Варшавский, Марк Маркович
- 1 year ago
- 0
- 0
Марк Фря́зин или Ма́рко Фря́зин — итальянский архитектор XV века , работавший в России . Имя Фрязин происходит от старинного русского слова фряг , что значит «итальянец». Это имя часто присваивалось без различия наций многим проезжавшим иноземцам. Собственно итальянское имя архитектора до конца не определено — в разных источниках и у разных исследователей существуют различные мнения на этот счёт. Среди возможных вариантов встречаются: Ма́рко дей Фризо́ни ( итал. Marco dei Frisoni ), Ма́рко да Коро́па ( Marco da Coropa ), Ма́рко Ро́ссо ( Marco Rosso ). Николаем Карамзиным в XIX веке было высказано предположение, что итальянское имя Марка Фрязина было Ма́рко Ру́ффо ( Marco Ruffo ), однако, поскольку современным учёным не удалось обнаружить источники Карамзина, эта версия в наше время не считается приоритетной .
Упоминания о Марке Фрязине отсутствуют в итальянских источниках его времени. Впервые он упоминается в 1484 году в качестве строителя здания для хранения великокняжеской казны, располагавшееся между Благовещенским и Архангельским соборами московского Кремля . Здание, известное под названием Казённого двора не сохранилось до нашего времени, но остались его изображения — в частности, рисунок в книге «Избрание на царство» . Кирпичное здание Казённого двора состояло из двух частей: одна из них примыкала к Благовещенскому собору и была невысокой, крытой двухскатной крышей, вторая — достаточно высокая, крытая шатровой крышей башня. Казённый двор соединялся крытыми переходами с Теремным дворцом .
В 1487 году по проекту Марка Фрязина была построена Малая Набережная палата (также не сохранилась) . До наших дней дошёл подробный чертёж Д. В. Ухтомского , сделанный перед перестройкой палаты в 1751 году. Палата представляла собой двухэтажное кирпичное здание (с третьим подвальным этажом) со сводами. На втором этаже размещались Столовая и Ответная палаты; каждая имела отдельный выход. Судя по чертежу Ухтомского, фасад палаты был отделан деталями, новыми для русской архитектуры: над окнами первого этажа расположены треугольные сандрики , второй этаж украшен арками , здание венчает широкий карниз . Этажи разделены горизонтальными тягами , сохранены большие свободные плоскости стен между окнами. Этими цитатами из итальянской архитектуры Марко Фрязин предвосхитил или даже повлиял на архитектуру Арсенала в Кремле .
Марком Фрязином были построены несколько кремлёвских башен: Беклемишевская(Москворецкая) (1487), Спасская и Никольская . Башни не имели имеющихся на них в наше время шатров, которые были возведены в 1680-х годах. Вероятно, только Беклемишевская башня была окончена Марком, так как две другие, согласно летописным источникам, были окончены Пьетро Антонио Солари .
Также вместе с Пьетро Солари Марк Фрязин работал над возведением Грановитой палаты . Поскольку начало её строительства относится к 1487 году, а Солари прибыл в Москву только в 1490, предположительно именно Марком начато её возведение .
Последнее упоминание о Марке Фрязине относится к 1491 году. Неизвестно, что случилось с ним после этой даты: вернулся ли он в Италию или умер. За исключением Беклемишевской башни, все постройки, начатые им после 1487 года, были завершены другими архитекторами .