Документированных свидетельств о жизни художника сохранилось крайне мало
.
Жан Фуке родился в г.
Тур
в долине
Луары
, который во второй половине XV в. стал резиденцией французских королей
Карла VII
и
Людовика XI
и одним из главных художественных центров Франции. О годах его молодости сведений немного: вероятно, в начале 1440-х гг. Фуке учился в
Париже
, а затем первым из французских художников отправился в
Италию
и познакомился с искусством итальянского Возрождения
. Между 1444/45 и 1446/47 годами он написал на
холсте
портрет папы
Евгения IV
с двумя его родственниками (свидетельство
Филарете
, присутствовавшего при создании портрета), вызвавший восхищение итальянцев
.
После пребывания в Италии Фуке вернулся в Тур, женился и открыл свою мастерскую. Работал при дворах Карла VII (в 1461 году) и Людовика XI. В 1475 году получил титул «королевского живописца»
. Выполнял заказы самых знатных особ Франции. Меценатами и заказчиками Фуке были семьи королев, казначея
Этьена Шевалье
и канцлера
(фр.)
(
.
Пользовавшийся известностью при жизни, после своей смерти (между 1478 и 1481 годами) Фуке был надолго забыт. Его творчество было вновь оценено по достоинству лишь в XIX веке благодаря интересу представителей романтизма к средневековому искусству
.
К значительным произведениям художника можно отнести «
Меленский диптих
» (ок.1451-1456), заказанный Фуке Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе
Мелёне
.
Книжная графика
Шедевром Фуке являются миниатюры
«
Часослова Этьена Шевалье
»
(
1450
—
1460
), не имевшие себе равных по художественным достоинствам. Особенно хороши миниатюры
«Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы»
, и другие, созданные на сюжеты
Священного писания
.
В конце 1450-х гг. мастер создал иллюстрации к сборнику новелл
Джованни Боккаччо
.
Драгоценным наследием Фуке являются миниатюры к
«Иудейским древностям»
древнееврейского историка
Иосифа Флавия
(
«Строительство Иерусалимского храма», «Взятие
Иерихона
», «Взятие
Иерусалима
», «Въезд
Птолемея
в Иерусалим»
и др.), созданные в 70-е гг. XV в. В этих миниатюрах художник выступил как мастер батальных сцен
Власов В. Г.
Фуке Жан // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1997. — Т. 3 : Словарь имён : М—Я. — С. 455–456. — 655 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-010-6
. —
OCLC
.
Золотова Е. Ю.
Жан Фуке. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — 2-е изд., испр. — 158 с.: ил.
Золотова Е. Ю.
Часослов Этьена Шевалье Жана Фуке: традиции и новаторство // Из истории Классического искусства Запада. Сборник статей по материалам конференции, приуроченной к 80-летию заведующего Отделом Классического искусства запада доктора искусствоведения Е. И. Ротенберга. — М., 2003. — С. 74-95.
Кудрикова С. Ф.
Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. —
СПб.
: Азбука-Классика, 2010. — С. 11, 12, 13, 14, 17, 31, 47, 92–99. — 588, [2] с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). —
ISBN 978-5-9985-0610-9
.
Петрусевич Н. Б.
Искусство Франции XV—XVII вв. — М., 1973.
Erik Inglis
, Jean Fouquet and the Invention of France: Art and Nation after the Hundred Years War. (New Haven and London: Yale University Press, 2011)
Nicole Reynaud
, Jean Fouquet - Les Heures d’Étienne Chevalier, Dijon, Faton, 2006, 280 p. (
ISBN 2-87844-076-5
)
Guy Annequin
, Jean Fouquet, prince des enlumineurs, 1989