В летописи находятся лишь краткие упоминания о некоторых фактах жизни Иоанна II: о погребении им в Киеве князя
Ярополка
(в 1086 году), об освящении им церкви
Выдубицкого монастыря
и церкви Пресвятой Богородицы в
Киево-Печерском монастыре
. Современники называли его «пророком Христовым», летописец от себя называет его «блаженным и добрым» и говорит, что он был муж искусный в книгах и учении, милостивый к убогим и вдовицам, ласковый со всяким — богатым и бедным, смиренный, кроткий, обладавший даром слова, умевший своими святыми беседами утешить печальных, и вообще был такой митрополит, какого на Руси не было прежде, и после не будет
.
Он известен двумя посланиями: к папе
Клименту
и к черноризцу
Иакову
. Первое послание, сохранившееся во многих списках славянских, греческих и латинских, вызвано обращением антипапы
Климента III
, желавшего сблизиться с восставшими иерархами. Второе, сохранившееся только в славянских рукописях, — канонического содержания.
(неопр.)
runivers.ru
. Дата обращения: 2 февраля 2022.
2 февраля 2022 года.
Литература
Неволин К. А.
О митрополите Иоанне II как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту о опресноках // Известия императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности. 1853. — Т. 2. — С. 95-101
Попов А. Н.
Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян, XI—XV вв. — М., 1875. — С. 91-99
Пападимитриу С. Д.
Иоанн II, митр. Киевский, и Феодор Продром (Χρῖστος κα Θεόδωρος Πρόδρομος) // ЛетИФО. 1902. — Т. 10. — С. 1-54
Никольский Н. К.
Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений, X—XI вв. — СПб., 1906. — С. 211—225, 527
Leib B.
Rome, Kiev et Byzance à la fin du XIe siècle: Rapports religieux des Latins et des Gréco-Russes sous le pontificat d’Urbain II (1088—1099). — P., 1924. — P. 32-41
Поппе А.
Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси. — СПб., 1996. — С. 451—452
Пихоя Р. Г.
К вопросу о времени перевода византийской синтагмы XIV титулов без толкований в Древней Руси // Античная древность и средние века. — Свердловск, 1973. — Вып. 10. — С. 308-311
// Античная древность и средние века. — Свердловск, 1975. — Вып. 11. — С. 133—144.
Щапов Я. Н.
Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси XI—XIII вв. — М., 1978
Franklin S.
Who was the Uncle of Theodore Prodromus? // Byzantinoslavica. 1984. — T. 45. — P. 40-45
Podskalsky G.
Metropolit Ioann von Kiev (1076/77 — 1089) als Ökumeniker // Ostkirchliche Studien. 1988. — Bd. 37. — S. 178—184.
Подскальски Г.
Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси. — СПб., 1996. — С. 285—290, 304—306
Назаренко А. В.
Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX—XII вв. — М., 2001. — С. 544—546