Interested Article - Полидор Вергилий

Палаццо Дукале замок герцогов Урбино с кафедральным собором. Вторая пол. XV века

Полидо́р Верги́лий ( лат. Polydorus Vergilius ; Полидо́ро Верги́лио , итал. Polidoro Virgilio ; англ. Polydore Vergil (Virgil) ; 1470 , Примичилио — 18 апреля 1555 , Урбино ) — итальянский историк- гуманист и энциклопедист, значительную часть своей жизни проживший в Англии . Ранее известен был также под именем Полидоро Виргилио Кастелле́зи , поскольку считался родственником кардинала (англ.) , в 1504—1518 годах бывшего (англ.) . Наиболее известны его латинские сочинения «История Англии» ( лат. Historia Anglica ) и «Об изобретателях» ( лат. De Inventoribus ).

Биография

Деталь фасада дома семьи Виргилио в Урбино с памятной доской в честь историка

Родился в 1470 году в Примичилио близ Урбино , в семье преуспевающего нотариуса Джорджио Виргилио и Баттисты Пини . На протяжении нескольких поколений род его был тесно связан с учёными кругами . Его прадед Антонио Виргилио, «человек весьма сведущий в медицине и астрологии», был доктором философии и преподавал в Парижском университете , один из братьев Джованни Маттео, умерший молодым, был профессором философии в университете Павии , а другой, Джироламо, вёл в Лондоне свои торговые дела . Племянница его, Фаустина, вышла замуж за Лоренцо Боргоджелли, графа Фано , родоначальника семьи Боргоджелли Вирджили.

Резиденция архидиакона Уэлса в Сомерсете , ныне — музыкальная школа

Не позже 1482 года Джорджио переехал с семьёй в южный пригород Урбино Ферминьяно , откуда была родом его жена Баттиста, брат которой Тезео служил викарием у епископа Фоссомброне и сам был не чужд перу. Возможно, под влиянием последнего юный Полидоро поступил в Болонский университет , где изучал риторику и поэтику у известного (англ.) , а затем учился в Падуе , после чего состоял до 1498 года на службе секретарём у Гвидо Убальдо , третьего герцога Урбино . Уже в это время он начал заниматься литературной деятельностью, которая поощрялась его знатным покровителем, а также воспитателем последнего известным гуманистом (итал.) .

В 1496 году , в возрасте 26 лет, принял священнический сан . Не позже 1499 года поступил на службу камергером к папе Александру VI , а в 1501 / 02 году отправлен был в Англию для сбора « денария святого Петра » ( ) , вероятно, вместе со своим предполагаемым родственником и покровителем Адриано Кастеллези .

В 1503 году получил в награду приход в Чёрч-Лэнгтоне ( Лестершир ), в 1507 году — пребенду в Ноннингтоне и кафедру в Херефорде , в 1508 году — пребенду в Бренте , став архидиаконом Уэлса (графство Сомерсет ) , а в 1513 году — пребенду в Оксгейте при соборе Св. Павла .

22 октября 1510 года был натурализован в качестве английского подданного. Сумел завоевать дружбу и расположение у ряда учёных, политиков и церковных деятелей, включая переводчика и медика Томаса Линакра , философа и правоведа Томаса Мора , богослова и проповедника Хью Латимера , схоластика и королевского советника Кутберта Тунсталла , архидиакона Норфолкского (англ.) , дипломата Ричарда Пейса , епископа и лорда-хранителя малой печати (англ.) и др . Вместе с Мором вошёл в кружок лондонских гуманистов «Doctor’s Commons» и активно переписывался с гуманистами европейскими, в частности, Эразмом Роттердамским , с которым познакомился во время пребывания его в Англии, а также Леонардо да Винчи и Гийомом Бюде .

В 1515 году , не сумев выполнить в Риме поручение всесильного кардинала Томаса Уолси , был арестован по королевскому приказу , но вскоре освобождён благодаря заступничеству папы Льва X и кардинала Джулио Медичи . Несколько раз, в 1513—1514, 1516—1517 и 1533—1534 годах, возвращался в Италию, посетив родной город. Четвёртый герцог Урбинский Франческо Мария делла Ровере , узнав о его научных и литературных трудах, в 1534 году возвёл всю его семью в дворянство .

В 1546 году сложил с себя полномочия архидиакона Уэлса, получив вместо этого от короны пожизненную ренту . Летом 1553 года, отправив свои поздравления с восшествием на престол королеве Марии , вернулся на родину. Поселился в своём фамильном доме в Урбино недалеко от герцогского дворца, где и умер 18 апреля 1555 года . Похоронен был в расположенном в замке соборе, в часовне, сорока годами ранее отстроенной на его собственные деньги .

Сочинения

В 1496 году составил в Падуе отзыв на книгу «Рог изобилия» ( лат. Cornu Copiae ) — сборник комментариев к Марциалу , изданный в Венеции Никколо Перотти . В 1498 году выпустил «Книгу пословиц» ( лат. Liber Proverbiorum ) которая считается одним из первых сборников латинских пословиц и поговорок. Другая его книга «Об изобретателях вещей» ( лат. De inventoribus rerum ), напечатанная в Венеции в августе 1499 года и посвящённая вышеназванному Одацио , долгое время являлась наиболее авторитетным энциклопедическим изданием по различным вопросам изобретений, открытий, происхождения культурных и социальных феноменов, а также по истории формирования иерархии католической церкви . В 1720 году она впервые переведена была на русский язык по распоряжению Петра I .

Не позже 1507 года по инициативе короля Генриха VII начал работу над составлением своей «Истории Англии» ( лат. Anglica Historia ), в основном завершённой к 1514 году . В первоначальной своей редакции, доводящей изложение до 1509 года , она состояла из 26 книг, впервые напечатанных в 1534 году в Базеле и там же в 1546 году переизданных. 27-я книга, описывающая правление Генриха VIII до 1537 года (до рождения Эдуарда VI ), была опубликована в 1555 году .

Источниковая база труда Полидора весьма обширна и неоднородна, так, в изложении шотландской истории он в основном опирался на латинскую «Историю Шотландии» Гектора Бойса (1527). Преодолевая анналистический подход своих предшественников, Полидор называет средневековые монастырские хроники Англии «примитивными, прямолинейными и лживыми», считая заслуживающими внимания лишь сочинения Уильяма Мальмсберийского (XII в.) и Матвея Парижского (XIII в.) и критикуя за недостоверность «Историю королей Британии» Гальфрида Монмутского (XII в.), особенно применительно к Артуровскому циклу . Отвергая достоверность легенды о происхождении английских королей от Брута Троянского , он сокрушается, что её приняли на веру даже такие авторитетные авторы, как Генрих Хантингдонский и Ранульф Хигден . А опровергая все баснословные этимологии Гальфрида, указывает, что в трудах классиков вроде Цезаря , Страбона , Тацита , Плиния и Птолемея названия британских городов не упоминаются .

В предисловии, адресованном Генриху VIII , излагаются основные мотивы историописания. По словам Полидора, народам свойственно хранить память о деяниях предков для того, чтобы подражать примерам положительным и избегать повторения отрицательных. Морально-дидактическую функцию истории он не отделяет от познавательной, указывая на то, что Британия якобы «бедна историческими описаниями», за исключениям трудов Гильды Премудрого и Беды Достопочтенного . Считая себя как иноземца «сторонним наблюдателем», свободным от всякой националистической предвзятости , Полидор видит гарантом достижения достоверности полное избавление историка от личных эмоций и предпочтений .

«Английская история» Полидора выстраивается по следующей структуре: в первых частях даётся подробное географическое и этнографическое описание страны, подобно «Полихроникону» Ранульфа Хигдена (XIV в.), затем последовательно излагаются события до норманнского завоевания (1066), после чего рассказ в манере Светония сосредотачивается на правлениях отдельных королей, с преимущественным вниманием к их личным качествам, нравам и деяниям . В соответствии с принципами гуманистической историографии, Полидор разбавляет текст своего сочинения диалогами персонажей и снабжает его ссылками .

При жизни автора «Английская история» не пользовалась популярностью, прежде всего из-за своей тенденциозности . Выполняя политический заказ Тюдоров, историк безосновательно превратил безвольного и недееспособного короля Генриха VI в некую эпическую фигуру, изобразив его чуть ли не святым, а его неверную супругу-интриганку Маргариту Анжуйскую — в героическую защитницу законных прав династии Ланкастеров . Мудрый и дальновидный Эдуард IV Йоркский выведен у него не столько народным любимцем, сколько клятвопреступником и братоубийцей, а Ричард III и вовсе становится эталоном отрицательного правителя. Откровенно фальсифицируя исторические факты, Полидор указывает на значительный перевес сил Йорков практически в каждом сражении Войны Роз , всячески занижая численность армии Ланкастеров .

Саму же по себе эту междоусобную войну Полидор в духе критикуемых им средневековых хронистов рассматривает как наказание свыше за переворот 1399 года, в ходе которого Ланкастеры свергли последнего представителя династии Плантагенетов Ричарда II , рассматривая приход к власти Тюдоров в качестве акта божественного спасения всей страны . Наибольшую ценность в историческом отношении представляют те части работы, в которых он повествует о событиях последних лет .

Достоверно не установлено, как оценил труд Полидора сам король Генрих VIII, но любимец последнего антикварий (англ.) обрушился на неё с критикой одним из первых. В своей работе «Утверждение прославленнейшего Артура, короля Британии» (1544) Лиланд справедливо указывает на несостоятельность апелляции учёного итальянца к Гильде, не упомянувшему отнюдь не только легендарного предводителя бриттов, но и, к примеру, Аврелия Амброзия и древнекельтских вождей. Ещё радикальнее высказывался в отношении Полидора учёный епископ Джон Бейл , отметив в своей книге «Знаменитые писатели Британии» (1548), что тот «сильно изменил с этой целью свои сочинения, оскверняя наши английские хроники своей римской ложью» .

История Полидора быстро сделалась в английском королевстве предметом не только широкого обсуждения, но и ожесточённой полемики и даже порицания, при Елизавете I же общественное мнение о нём сделалось и вовсе гротескным . К примеру, маргиналия на полях одной из рукописей сочинения Бэйла гласит: «Полидор Вергилий — самая лживая собака с мире… он разграбил все английские библиотеки и, когда он получил все, что хотел, сжег эти знаменитые рукописные тома и сделал себя отцом чужих трудов — наивысшее преступление. Он не заслужил небеса, которые слишком хороши для него, но я не буду столь жесток, осудив его на ад, полагая, что он заслужил быть подвешенным между ними» .

За тенденциозность на Полидора была также сочинена эпиграмма:

Virgilii duo sunt: alter Maro, tu Polydore
Alter. Tu mendax, ille Poeta fuit.
Виргилиев два: Марон и ты, Полидор;
ты лжец, а тот был поэт

В то же время, известно, что в эпоху Тюдоров пользовался доверием «Союз двух благородных и знаменитых семейств Ланкастеров и Йорков» Эдварда Холла (1548), в значительной мере основанный на труде Полидора.

Помимо этого, в рамках многолетней работы над своей историей Полидор подготовил к изданию и откомментировал труд Гильды Премудрого «О погибели Британии» (VI в. н. э.) , напечатав его в 1525 году в Антверпене и посвятив своему вышеназванному другу Тунсталлу, ставшему к тому времени епископом Лондона . Публикация сочинения этого древнеанглийского автора предпринята была им с целью развенчать мифы, культивировавшиеся в средневековой историографии и не ставившиеся под сомнение как достоверные исторические сведения .

В 1526 году Полидор также написал, а в 1531-м издал «Диалог о чудесах» ( лат. Dialogus de Prodigiis ) в трёх книгах, посвятив его герцогу Урбинскому Франческо Мария. Развивая натуралистические идеи Цицерона , выраженные в трактате «О дивинации» ( лат. De divinatione ) , эта книга содержит философский спор между автором и его кембриджским другом Робертом Ридли о природе естественного и сверхъестественного, а также по вопросам доверия различным предсказаниям и чудесам . В 1528 году Полидор перевёл беседу Иоанна Златоуста «О монахах», напечатав её в 1530 году под заглавием «О совершенном иноке» ( лат. De perfecto monacho ) с посвящением Эразму Роттердамскому, а в 1545 году опубликовал диалоги «Нетерпеливость и её последствия» ( лат. Depatientia et eius fructu ), «О жизни праведной» ( лат. De vita perfecta ) и «О правде и лжи» ( лат. De veritate et mendacio ), в основе которых лежат этические трактаты Блаженного Августина .

Примечания

  1. от 5 апреля 2022 на Wayback Machine // общий каталог Национальной библиотеки Франции
  2. Neumaier Marco. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  3. от 23 июня 2022 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica, 11’th ed . — Vol. 28. — Cambridge University Press, 1911. — p. 116.
  4. Lodone Michele. от 4 июня 2022 на Wayback Machine // Dizionario Biografico degli Italiani. — Vol. 99. — Roma, 2020.
  5. Hay Denys. от 1 июня 2022 на Wayback Machine // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — Vol. 12. — № 1. — University of Chicago Press , 1949. — p. 132.
  6. Archbold William A. J. от 29 мая 2022 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography . — Vol. 58. — London, 1899. — p. 250.
  7. Burton Edwin H. // Catholic Encyclopedia . — Vol. 15. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
  8. Горелов М. М. от 16 июня 2022 на Wayback Machine // Диалог со временем. — Вып. 41. — М., 2012. — С. 237.
  9. Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья. — М., 2010. — С. 447.
  10. Archbold William A. J. от 29 мая 2022 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography . — p. 251.
  11. от 23 июня 2022 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica, 11’th ed . — p. 117.
  12. Горелов М. М. Исторические переломы прошлого в английской историографии раннего Нового времени… — С. 238.
  13. Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан… — С. 448.
  14. Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан… — С. 449.
  15. . Дата обращения: 27 октября 2009. 7 ноября 2011 года.
  16. Браун Е. Д. Войны Роз: История. Мифология. Историография. — М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. — C. 143.
  17. Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан… — С. 467.
  18. Archbold William A. J. от 29 мая 2022 на Wayback Machine // Dictionary of National Biography . — p. 252.
  19. Горелов М. М. Исторические переломы прошлого в английской историографии раннего Нового времени… — С. 240.
  20. Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан… — С. 450–451.
  21. Браун Е. Д. Войны Роз… — С. 144–145.
  22. Горелов М. М. Исторические переломы прошлого в английской историографии раннего Нового времени… — С. 255.
  23. . Дата обращения: 27 октября 2009. 5 марта 2016 года.
  24. Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан… — С. 454.
  25. Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан… — С. 455.
  26. Горелов М. М. Исторические переломы прошлого в английской историографии раннего Нового времени… — С. 243.

Литература

  • Калмыкова Е. В. Образы войны в исторических представлениях англичан позднего Средневековья. — М.: Квадрига, 2010. — 684 с. — (Исторические исследования). — ISBN 978-5-91791-012-3 .
  • Горелов М. М. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — Вып. 41. — М.: ИВИ РАН, 2012. — С. 235–256.
  • Archbold William Arthur Jobson. // Dictionary of National Biography . — Volume 58. — London: Elder Smith & Co, 1899. — pp. 250–253.
  • Chisholm Hugh, ed. // Encyclopædia Britannica, 11’th ed . — Volume 28. — Cambridge University Press, 1911. — pp. 116–117.
  • Hay Denys. // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — Volume 12. — Number 1. — University of Chicago Press , 1949. — pp. 132–151.
  • Neumaier Marco. // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.
  • Lodone Michele. // Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 99. — Roma: Istituto dell’Enciclopedia Italiana, 2020.

Ссылки

Источник —

Same as Полидор Вергилий