Пахомия Логофета строятся обычно по четкой схеме: предисловие, основная часть, заключение. В предисловиях говорится о важности прославления праздников или святых.

В короткое время им были составлены многочисленные жития святых, о жизни которых он практически ничего не знал. В своих сочинениях Пахомий весьма свободно относился к историческим фактам и, ради поучительности рассказа, не стеснялся собственных прибавлений. Историческое значение большинства составленных им житий крайне незначительно .

В то же время очевидный литературный талант, «прелесть» стиля и риторическая благоукрашенность Пахомиевых житий надолго очаровали российскую житийную литературу. Именно Пахомием были заложены на русской почве основы некоего « канона », представляющего собой набор готовых клише , пригодных для написания жития практически любому святому, все исторические сведения о котором могли составлять лишь его имя, место подвига и тип подвижнической жизни .

Митрополит Иона благословляет Пахомия Логофета на создание Жития св. Алексея

Произведения

Примечания

  1. Прохоров Г. М. от 13 ноября 2007 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси / АН СССР . ИРЛИ ; Отв. ред. Д. С. Лихачёв .
  2. А. Архангельский . // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  3. Буланин Д. М. К изучению механизмов «второго южнославянского влияния» на русскую письменность // Палеоросия. Древняя Русь: Во времени, в личностях, в идеях. — 2018. — № № 2 (10) . — С. 141—166. .
  4. Лященко А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  5. Игумен Митрофан (Баданин) от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // « Церковный вестник ». — № 6 (403). — 27 марта 2009.

Литература

  • Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М. : издание К. Солдатенкова, 1871. — III, 465, IV, III с.
  • Некрасов И. С. — Одесса : тип. Ульриха и Шульце, 1871. — [2], 102 с.
  • Лященко А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1898. — Т. XXIII. — С. 58.
  • Архангельский А. // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. — СПб. , 1902. — Т. 13: Павел преподобный — Петр (Илейка). — С. 414—417.
  • Зубов В. П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Труды Отдела древнерусской литературы . — М.; Л., 1953. — Т. 9. — С. 145—158.
  • Кириллин В. М. К вопросу о риторическом мастерстве Пахомия Логофета // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2009. — № 3 (37). — С. 47-49.
  • Кириллин В. М. Похвальные речи Пахомия Логофета: К вопросу о риторическом мастерстве писателя // Славянский альманах. — 2010. — Т. 2009. — С. 32-49.
  • Кириллин В. М. Слово похвальное иконе Пресвятой Богородицы «Знамение» Пахомия Логофета // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2012. — № 1 (47). — С. 79-84.
  • Кириллин В. М. Пахомий Логофет: Слово похвальное преподобному Варлааму Хутынскому в контексте древнерусской литературы // Труды Минской духовной академии. — 2012. — № 10. — С. 182—193.
  • Атрибуция Пахомию Сербу старшего проложного жития Стефана Пермского // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2017. — № 4 (70). — С. 93—106
  • Милютенко Н. И. Летописные источники житий Пахомия Серба (Логофета) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2019. — № 2 (76). — С. 5-12.
  • Маруяма Ю. Фонетико-орфографические особенности языка Пахомия Логофета (на материале автографа жития Сергия Радонежского) // Комплексный подход в изучении Древней Руси : Сборник материалов X Международной научной конференции. Приложение к Журналу «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», Москва, 9-13 сентября 2019 года. — Москва: Издательство «Индрик», 2019. — С. 128—130.
  • Исидорова З. Н. К вопросу о происхождении прозвища Логофет у Пахомия Серба // Slověne. — 2019. — Т. 8, № 2. — С. 113—139.
  • Духанина А. В. Пахомий Логофет // Православная энциклопедия . — М. , 2019. — Т. LV : « Пасхальные споры Петр Дамаскин ». — С. 158—190. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-062-2 .
Источник —

Same as Пахомий Логофет