Interested Article - Exempla

Страница из сборника ( Clemente Sánchez de Vercial ); кон. XIV — нач. XV века.

Exempla (лат.) , ед. ч. exemplum , буквально «пример» — жанр средневековой латинской литературы с ярко выраженной дидактической функцией; возник как украшение в проповедях или рассуждениях и восходит к ораторской практике античности .

Особенности жанра

Exempla имели явно дидактическую направленность, должны были учить, внушать отвращение к греху и приверженность к благочестию. Эти цели достигались не общими рассуждениями, а преимущественно при помощи демонстрации конкретных казусов, случаев из жизни, чудесных происшествий и древних легенд, рассказ о которых был рассчитан на то, чтобы вызвать изумление, восторг или ужас слушателей проповедей и читателей книг .

История возникновения жанра

Возникновение данного жанра связано в первую очередь с традицией христианской проповеди . Расцвет западноевропейской проповеди приходится на XIII век и связан с активностью новых монашеских орденов . Францисканцы и доминиканцы , которые, в отличие от монахов Раннего Средневековья , не сторонились мирской жизни и шли в гущу народа, проповедуя повсюду — на городских площадях и в церквах, в деревнях и замках, — активно искали общий язык со своей пестрой по составу паствой. Однако «примерами» пользовались и монахи старых орденов, вслед за нищенствующими проповедниками учения святых Доминика и Франциска обновлявшие свою проповедь.

«Пример» был одним из наиболее действенных средств дидактического воздействия на прихожан. Создаются сборники «примеров», из которых проповедники черпали материал, используемый в проповеди. Составители этих сборников заимствовали рассказы в христианских легендах и житиях, у античных авторов, но также и из фольклора, прошедшего обработку в монашеской среде и приспособленного для нужд морально-религиозного наставления народа. Монахи нищенствующих орденов, хорошо знакомые с интересами и верованиями слушателей, к которым они подчас были близки и по своему происхождению, и ясно представлявшие себе их интеллектуальный уровень, умело приноравливали свои поучения к уровню понимания аудитории. Exempla не принадлежали к «большой литературе», их содержание отличалось бесхитростностью, простотой, подчас граничившей с примитивностью, но в этом жанре словесности именно в силу таких его качеств следовало бы искать отражения мира верований и представлений широких слоев населения . По мнению французского историка Ж.-К. Шмитта, который исследовал бытование фольклорной традиции в средние века — примеры демонстрируют, как клерикальная культура через реализацию практически монопольного права на письменность исправляет тексты и затем использует их в качестве мощного средства идеологического контроля над обществом и формирует представления средневекового человека .

Exempla в русской литературной традиции

Общехристианская основа exempla на русской почве, как и на западе, проявлялась в «видениях», в житиях святых . Что касается проповеди с привлечением exempla, «примеров», то, например, в старообрядческой литературе наиболее отчетливо это можно проследить во всевозможных поучительных посланиях, которые создаются до сего дня .

Наиболее известные сборники

Корпус exempla , известных и использовавшихся в Средние века, начиная с IV—V и до XV—XVI веков, чрезвычайно обширен, и его историческое значение было велико.

Примечания

  1. Exempla: литературный жанр и стиль мышления // Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989. С. 7.
  2. «Хронотоп» народного христианства: Exempla // Гуревич А. Я. Средневековый мир — культура безмолвствующего большинства. M., 1990. С. 136.
  3. Schmitt J.-C. Les traditions folkloriques dans la culture médiévale // Schmitt J.-C. Le corps, les rites, les rêves, le temps. Essais d’anthropologie médiévale. Paris, 2001. — P. 146-147
  4. . Дата обращения: 24 июня 2010. 25 октября 2010 года.

Ссылки

  1. (недоступная ссылка)
  2. (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Exempla