Блаженный, Вениамин Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Блаже́нный ( греч. μακάριος , лат. beatus , букв. « счастливый» ) — в Православной церкви наименование ( блаженный Василий ) либо первая часть наименования ( блаженный Василий, Христа ради юродивый ) лика юродивых ; в Католической церкви термин «блаженный» относится к подвижникам, прославленным в ходе беатификации , объявления человека блаженным и разрешения почитания его в конкретном месте или определённом церковном обществе. Эта традиция близка к местной канонизации в рамках Восточной Православной церкви .
Блаженными могут называть также святые или неканонизированные подвижники благочестия, вне зависимости от его лика святости или типа подвига, в качестве прилагательного, имеющего значение «стяжавший евангельские блаженства», «живущий по заповедям евангельских блаженств»: «От юности Христа возлюбил еси, блаженне, и Тому единому работати пламенне вожделев…» — тропарь Серафиму Саровскому ).
Термин применяется в качестве утвердившегося именования ряда святых (блаженный Никита , тайный угодник Божий; блаженная княгиня Ольга ; блаженный Иероним ; блаженный Августин ) и христианских церковных писателей (блаженный Феодорит Кирский ), не относящихся к юродству. Причины этого именования не ясны. Ряд житий и проложных памяти начинаются с этого слова в значении этом или более общем и значении (человека, стремящегося вести праведную жизнь) и часто употребляют его, в результате чего это прилагательное стало восприниматься в качестве особого именования (например: «Сия блаженная Ольга…», «Ольга блаженная, аки денница…»; «Угодник Божий сокровенный блаженный Никита…») .
Именование святых Иеронима и Августина блаженными предположительно отражает западнохристианскую традицию беатификации. Этому предположению противоречат почитание Августина как одного из наиболее авторитетных отцов Западной церкви ( лат. doctores ecclesiae ), а также применение термина «блаженный» как именования и в отношении святых Восточной церкви .
В широком значении блаженным может называться человек, который стремится вести праведную жизнь, в данном случае термин выступает как синоним слов «счастливый, благополучный» («Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“» — Рим. ; «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» — {{Библия|Иак|1:12) .
Без терминологической нагрузки слово «блаженный» может употребляться перед именем святого, если говорится о периоде его жизни до рукоположения в епископский сан, после чего он может именоваться святителем ; до выхода на подвиг служения, после этого он называется равноапостольный, исповедник; до мученической кончины - мученик; не стяжал святости лика, явленную им в конце жизни - преподобный и др.
В русский язык слово заимствованно из церковнославянского . Восходит к ст.‑слав. блаженъ от «блажити» — «нарицать блаженным» (собственно «делать благим, хорошим»). Имелось исконнорусское бо́лого .