Дорофей Тирский
- 1 year ago
- 0
- 0
Вильгельм Тирский ( лат. Willelmus Tyrensis , также Гийом или Гильом ; около 1130 , Иерусалим — не ранее 29 сентября 1186 , Рим ) — видный церковный и общественный деятель Иерусалимского королевства , придворный историк короля Амори I , один из важнейших летописцев крестовых походов .
О жизни Вильгельма Тирского, одного из лучших историков эпохи крестовых походов XII века, нет никаких свидетельств современников. Имеются лишь отдельные сведения, сообщаемые им самим на страницах своего сочинения «История деяний в заморских землях», где он, в частности, называет своей родиной Палестину . Несомненно лишь то, что он был «франком» — потомком пришедших в Палестину с запада крестоносцев, но к какому из современных западноевропейских народов он был ближе по происхождению, неясно: одни считают его французом , другие немцем . Отечественный исследователь истории крестовых походов М. А. Заборов указывал, что сам он называл «нашим языком» именно французский , поэтому писать его имя на немецкий лад неправильно .
Точный год его рождения является предметом дискуссий, наиболее вероятной датой считается 1130-й , но известен по имени один из его братьев, Ральф, или Рауль, зажиточный горожанин и торговец, на основании чего предполагается, что благородных предков он всё же не имел. В детстве он обучался в кафедральной школе при церкви Гроба Господня в Иерусалиме у Иоанна Пизанского, а затем в Парижском или Болонском университете, или же в Орлеанской школе права . Анализ его произведений демонстрирует знакомство с трудами философов- схоластов Адама Парвипонтана, Вильгельма Суассонского и Петра Ломбардского . Он свободно владел латинским , французским , греческим , арабским , сирийским и немецким языками , превосходно знал античных классиков, в частности, Вергилия , Горация , Овидия , Теренция , Тита Ливия и Цицерона .
Не позже 1165 года он стал архидиаконом тирского митрополита и воспитателем наследного принца Балдуина , затем послом в Константинополе и Риме . 29 августа 1167 года освящал брак Амори Иерусалимского и Марии Комнины . В 1168 году заключил в Константинополе выгодный договор с императором Мануилом I Комнином , предусматривавший раздел завоёванных в Египте земель и добычи . Обладая немалыми познаниями в средневековой медицине и наблюдая за детскими играми своего воспитанника-принца, в 1170 году заметил, что девятилетний Балдуин нечувствителен к боли, так как страдает проказой , а, следовательно, не сможет продолжить королевский род . В 1174 году был назначен канцлером и руководил внешней политикой Иерусалимского королевства , а в 1175 году стал архиепископом Тирским .
В 1179 году присутствовал в Риме на Третьем Латеранском соборе , созванном папой Александром III для установления новых правил избрания римских понтификов . Задержавшись на обратном пути в Константинополе, провёл около семи месяцев при дворе императора Мануила, где присутствовал на свадьбах Ренье Монферратского и Марии Комнины , а также Алексея Комнина и Агнессы Французской , вернувшись в Палестину только 12 мая 1180 года. В 1181 году, приняв участие в разразившейся в королевстве смуте, потерял свой пост канцлера, а когда тамошнее духовенство пожелало избрать его патриархом Иерусалима , императрица Мария предпочла ему Ираклия . Пытаясь противодействовать захватившей власть группировке Куртене и Лузиньянов , был в апреле 1181 года отлучён Ираклием от церкви, после чего уехал в Тир, а в 1182 или 1183 году отправился в Рим добиваться справедливости . Получив в Риме известие о смерти императора Балдуина IV ( 1185 ), поехал во Францию проповедовать новый крестовый поход . На его призыв отозвались короли Франции, Англии и Германии .
Английский хронист Роджер Вендоверский ошибочно сообщает, что в начале 1188 года архиепископ Гийом был ещё жив и даже присутствовал на встрече Филиппа Августа и Генриха II Плантагенета в Жизорском замке , благословив их на отвоевание Гроба Господня . По сообщению , оруженосца Балиана II Ибелина , которое вызывает сомнения у ряда исследователей, не позже 1186 года он отравлен был в Риме эмиссаром патриарха Ираклия , по другим сведениям, умер ещё раньше в Тире .
Написанная между 1170 и 1184 годами по просьбе короля Амори «История священной войны христианских государей в Палестине и на Востоке» ( лат. Historia belli sacri a principibus christianis in Palaestina et in Oriente gesti ), чаще называемая «Историей деяний в заморских землях», представляет собой добросовестный отчёт о виденном и слышанном из первых рук . Это наиболее полное изо всех сочинений по истории крестовых походов, излагающее события начиная с экспедиции против персов византийского императора Ираклия I по 1184 год , особенно подробно освещает события первого и второго крестовых походов. Невзирая на некоторую предвзятость, выражающуюся, к примеру, в негативной оценке автором личности первой супруги короля Амори Агнес де Куртене , оно отличается заметной фактологической и хронологической точностью.
Основными источниками Гийому, помимо архивов королевства, послужили латинские хроники Альберта Аахенского , Раймунда Ажильского , Фульхерия Шартрского и Бальдерика Бургулийского , а также личные воспоминания и устные рассказы современников . Перу самого Гийома принадлежат 22 полных книг и начало неоконченной 23-й , ещё семь прибавлены были к ним монахом , труд которого продолжили до 1231 года Эрнуль и Бернар Корби (Казначей) , после чего анонимный продолжатель довёл историю до 1275 года .
Главной политической задачей сочинения Гийома является прославление крестоносцев и подвигов их вождей. «История деяний в заморских землях» — это своего рода практическое руководство по организации новых крестовых походов.
Идейной основой исторической концепции Гийома, как и других хронистов крестового похода, является провиденциализм (вера в божественное предопределение исторических событий, объяснение их как результат действия божественного промысла). Однако, придерживаясь августиновской концепции исторического процесса и признавая решающим фактором истории небесное вмешательство, он значительно меньше верит легендам и чудесам, наполнявшим повествования ранних хронистов. Как историк он стоит на голову выше своих предшественников, описывавших крестоносную эпопею «по горячим следам». Спустя три четверти века религиозные страсти, способствовавшие зарождению массового военно-колонизационного движения на Восток, уже поулеглись и к событиям 1096—1099 годов можно было подойти несколько иначе. Будучи свободен от богословской предвзятости, Гийом стремится понять действительные предпосылки разразившегося в конце XI века конфликта западного и восточного миров . У него заметна тенденция к рационалистическому освещению описываемых событий, стремление осмыслить причинно-следственные связи между ними и дать им свою оценку. Это можно увидеть в нарисованной им картине фактического положения на Востоке и на Западе накануне крестового похода (XVIII) или в его рассуждении о причинах неудач крестоносцев и характеристике обстоятельств, обеспечивших победу Саладина (XXI, 7).
Подробно изложив историю создания в 1118—1119 годах Гуго де Пейном и его восемью соратниками-рыцарями Ордена тамплиеров , Гийом не забывает, помимо описаний ратных подвигов храмовников, рассказать об их стяжательстве, бесчинствах и грабежах . Трудно переоценить и наблюдения его над природными условиями и сельскохозяйственной культурой Палестины и окружающих земель. Красочные рассказы о безводности пустынь, смертоносных песчаных бурях и гибельном самуме соседствуют у него с восторженными характеристиками плодородия египетских и сирийских земель и живыми описаниями цветущих садов Дамаска и огромных плантаций сахарного тростника в Сюре .
Используя доступные ему мусульманские рукописи , Гийом составил также «Историю восточных правителей» со времён Магомета до 1184 года, позже утраченную и сохранившуюся лишь во фрагментах из «Восточной истории» ( лат. Historia orientalis ) Жака де Витри (1220-е гг.) .
Выделяясь среди других историографов крестовых походов критичностью подхода к источникам, рационалистичностью в освещении событий и достаточной объективностью суждений по различным социальным и религиозным вопросам, широтой эрудиции, наконец мастерством живого и обстоятельного изложения, Гийом Тирский завоевал славу лучшего историографа первых крестовых походов и оказал большое влияние на позднейших историков. У него немало интересных экскурсов этнографического и географического содержания, характеристик народов и их обычаев, описаний городов ( Тира , Иерусалима , Александрии и др.) и мест сражений, зарисовок современных ему исторических деятелей, примечательно стремление дать не только физический, но и психологический портрет в сложной противоречивости человеческого характера.
Характерными примерами являются его нелицеприятные отзывы о современных ему правителях Иерусалимского королевства, которые, по его словам, были «таковы, что, если бы кто попытался тщательно описать их нравы, вернее, чудовищные пороки, тот изнемог бы от обилия материала и скорее, кажется, сочинил бы сатиру, чем историю», и среди деяний которых не находится «ничего, что мудрый счёл бы достойным изображения, что читателю принесло бы удовлетворение, а писателю послужило бы к чести» . Или красочное описание страданий от неизлечимой болезни его воспитанника короля Балдуина IV, напоминающее ветхозаветный рассказ об испытаниях, посланных Богом праведнику Иову :
«Проказа, которой он был поражён с самого начала своего правления, или, лучше сказать, воздействие которой он почувствовал с первых лет своего отрочества, тем временем распространялась быстрее обычного: он утратил зрение, конечности его тела были поражены и окаменели; он совершенно не мог управлять ни своими руками, ни ногами… И, тем не менее, он сохранял королевское достоинство и до сего времени отказывался оставить управление государством, хотя некоторые люди пытались ему внушить, что было бы лучше от этого отказаться и обеспечить себя средствами спокойной жизни на почётном отдыхе. Слабый телом и физически бессильный, он ещё сохранял большую душевную силу и предпринимал необычайные усилия, чтобы скрыть свою болезнь и всё время нести бремя дел…»
Хроника Гийома Тирского была широко известна средневековым учёным и писателям, ею активно пользовались и копировали такие авторитеты как Жак де Витри , Матвей Парижский , Роджер Ховеденский , Роджер Вендоверский и др. В настоящее время насчитывается не менее 51 рукописи одного только старофранцузского её перевода, выполненного около 1223 года, которые датируются временем до 1500 года . Наиболее исправные оригинальные манускрипты её, датированные XIII—XIV вв., в том числе иллюминированные (MS Fr. 2628, MS Fr. 2630, MS Fr. 2754, MS Fr. 2825, MS Fr. 9086 и др.), хранятся в Национальной библиотеке Франции .
В 1464 году флорентийский историк-гуманист Бенедетто Аккольти Старший положил сочинение Гийома Тирского в основу собственного труда «Война христиан против варваров за возвращение Гроба Христова и Иудеи в четырёх книгах» ( лат. De Bello a Christianis contra Barbaros gesto pro Christi Sepulchro et Judaea recuperandis libri IV ), который, в свою очередь, послужил основным источником для эпической поэмы Торквато Тассо « Освобождённый Иерусалим » (1575) . В 1472—1474 году французский писатель и переводчик, каноник колледжа Сент-Этьен в Труа Себастьен Мамро использовал хронику Гийома в качестве основного источника для своего исторического сочинения « Походы французов в Утремер ».
Впервые хроника была напечатана в 1549 году в Базеле издателем Николаусом Брилингером и филологом Иоганном Опорином , а в 1611-м её опубликовал в Париже в своих «Деяниях бога через франков» ( лат. Gesta Dei per Francos ) историк . Оригинальное научное издание её подготовлено было в 1844 году французскими медиевистами и Огюстом Ле Прево для «Собрания сочинений историков крестовых походов» ( фр. Recueil des historiens des croisades ), и в 1855 году переиздано Жаком Полем Минем в « Patrologia Latina ».
Комментированный французский перевод хроники был издан в 1879—1880 годах в двух томах в Париже филологом Алексисом Парисом Поленом . В 1943 году Эмили А. Бэбкок и Августом Креем был подготовлен английский перевод под заглавием «История деяний в заморских странах» ( англ. A History of Deeds Done Beyond the Sea ), содержащий немало ошибок и пропусков. Наиболее авторитетная академическая публикация выпущена была в 1986 году в Тюрнхауте в серии «Corpus Christianorum», под редакцией Р. Б. К. Хайгенса, с комментариями Ханса Эберхарда Майера и Герхарда Рёша .