Interested Article - Мисаил (архиепископ Рязанский)

Икона

Архиепископ Мисаил (I четверть XVII, село Грузино 9 апреля [ 19 апреля ] 1655 , село Агломазово ) — епископ Русской православной церкви , архиепископ Рязанский и Муромский .

Прославлен 12 января 1987 года как священномученик в лике местночтимых рязанских святых. Память 9/22 апреля, в Соборах Рязанских , Липецких и Тамбовских святых.

Биография

Родился в первой четверти XVII века в селе Грузино Новгородской епархии .

Монашескую жизнь начал в Новгородском Деревяницком Воскресенском монастыре . Отличался благочестивой жизнью. Обратил на себя внимание священноначалия и братии и был рукоположен во иеромонаха .

Был ризничим митрополита Новгородского Никона (Минова) (впоследствии патриарха), который указал царю Алексею Михайловичу на Мисаила как на достойного преемника почившему архиепископу Рязанскому Моисею .

13 апреля 1651 года он был хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан архиепископа .

Вступив в управление Рязанской епархией, архипастырь нашёл упущения в монастырях и среди белого духовенства.

Ревнуя о славе Божией, святитель Мисаил в самом начале своего архипастырского служения разослал грамоту к пастве, в которой преподал ей отеческие увещания. Игуменам же монастырей давал наставления строго соблюдать монастырские уставы . Его обращения к пастве и духовенству отличались простотой, искренностью и свидетельствовали о нём как об архипастыре умном, высоконравственном.

С первого же года своего архипастырства архиепископ Мисаил обнаружил выдающуюся неутомимую деятельность. Он отечески вникал в частную жизнь подчиненного ему духовенства и часто в праздники приглашал к себе в гости.

Энергично боролся главным образом против народного повального пьянства: восстал против корчемников и их досмотрщиков, которые систематически спаивали народ, и изгонял их из епархии.

Боролся против религиозного индифферентизма, проявляющегося в крайней и массовой холодности к Церкви.

Всех вдовых священников, подававших повод к соблазну, силою постригал в монашество и отсылал в монастыри.

Святитель очень любил совершать богослужения, причём совершал их всегда торжественно и пышно. Бывший в частной жизни строгим монахом, воздержанным во всём, он во время церковной службы одевался в дорогие одежды.

Основная же заслуга святителя Мисаила перед Церковью состоит в том, что он взял на себя миссию по христианизации коренных жителей Рязанского края. В первые годы святительства он возложил это дело на монаха Артемия, так как сам много занимался приведением в порядок епархиальных дел, затем был вызван патриархом Никоном в Москву на Собор по делу исправления церковных книг.

В 1654 году он испросил у патриарха благословения на проповедь среди мордвы. Получив патриаршую и царскую грамоты, архиепископ с несколькими священниками сам отправился в мордовские селения. Он переезжал из одного селения в другое, проповедуя православную веру. Проповедь Мисаила имела успех. Более трёхсот язычников приняли крещение.

Затем он вторично предпринял поездку и более года провел в миссионерских трудах, окрестив при этом 4 200 человек мордвы .

В феврале 1655 года архиепископ Мисаил снова отправился на проповедь в Шацкий уезд . П. И. Мельников-Печерский писал, что, «переезжая из места в место, Мисаил… крестил мордву, заставляя рубить их священные рощи и сожигая срубы на их кладбищах» . Эти действия вызвали недовольство местного населения, которое часто отказывалось креститься. Мисаил получил две царских грамоты из Москвы, которые предписывали ему крестить мордву и татар и взять в помощь служилых людей, «сколько человек пригож» .

Последнее путешествие окончилось для Мисаила трагически. В апреле 1655 года, возвращаясь в Рязань, он въехал в деревню Ямбирно и начал зачитывать царский указ. Вокруг собралась неприязненно настроенная толпа мордвы; завязалась драка, и одна из мордовских стрел пронзила левую руку и грудь архиепископа. Ранение оказалось смертельным. Его привезли в село Агломазово , где 9 (19) апреля он скончался от ранений.

По другой версии, это произошло в окрестностях Шацкого села Конобеева. Летопись сохранила имя убийцы Рязанского владыки. Это был мордвин: Гаречишка, «навождением сатанинским устреливший вернейшаго служителя Божия».

По желанию святителя он был погребён близ Чернеевского Николаевского монастыря у церкви святого Мины, в лесу. В следующем же году по воле патриарха и царя тело его было перенесено в Рязанский Архангельский собор .

Примечания

  1. Мельников-Печерский П. И. от 31 июля 2016 на Wayback Machine
  2. Мокшин Н. Ф. от 28 августа 2016 на Wayback Machine С. 18-19.
  3. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края.. — Выпуск 1. — Москва: Типография Ел. Гербек, угол Петровки и Газетного пер., д. Хомяковых, 1883. — С. 8.

Ссылки

Источник —

Same as Мисаил (архиепископ Рязанский)