Кни́ги пе́сен Средневеко́вья и Возрождения
, на
романских языках
часто похожим образом называемые
Кансьоне́ро
(
исп.
Cancionero
),
Кансьоне́йру
(
порт.
Cancioneiro
),
Канцонье́ре
(
итал.
Canzoniere
),
Шансонье́
(
фр.
Chansonnier
) — рукописные или печатные сборники поэзии, преимущественно любовной, составлявшиеся в XII—XVI веках в
Испании
,
Португалии
,
Италии
, а также
Франции
и
Германии
.
Содержание
Общие сведения
Кансьонеро, Кансьонейру, Канцоньере, Шансонье
(буквальный перевод — «книга песен, песенник»), называют
средневековые
сборники поэзии, преимущественно любовной, но иногда сатирической, политической, религиозной или иной. Они составлялись в Испании, Португалии, Италии, а также Франции и Германии в XII—XVI веках
.
Сборники издавались на деньги покровителей поэтов и содержали работы, либо одного автора, как например,
Канцоньере
Франческо Петрарки
, либо разных. В последнем случае, выбор определялся лишь эстетическим вкусом составителей и спонсоров.
Заглавием стихов обычно служили
инципиты
, то есть, начальные слова текста. Приблизительно до 20-х годов XV века, сборники могли одновременно включать и религиозные, и светские стихи. Позже, постепенно появилась специализация.
Книги песен Средневековья донесли до нашего времени тексты, а иногда и мелодии, исполнявшиеся средневековыми
трубадурами
,
труверами
,
миннезангами
. Всего известно около 2 600 стихов или их фрагментов, принадлежащих порядка 450 авторам
.
Некоторые из средневековых книг песен
Испания
Llibre Vermell de Montserrat
(
рус.
Красная книга монастыря Монсеррат
) — рукопись XIV века из бенедиктинского монастыря
Монсеррат
, находящегося недалеко от
Барселоны
. Известна тем, что содержит десять музыкальных сочинений на 1-3 голоса. Эпитет «красная» объясняется цветом переплёта, который рукопись получила в XIX веке. Первоначально текст содержал 172 листа. После пожара, устроенного в 1811 году войсками
Наполеона Бонапарта
, сохранилось лишь 137 листов. Содержание весьма разнообразно: это сведения о жизни монастыря и останавливавшихся в нём паломников, повествования о чудесах, призывы к набожной жизни, папские буллы, а также, паралитургические, не предназначенные для богослужения, духовные песни. Последние должны были развлечь паломников монастыря, заменяя привычные им народные, чьё содержание могло быть не слишком религиозным
.
Песенник Колумбовой библиотеки
— ориентировочно датируется 1460—1480 гг. Хранится в
Кафедральном соборе Севильи
. первоначально состоял из 106 тетрадей, 8 из которых утрачены. Репертуар представлен разнообразными музыкальными жанрами — народные песни,
вильянсико
,
романсы
,
энсалады
. Многие вильянсико и песни духовного содержания, в основном посвящены
деве Марии
. Два сочинения написаны на
французском
языке, 12 представляют собой
литургические
композиции на
латыни
. Также имеются идут две короткие версии «Сивиллиной песни» на
кастильском
— под номерами 73 (
El Cant de la Sibilla
) и 91 (
Juysio fuerte será dado
).
Cancionero de Palacio
(
рус.
Дворцовый песенник
) — ориентировочно датируется 1470—1520 гг. Хранится в
Национальной библиотеке Испании
. Рукопись содержит 458 пьес в различных жанрах вокальной музыки, преимущественно на испанские стихи, но имеется несколько сочинений на латинском, французском, каталонском и португальском. Тематика и стилистика музыки в Песеннике чрезвычайно пёстрая:
паралитургические песни
,
пасторали
,
вильянсико
, народные песни,
романсы
. Исполнительский состав, по большей части — один голос с инструментальным аккомпанементом. Реже встречаются развитые
полифонические
композиции на 2-4 голоса
.
(исп.)
(
(Cancionero del Duque de Calabria, Cancionero de Venecia; рус.
Песенник Венеции, герцога Калабрийского, Уппсалы
) — сборник испанской музыки по большей части неустановленного авторства, опубликованный в Венеции в 1556 году. Его точное название - "Villancicos de diversos autores, a dos, y a tres, y a quatro, y a cinco bozes, agora nuevamente corregidos. Ay mas ocho tonos de Canto llano, y ocho tonos de Canto de Organo para que puedam aprovechar los que a cantar començaren."
Песенник библиотеки Ватикана
(
порт.
Cancioneiro da Vaticana
) — состоит из 228 тетрадей с 1205 произведениями
XIII
и
XIV веков
на
галисийско-португальском языке
. Как и Песенник Национальной библиотеки, был скопирован с более ранней рукописи примерно в 1525 году в Риме, стараниями итальянского гуманиста Анджело Колоччи. В 1840 году обнаружен в хранилищах Ватикана.
Cancioneiro da Ajuda
(
рус.
Песенник Ажуда
) — сборник светских
кантиг
конца XIII века, являющийся самым старым из сохранившихся на
галисийско-португальском языке
. Название песенника происходит от места его хранения — библиотеки
дворца Ажуда
(
порт.
Palácio Nacional da Ajuda
) в
Лиссабоне
. Стихи записаны на пергаменте
готическим шрифтом
и не содержат
нотаций
. Все кантиги манускрипта относятся к
куртуазной
поэзии, были созданы под влиянием
провансальских
трубадуров до правления короля
Диниша I
. Сборник содержит преимущественно любовную лирику. Из общего числа 310 кантиг в манускрипте представлены 295 песен о любви, 4 песни насмешки и злословия и 11 кантиг неопределённого жанра
.
Италия
Canzoniere
(
рус.
Книга песен
) — рукопись XIV века, наиболее значимое сочинение
Петрарки
на итальянском языке, включившее стихи посвящённые Лауре и написанные в промежутке 1327—1368 годов. Оригинальный заголовок сборника латинский: Rerum vulgarium fragmenta (
рус.
Разрозненные стихи на итальянские темы
)
. Книга состоит из 366 никак не озаглавленных отдельных стихотворений: 317
сонетов
, 29
канцон
, 9
секстин
, 7
баллад
и 4
мадригалов
. Кроме любовной лирики затронуто несколько иных тем, преимущественно политического и религиозного содержания.
(англ.)
(
(
лат.
Harmonice Musices Odhecaton
) — антология светских многоголосных песен, опубликованная
Оттавиано Петруччи
в 1501 году в Венеции.
(
рус.
Королевская рукопись
) — манускрипт середины XIII века. Хранится в Национальной библиотеке Франции. Содержит более 600 песен, написанных преимущественно между концом XII и началом XIII века. Авторами некоторых являются знаменитые трубадуры или труверы, как, например,
Ришар де Фурниваль
. Создание книги приписывается
Карлу I Анжуйскому
.
Германия
Манесский кодекс
или Большой Гейдельбергский Рукописный Песенник (
нем.
Große Heidelberger Liederhandschrift
)
, хранящийся в
библиотечном собрании
Гейдельбергского университета
. Сборник включает стихи 140 средневековых поэтов, снабжён их портретами размером в целую страницу. Очерёдность авторов соответствует их сословному положению. Текст выполнен на 426
пергаменных
листах размером 35,5×25 см в
готическом шрифтовом
стиле
текстуры
на
средневерхненемецком языке
. Знаки препинания практически отсутствуют, заглавное начертание букв используется в начале каждого абзаца. Рукопись охватывает творчество средневековых
лириков
во всём его многообразии видов и форм (песни,
лэ
и др.), начиная с первых образцов светской песенной культуры (
Кюренберг
, 1150—1160 гг.) до конца XIII века. Нотные записи мелодий к текстам не сохранились
.
↑
Алисова Т., Плужникова К.
Старопровансальский язык и поэзия трубадуров: Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 176 с. —
ISBN 978-5-317-03655-3
.
↑
Менендес Пидаль, Рамон
Избранные произведения: испанская литература средних веков и эпохи Возрождения: пер. с исп. / Р. Менендес Пидаль; ред. и сост.: К. В. Цуринов, Ф. Кельин . — М. : Изд-во иностр. лит., 1961 . — 772 с.
Смирнов А. А.
Средневековая литература Испании, Л.: Наука, 1969. — 211 с.
(неопр.)
. Дата обращения: 25 сентября 2014.
7 ноября 2013 года.
(неопр.)
.
29 июня 2018 года.
Манускрипт Песенника Ажуда
(неопр.)
30 января 2013 года.
Перечень кантиг Песенника Ажуда
Иногда сборник также называют
Rime sparse
(«Разбросанные стихи»), по
инципиту
первой канцоны — «Voi che ascoltate in
rime sparse
il suono»
The music of the Chansonnier Cordiforme
Edward Leon Kottick 1963, 1974