Худяков, Михаил Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Гео́ргиевич Худяко́в ( 3 сентября 1894 , Малмыж , Вятская губерния — 19 декабря 1936 , Ленинград ) — советский археолог, исследователь истории и культуры народов Поволжья. Основные работы посвящены истории татар , Волжской Болгарии , археологии Казани .
Родился в небольшом городке Малмыже , в Вятской губернии , в родовитой и обеспеченной русской купеческой семье. Окончил 1-ю казанскую гимназию с золотой медалью (1906—1913), обучался на историко-филологическом факультете Казанского университета (1913—1918). В 1918—1924 годах работал в Казани: преподавателем школы, библиотекарем Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете, с 1919 года — хранителем археологического отделения, затем заведующим историко-археологическим отделом губернского музея, преподавал в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте . С 1920 работал также в музейном отделе Народного комиссариата просвещения Татарской АССР ; один из организаторов и секретарей Научного общества татароведения. Участвовал в организации музея в родном Малмыже. В 1920-х годах опубликовал ряд историко-этнографических и археологических работ по истории тюркских и финно-угорских народов региона. Особую роль играют «Очерки по истории Казанского ханства », напечатанные в 1923 году.
Работа Худякова была одной из первых работ русских историков посвященных Казанскому ханству, история которого в трудах выдающихся историков предшествующего поколения рассматривалась исключительно в контексте русской истории. Его взгляд отличался от работ предыдущих авторов тем, что автор симпатизирует татарскому народу и показывает политику Московского государства, как захватническую и колониальную. Вместе с тем он старается сохранить научную объективность. В своей работе автор выразил благодарность ряду востоковедов, которые, видимо, в какой-то мере разделяли его концепции: Гаязу Максудову и , Н. Н. Фирсову , М. И. Лопаткину, С. Г. Вахидову .
В 1923 году по обвинению в национализме был осужден видный большевик М. Х. Султан-Галиев и распущено правительство автономии, некоторые члены которого отказались осудить Султан-Галиева. После этих событий Худяков покидает Казань. С 1925 году он жил и работал в Ленинграде как научный сотрудник Государственной публичной библиотеки . В 1926—1929 годах учился в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК) . В 1927 году принял участие в работах Средневолжской экспедиции в Чувашии . В течение 1920-х годов записывал удмуртский эпос . С 1929 преподавал в Ленинградском университете , с 1931 доцент ЛИЛИ и Ленинградского института философии, литературы и истории ( ЛИФЛИ ). В 1929—1933 годах состоял учёным секретарём и научным сотрудником Комиссии по изучению племенного состава населения СССР при АН СССР. С 1931 года — научный сотрудник 1-го разряда ГАИМК (институт доклассового общества), с 1933 переходит в сектор феодальной формации. В 1930—32 годах против него были выдвинуты критические обвинения в « султангалиевщине » и «тюркском национализме», которые ограничились публичными «проработками». В 1931 году принял участие в «критике» арестованного археолога С. И. Руденко . Активно пропагандировал пользующийся официальной поддержкой марризм . В 1936 году без защиты диссертации ему была присвоена учёная степень доктора исторических наук и звание действительного члена Института доклассового общества ГАИМК.
9 сентября 1936 года арестован Управлением НКВД Ленинградской Области по статье 58-8, 11 УК РСФСР как «активный участник контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации»). 19 декабря 1936 выездной сессией ВК ВС СССР приговорен к высшей мере наказания, с конфискацией всего личного имущества. Расстрелян в тот же день в Ленинграде.
Труды М. Г. Худякова были запрещены и изъяты из библиотек.
В 1950 году Ш. Ф. Мухамедьяров вернул в научный оборот имя Худякова, дав ему характеристику как представителю «старой буржуазной историоrрафии, порой допускавшему грубые извращения природы политической надстройки в классовом обществе» .
В июне 1957 году определением военной коллегии Верховного Суда СССР М. Г. Худяков было реабилитирован, однако более 30 лет его труды не переиздавались и оставались недоступными широкому кругу исследователей .
Первым шагом по возвращению его трудов из безвестности явились публикации на татарском языке некоторых его работ («Очерков…» и отдельных статей) на страницах молодёжного журнала «Идель» начиная с 1989 года. Повторное издание книги вышло в 1991 года и впоследствии неоднократно переиздавалось.
«Принципиальное значение имеет то, что автор, будучи русским историком, впервые выступил с решительной апологетикой Казанского ханства, назвав его уничтожение актом жестокой колониальной политики, приведшей татарский народ к национальной траrедии», — говорится в посвящённой Худякову диссертации Ф. А. Байрамовой (Казань, 2006) . Худякова называют первооткрывателем комплексного изучения Казанского ханства, незаслуженно забытым и возвращённым к читателям и научной общественности усилиями татарской интеллигенции.
Наставник Худякова, профессор Казанского университета Н. Н. Фирсов положительно оценил труд ученика, однако указал, что «автор недостаточно отчетливо выяснил вопрос о государственном строе Казанского ханства, что в этом строе общего с Золотой Ордой, Астраханскими и Казанскими ханствами и что нужно отнести на счет местных, стародавних болгарских устоев» .
С Худяковым полемизировал тюрколог , который счёл сочинение коллеги тенденциозным и заказным: «появилась книга при условиях исключительно благоприятных — и Казанский университет, и старейшие ученые общества Казани лишены в наше время возможности изложить хотя бы одну страницу своих исторических трудов» .
Профессор Государственной Академии истории материальной культуры С. Н. Быковский отметил тщательность подхода Худякова к работе с источниками .
Профессор МПГУ , доктор исторических наук В. А. Волков объясняет популярность Худякова в Татарстане тем, что он целиком встал на татарскую сторону, представляя Русь как немотивированного агрессора и угнетателя. «Он оказался очень созвучен идеям, звучавшим в то время в большевистской среде, искавшей опору в националистах для борьбы с белой опасностью и великодержавным шовинизмом », — отмечает историк .
Его имя носит улица в Вахитовском районе Казани.