Interested Article - Старый собор Святого Павла

Старый собор святого Павла ( англ. Old St Paul’s Cathedral ) — собор Лондонского Сити , до 1666 года стоявший на месте нынешнего собора святого Павла . Вероятно, четвёртое церковное здание на Ладгейтском холме .

Строительство началось после пожара 1087 года и заняло более двухсот лет, будучи задержано пожаром 1135 года. Церковь была полностью освящена в 1240 году, в 1256 и в начале 1300-х — расширена. К середине XIV века, когда собор был закончен, он стал одной из длиннейших церквей в мире, увенчанной одним из самых высоких шпилей , и украшенной одними из лучших [ уточнить ] витражей .

Гробница святого Эрконвальда привлекала в собор паломников , кроме кафедрального собора лондонского диоцеза, здание служило и общественным надобностям, в частности, неф, т. н. «променад святого Павла» , был деловым центром и местом обмена слухами. После Реформации кафедра на церковном дворе, «перекрёсток св. Павла» , стала местом выступлений радикальных проповедников и продажи протестантской литературы.

К началу 1600-х годов собор сильно обветшал. Реставрацию, начатую в 1620-е годы Иниго Джонсом , оборвала английская революция (1642—1651). В ходе следующей реставрации под руководством сэра Кристофера Рена , в 1666 году собор сгорел в Великом Лондонском пожаре , остатки его были разобраны, и на этом месте Рен построил собор, существующий и поныне .

История

Начало строительства

Старый Сен-Пол был, вероятно, четвёртой церковью на Ладгейт-хилл, посвящённой святому Павлу . Пожар 1087 года уничтожил большую часть прежнего храма . Вильгельм Завоеватель пожертвовал на строительство нового здания в романском стиле камень от разрушенной Палатинской башни, стоявшей на реке Флит (говорят, это было последнее его распоряжение) .

Епископ Морис руководил подготовкой строительства, но важнейшая часть работы прошла при его преемнике Ричарде де Боми , которому содействовал Генрих I , снабжавший стройку камнем и освободивший все грузы, доставлявшиеся на площадку по реке Флит, от пошлины. Также король даровал епископу права на рыбную ловлю в округе и десятину, взимаемую с дичи в графстве Эссекс. Боми также указал место строительства школы св. Павла .

После смерти Генриха I в Англии и Нормандии разразилась междоусобица . На строительство был назначен епископ Винчестерский Генри Блуаский , которому сразу же пришлось устранять последствия пожара, случившегося в 1135 году на Лондонском мосту . Огонь распространился на немалую часть города и повредил недостроенный собор . В это время массивный романский стиль сменился раннеанглийской готикой , и на толстые романские колонны легли стрельчатые арки трифория . Часть столбов сменили более лёгкие устои из пучков колонок. В 1221 году был возведён шпиль, и в 1240 собор заново освятил епископ Роджер Нигер .

Новый пристрой (1255—1314)

В 1255 году, после нескольких бурь, епископ Фулк Бассет [ проверить перевод ] запросил средства на починку кровли. В это же время собор был удлинён с восточного конца, поглотив приходскую церковь св. Фе Аженской (после чего приход стал называться «св. Фе под св. Павлом», потому что прихожане молились в крипте собора) . Эта восточная часть известна под названием «Новый пристрой» ( англ. The New Work ) . «Новый пристрой» завершили в 1314 году, хотя освящён он был ещё в 1300 . Написанная на среднеанглийском языке аллитерационным стихом поэма «Святой Эрконвальд» начинается с описания работы над «Новым пристроем» .

За приходом св. Фе также сохранилась отдельно стоящая колокольня восточнее церкви, звоном с которой издревле собиралось чипсайдское вече. При Эдуарде VI приход св. Фе переместился в капеллу Иисуса, а после пожара 1666 года объединён с приходом св. Августина на Уотлинг-стрит .

Упадок в XVI веке

К XVI веку здание собора начало разрушаться. При Генрихе VIII и Эдуарде VI , вследствие английской реформации , церкви лишались украшений, а после роспуска монастырей и отмены почитания святых мощей разрушались клуатры , крипты , капеллы , мощевики и другие постройки и их части . В 1549 году после проповеди на «перекрёстке св. Павла» агрессивная толпа громила интерьер церкви . Строения собора св. Павла, захваченные короной, были проданы под магазины или сданы внаём, по большей части книгопродавцам и печатникам, многие из которых были протестантами евангелического толка . Часть построек разобрали на стройматериалы, использованные, например, при сооружении дворца Сомерсет-хаус лордом-протектором Эдвардом Сеймуром .

Обрушение шпиля (1561)

4 июня 1561 года шпиль собора загорелся и обрушился, повредив кровлю нефа. Через несколько дней в листке причиной пожара назвали удар молнии . В 1753 году сотрудник The Gentleman's Magazine Дэвид Генри в своей книге привёл старый слух о том, что якобы стекольщик на смертном одре покаялся в том, что, уходя обедать, оставил в башне горшок с углями .

Пожар был настолько силён, что расплавились колокола, а свинец, которым был покрыт шпиль, словно лава, лился на крышу . Пожар этот как католики, так и протестанты приняли за знамение гнева божьего на деяния друг друга . В устранение последствий пожара вложилась Елизавета , £1200 дал епископ Лондонский Эдмунд Гриндал , но шпиль не восстанавливали , а кровлю нефа сделали так плохо, что уже через 50 лет она пришла в опасное состояние .

Реставрации 1621—1666 годов

Классический портик западного фасада (Иниго Джонс, 1630)
Классический портик западного фасада (Иниго Джонс, 1630) на гравюре Вацлава Холлара (1656)

Озаботившись упадком, в который пришла церковь, Яков I поручил реставрацию архитектору классического направления Иниго Джонсу . Вычистив и отремонтировав здание, Иниго Джонс в 1630-е прибавил к нему классический портик на западном фасаде, который Бенам называет совершенно несогласным ( англ. altogether incongruous ) с остальным зданием и радуется, что Джонс ограничился только этим портиком и весьма скверными добавлениями в трансепте .

Реставрацию прервала революция , а армия Парламента значительно навредила собору: в нефе были устроены конюшни, древние документы и хартии частью пропали, частью были уничтожены . Множеством сведений о старом сен-Поле историки обязаны труду Уильяма Дагдейла «История собора святого Павла» ( англ. History of St Pauls Cathedral ) поспешно написанному к 1658 году, потому что в годы протектората было серьёзное опасение, что «одна из самых значительных построек христианского мира» может быть попросту разобрана . Ходили упорные слухи о том, что Кромвель намеревается передать Сен-Пол евреям под синагогу . Непосредственным импульсом к написанию книги для Дагдейла стала находка целых корзин с гниющими документами XIV—XV веков из соборного архива . Атмосферу времени и состояние своего духа Дагдейл передал в следующем фрагменте-посвящении:

… столь велик был твой дар предвидения того, что мы с тех пор горестно зрели и сознавали, особенно в Церкви (тогда ещё пресвитеранская зараза едва проклюнулась), что ты часто просил меня как можно скорее осмотреть самое большое число памятников, главным образом, главнейших храмов нашего государства, чтобы, в конце концов, чернила и бумага сохранили в написанном хотя бы тени тех оригиналов, которые так близки к погибели .

Также книга Дагдейла изобилует гравюрами Вацлава Холлара . В июле 2010 года на аукционе « Сотбис » появился оригинальный набросок к одной из них .

После реставрации Стюартов Карл II назначил на должность наблюдателя за всеми королевскими стройками сэра Кристофера Рена , которому поручил отреставрировать собор в том же стиле, в котором Джонс построил портик . Рен, однако, предложил здание полностью разобрать, его первый биограф Джеймс Элмс отмечает изумление Рена при виде той небрежности, с которой собор был построен; сын Рена описывает новый проект как «Готику, исправленную в лучшем архитектурном духе» ( англ. The Gothic rectified to a better manner of architecture ) . И клирики, и горожане воспротивились такому решению . Рен в ответ предложил отреставрировать собор, заменив башню куполом . В работе «О проекте поправки старого и грозящего разрушением собора св. Павла» ( англ. Of the Surveyor’s Design for repairing the old ruinous structure of St Paul’s ) он пишет:

Из этого следует, что Башня от вершины до основания есть нагромождение разных деформаций, которые ни один Разумный Архитектор не возьмётся исправлять ни за какие деньги .

Дядей Кристофера Рена был Мэтью Рен , епископ Илийский, и неудивительно, что архитектор восхищался центральным фонарём собора в Или , и предлагал выстроить аналогичный на средокрестии Сен-Пола прямо над существующей башней, и лишь потом разобрать её изнутри , таким образом избегая расходов на временную кровлю и не лишая лондонцев (которых он называл «фомы неверующие») привычного здания прежде, чем будет видно, чем оно заменяется .

Великий пожар (1666)


Решение по проекту реставрации ещё не было принято, когда в 1660-х работы начались, и вскоре после того, как собор одели в леса, его уничтожил Великий лондонский пожар . Огонь, перекинувшись на леса, сжёг деревянную крышу, повредил немалую часть каменных стен и поглотил товары и личное имущество горожан, которое они пытались сберечь в соборе . Сэмюэл Пипс пишет в своём знаменитом дневнике:

Уж пять часов, благословен будь, Господи! у меня всё хорошо, водой добрался до верфи св. Павла и гулял там, смотря на выгоревший город, и ужасно зрелище церкви святого Павла без крыши, хоры её провалились в крипту св. Фе. Разрушена и школа св. Павла, Ладгейт и Флит-стрит .

Аналогичную картину всеобщего разрушения пишет другой мемуарист Джон Ивлин :

3-е сентября — ходил посмотреть, как горит вся южная половина Сити от Чипсайда до Темзы и … видел церковь св. Павла, всю обставленную лесами.
7-е сентября — утром пошёл пешком от Уайтхолла до лондонского моста, через бывшую Флит-стрит, Ладгейт-хилл и к святому Павлу … И по возвращении был очень удручён тем, что хорошая прежде церковь св. Павла теперь — жалкая руина, красивый её портик … весь развалился, камни его растрескались и отщепились, и единственное, что совершенно уцелело — это надпись на архитраве о том, кто построил, в ней не повреждено ни одной буквы. Изумительно видеть, как жар обжёг массивные блоки портландского известняка: все орнаменты, колонны, фризы, капители и выступы отвалились снизу доверху, а свинец, покрывавший площадь не менее шести акров, весь расплавился; своды рухнули в крипту св. Фе, куда для спасения от пожара свезли книги из окрестных магазинов, и все книги погибли, они горели целую неделю. Но видно, что свинец над алтарём в восточном конце церкви уцелел, и среди всяких памятников тело одного из епископов не пострадало. Так поверглась во прах досточтимейшая Церковь, один из старейших в христианском мире памятников древнего благочестия .

Одобренный проект Рена
Окончательный проект Рена

После пожара

Кристофер Рен восстановить старый Сен-Пол считал невозможным. Собор пытались на скорую руку укреплять , но в апреле следующего года настоятель собора Уильям Сэнкрофт писал Рену, признавая его правоту: «наши труды на хорах обрушились на наши головы» ( англ. Our work at the west end has fallen about our ears. ) Два столба рухнули, остаток кладки был так нестабилен, что рабочие отказывались даже подходить близко, чтобы его обрушить. Сэнкрофт также добавлял, что без Рена они ничего не могут сделать .

Таким образом, несмотря на то, что его можно было ещё спасти (хотя и ценой почти полной перестройки), решили выстроить новую церковь в современном стиле, как и предлагал Рен изначально .С 1668 года начался полный разбор здания, который оказался неожиданно трудным, потому что камни были прочно залиты кровельным свинцом . Тогда Рен воспользовался новой тогда методикой подрыва стен порохом . Как всякое новое дело, шло оно негладко, несколько человек погибли, окрестные жители жаловались на шум и ущерб от взрывов, и в конце концов архитектор прибегнул к тарану. Строительство нового храма началось в июне 1675 года .

Закончилось оно к 1710 году. Общественное мнение восприняло новый собор неоднозначно, одни восхищались им , другие находили его слишком похожим на собор св. Петра в Риме и потому отдающим папизмом, неанглийским храмом .

Архитектура

Окончательные размеры собора
Длина (без портика Иниго Джонса) 586 футов (179 м )
Ширина по нефу 104 фута (32 м )
Высота под сводами нефа 93 фута (28 м )
под сводами хора 101,25 фута (31 м )
капеллы Девы 98,5 фута (30 м )
башни 285 футов (87 м )
шпиля от верхушки башни 204 фута (62 м )
над землёй 489 футов (149 м )

Раскопки 1878 года, проведённые под руководством Френсиса Пенроуза , показали, что собор был в итоге 586 футов (179 м ) в длину (без позднего портика Иниго Джонса), 100 футов (30 м ) в ширину по нефу и 290 футов (88 м ) в ширину по трансепту .

Неф в 12 секций получил прозвище «променад св. Павла» из-за своей длины. Норманский трифорий соседствовал в нём с готическим сводом на нервюрах. Витражи считались лучшими в стране, а роза восточного фасада — лучшей из них. Чосер в «Рассказе мельника» из « Кентерберийских рассказов » (XIV век) использует окна Сен-Пола как понятное любому лондонцу сравнение:

His rode* was red, his eyen grey as goose, *complexion
With Paule's windows carven on his shoes
In hosen red he went full fetisly. *daintily, neatly
Румян лицом простак голубоглазый
Сен-Пола вырезан на башмаках узор витражный
И красные чулки — одет со вкусом.

Шпиль собора был одним из самых высоких в Европе, обычно его высота указывается как 489 футов (149 м ), то есть вторая после Линкольнского собора . Кристофер Рен считал это число завышенным и оценивал шпиль в 460 футов (140 м ) . В 1664 году Роберт Гук при помощи отвеса установил высоту башни «очень близко к двумстам четырём футам, на шестьдесят футов выше, чем обычно считают» . Уильям Бенам пишет, что собор, вероятно:

напоминал тот, что в Солсбери, но на сто футов длиннее и со шпилем на шестьдесят или восемьдесят футов выше. Башня была открыта взору изнутри до самого основания шпиля, и была, предположительно, красивейшей из всех соборов Англии как изнутри, так и снаружи

Реконструировать западный фасад до Иниго Джонса трудно, но можно быть уверенным в том, что порталов было, как обычно, три, по числу нефов. Южная башня западного фасада называлась башней Лоллардов , в ней содержали в заключении еретиков. Она имела дурную репутацию, например, одного из заключённых в ней нашли повешенным, и в официальную версию о самоубийстве горожане не верили .

Церковный двор

Иллюстрация (1871), показывающая относительные размеры и расположение нового и старого собора

Стена, окружавшая территорию собора, была выстроена ещё в 1109 году, а в 1285 значительно укреплена. В ней было 6 охраняемых ворот, поскольку ко временам Эдуарда I двор собора св. Павла стал местом небезопасным, там случались ограбления, изнасилования и даже убийства .

Севернее хоров был клуатр, реконструированный в XV веке и украшенный традиционными сценами « Пляски Смерти », который замыкал кладбище для клира и важных людей. В восточной галерее этого клуатра была хорошая библиотека, не пережившая, к сожалению, Великого пожара .

Жертвы Чёрной смерти покоились в так называемом «Прощёном дворике», название которого, возможно, появилось оттого, что места на кладбище покупались вместе с индульгенциями . Посредине этого дворика стояла капелла, выстроенная Гилбертом Бекетом (отцом архиепископа Томаса Бекета ), про неё говорили, что она не хуже самого собора. Севернее прощёного дворика была коллегия младших каноников, рядом с ней находился «перекрёсток св. Павла» (фундамент которого обнаружили при раскопках шестью футами ниже мостовой) .

С северной стороны нефа находились помещения епископа Лондонского (северная башня на западном фасаде относилась к ним же) и дверь, ведущая прямо в собор. На южной стороне находились соборная пекарня и пивоварня, и ещё одно здание, в 1570 году переданное для собраний ассоциации докторов гражданского права. К южной стороне нефа примыкала вровень с западным фасадом en , которая была короче нефа и с южным трансептом образовывала двухъярусный, ограниченный с трёх сторон клуатр , в центре которого располагалась капитулярная зала .

Пространство перед западным и восточным фасадами принадлежало горожанам и использовалось для военных парадов и для народных собраний соответственно.

Капитулярная зала

Согласно Джону Харви , восьмиугольная капитулярная зала, выстроенная около 1332 года Уильямом де Ремси , была первым образцом перпендикулярной готики . С этим мнением согласен Алек Клифтон-Тэйлор , считавший, что капитулярная зала старого Сен-Пола и капелла св. Стефана в Вестминстерском дворце построены несколькими годами ранее, чем образцы перпендикулярной готики в Глостерском соборе . Зала была весьма небольшой, внутренним диаметром всего лишь в 32,5 фута (9,9 м ) . Фундамент её ныне раскрыт в ходе переустройства южной стороны площади, окружающей современный собор .

Интерьер

Интерьер собора был знаменит своей красотой. Каноник Уильям Бенам в 1902 году писал, что ему не было равных в Англии, а может быть, и в Европе ( англ. It had not a rival in England, perhaps one might say in Europe. ) .

Во все времена в собор привлекала паломников гробница св. Эрконвальда , особенно приток усилился при епископе Морисе, когда участились свидетельства о якобы происходивших на его могиле чудесах . Гробница святого была украшена золотом, серебром и драгоценными камнями. В 1339 году три ювелира в течение целого года делали её ещё красивее и богаче, чем раньше . Уильям Дагдейл пишет, что гробница была пирамидальной формы с алтарём для приношений перед нею .

В соборе вдоль стен были могилы епископов и знатных феодалов. Кроме св. Эркенвальда, там были похоронены два англосаксонских монарха, Себби , король Восточных Саксов и Этельред Неразумный . Особенно пышными были гробницы Джона Гонта , 1-го герцога Ланкастерского, Джона де Бошана , 1-го барона Бошана из Уорика. Кроме них, там были похоронены лорд-канцлер Николас Бэкон , поэт и общественный деятель сэр Филип Сидни и настоятель собора Джон Донн . Надгробие Донна пережило пожар и сохраняется в нынешнем здании собора .

Общественная роль

Проповедь на перекрёстке св. Павла в 1614 году
Проповедь на перекрёстке св. Павла в 1614 году

Собор часто посещали монархи и представители высшей знати, иногда в нём собирался двор . Среди произошедших в нём важных исторических событий, например, низложение Уильяма де Лоншана , которому Ричард Львиное Сердце , отправляясь в крестовый поход, доверил управление государством. В 1191 году брат Ричарда Иоанн собрал в Сен-Поле собор епископов, которые низложили регента, обвинив его в измене .

Тела нескольких английских королей пребывали в Сен-Поле перед окончательным погребением в Вестминстерском аббатстве , в том числе Ричард II , Генрих IV и Генрих VII . В случае Ричарда II тело было выставлено на всеобщее обозрение, чтобы рассеять слухи о том, что он не умер .

В 1196 году Уильям Фиц Осберн держал речь на «перекрёстке святого Павла» против притеснения бедных, начав таким образом бунт, остановить который на пороге собора удалось лишь Хуберту Уолтеру, архиепископу Кентерберийскому . Осберн был казнён, и после этого на «перекрёстке» ещё много лет никто не смел проповедовать . Он использовался для оглашения прокламаций, официальных объявлений, папских булл, отлучений и приговоров особо важным преступникам .

14 ноября 1501 года в Сен-Поле на Екатерине Арагонской женился Артур, принц Уэльский , сын Генриха VII Тюдора. Хронисты изобилуют подробностями по поводу пышных украшений собора и города к этому празднику. Через 5 месяцев, в возрасте 15 лет, Артур умер, а брак этот был позже оспорен братом Артура Генрихом VIII , который женился на Екатерине Арагонской сам и имел от неё дочь Марию Кровавую .

Променад св. Павла

A lofty Norman cathedral interior is full of people treating the building like a marketplace.
Променад св. Павла на иллюстрации Джона Франклина к роману Уильяма Г. Эйнсворта «В Старом Сен-Поле» (1841)

Первое историческое свидетельство использования нефа собора, «променада св. Павла», в качестве рынка и места для мирских собраний относится к епископату ( англ. ) (1381—1404) . Епископ выпустил инвективу, грозя отлучением тем, кто в соборе торгуют товарами, как на рынке, а ещё

по наущению Дьявола бьют камнями и стрелами гнездящихся на стенах галок и голубей. Иные играют в мяч к изумлению зрителей, разбивая красивые и дорогие витражи .

В 1554 году лорд-мэр указом повелел прекратить неподобающее использование церкви для торговли лошадьми и другими товарами, которой «оскорбляется Всемогущий Господь и все добрые люди» .

К XV веку собор также стал центром циркуляции городских слухов , в нём собирались все городские злые языки .

Френсис Осборн пишет:

В те времена было модно… среди аристократов, лордов, придворных и всех занятых не ремеслом, собираться в церкви св. Павла в одиннадцать и прогуливаться по нефу до двенадцати часов, а после обеда — от трёх до шести, и в это время одни говорили о делах, другие же о новостях. Мало что могло произойти, не став известным там… Тамошние злые языки смели обсуждать не только вопросы публичные, но и самые деяния государственные, о которых проговорится какой-нибудь царедворец .

В соборе, таким образом, можно было узнать последние новости — местные, военные, о делах духовных, из парламента и двора, подцепить злободневную шутку, подать милостыню, лишиться кошелька и снять проститутку . В пьесе «Englishmen for my Money» Уильям Хафтон описал променад св. Павла как общий дом, в котором множество людей, не занятых ничем, кроме прогулок туда-сюда под неумолчный шум разговоров . В серии сатирических зарисовок современной ему Англии Джон Эрл описывает его так:

Променад св. Павла — вся наша страна в миниатюре, наименьший из островов Великобритании. Одновременно он и весь мир в движении своём, выставленный на ваше обозрение. Нагромождение камней и нагромождение человеков, смешение языков такое, что не будь он под сенью освящённых сводов, был бы Вавилон. Шум в нём, словно в улье, образуется голосами и звуками шагов, похожий на тихий рёв или громкий шёпот… Великое торжище, на котором толкутся все мысли и дела… На этом монетном дворе, как у папистов, чеканят церковным штемпелем всякий слух и всякую ложь .

Известные погребения

Памятник Джону Донну , выполненный скульптором Николасом Стоуном в 1631 году по идее самого Донна — единственный уцелел в пожаре . В 1913 году Макдональд Гилл и Мервин Маккартни изготовили мемориальную доску с перечнем утраченных могил. Доска установлена в новом соборе, на ней значатся :

Примечания

  1. « en »
  2. « en »
  3. подробности в Англосаксонской хронике
  4. ( англ. ) (†1107), также лорд-канцлер
  5. ( англ. ) (†1127) клирик, судья и политический деятель
  6. ( англ. ) (ок. 1096 — 8 августа 1171)
  7. ( англ. ) (†1241), также известен как неканонизированный святой
  8. ( англ. ) (†1259)
  9. ( англ. ), иногда приписывается автору стихотворения «Жемчужина» (« en »)
  10. ( англ. ) (1782—1862) английский архитектор, гражданский инженер и искусствовед
  11. ( англ. ) (1585—1667) влиятельный церковный деятель, епископ и учёный
  12. Рен жил через сто лет после утраты шпиля.
  13. ( англ. ) (1831—1910) церковный деятель, академик
  14. ( англ. ) (1911—1997) историк арзитектуры
  15. ( англ. ) (†1349) английский каменщик и архитектор готической эпохи, вероятно, создатель двух первых памятников перпендикулярного стиля .
  16. ( англ. ) (1907—1985), историк архитектуры
  17. William Dugdale
  18. ( англ. ) (†1196), также известный как Уильям Длиннобородый англ. William with the long beard , лондонский горожанин, «адвокат бедных», инициатор бунта 1196 года
  19. ( англ. ) (ок. 1160 — 13 июля 1205) влиятельный королевский советник, юстициарий, лорд-канцлер
  20. ( англ. ) (1593—1659), английский эссеист, известный авторством «Советов сыну» ( англ. Advice to a Son )
  21. ( англ. ) (†1605) драматург эпохи елизаветинской драмы
  22. ( англ. ) (1601—1665), «Микрокосмография» ( англ. Microcosmographie , 1628)
  23. ( англ. ) (1884—1947) графический дизайнер, картограф, художник, архитектор
  24. англ. Mervyn MacCartney

Источники

  1. , с. 3—7.
  2. , с. 22.
  3. , с. 237—243.
  4. , с. 107.
  5. , с. 21.
  6. , с. 23.
  7. , с. 3.
  8. , с. 4—5.
  9. , с. 5.
  10. , с. 6.
  11. .
  12. , с. 14.
  13. Anon. St. Erkenwald , строки 39-48.
  14. , с. 163—164.
  15. , с. 194.
  16. , p. 135—136.
  17. , цит. по, с. 47.
  18. , с. xxvi.
  19. , с. 77.
  20. , из современного событиям листка „Истинный рассказ о пожаре в шпиле церкви святого Павла“ ( англ. The True Report of the Burning of the Steeple and Church of St Pauls ), Лондон (1561), с. 401—407.
  21. , с. 13.
  22. , с. 50.
  23. , с. 64.
  24. , с. 67—68.
  25. , с. 50.
  26. .
  27. , с. 68.
  28. , с. 56—59.
  29. .
  30. , с. 47—63.
  31. , с. 257.
  32. , с. 605.
  33. , с. 237.
  34. , p. 155—160.
  35. , p. 137.
  36. .
  37. , цит. по, с. 77—75.
  38. , с. 77—75.
  39. , с. 74—75.
  40. , с. 18.
  41. , с. 76.
  42. .
  43. , цит. по Baron, c. 117-119.
  44. , с. 31.
  45. , p. 7.
  46. , с. 275.
  47. , p. 13.
  48. , с. 8.
  49. , с. 289—308.
  50. , p. 12.
  51. , p. 9.
  52. , p. 9—10.
  53. , p. 11.
  54. , с. 105.
  55. , с. 196.
  56. .
  57. , с. 29.
  58. , с. 56.
  59. , с. 172.
  60. , с. 17.
  61. , с. 15—18.
  62. , с. 36.
  63. , с. 38.
  64. , с. 81.
  65. , с. 28.
  66. , с. 16.
  67. , с. 84.
  68. , с. 83—84.
  69. , с. 31.
  70. , цит. по, с. 449—451.
  71. , с. 30—32.
  72. , p. 108n, 215n.
  73. , цит. по, p. 61.
  74. , с. 103—104.
  75. , цит. по, с. 31.
  76. .
  77. , с. 349.
  78. , с. 20.
  79. , с. 297.

Литература

  • William Benham. Old St. Paul's Cathedral. — London: Seeley & Co, 1902. в проекте «Гутенберг» .
  • Baron, Xavier. London 1066–1914: Literary Sources and Documents. — London : Helm Information, 1997. — ISBN 978-1-873403-43-3 .
  • Cassell, John. John Cassell's Illustrated history of England, Volume 4. — Oxford : W. Kent and Co, 1860.
  • Chamberlain, John. The Chamberlain Letters / John Chamberlain, Thomson, Elizabeth (editor). — New York : Capricorn, 1966.
  • Chambers, Robert and William (1869). "St. Paul's". Chambers's Journal . London: W. & R. Chambers. 46 .
  • Clifton-Taylor, Alec. . — London : Thames & Hudson, 1967. — ISBN 978-0-500-20062-9 .
  • Cook, George Henry. Old St. Paul's Cathedral: a lost glory of mediaeval London. — London : Phoenix House, 1955.
  • Cummings, E. M. The companion to St. Paul's cathedral. — London, 1867.
  • Dimock, Arthur. . — London : George Bell & Sons, 1900.
  • Dugdale, William. The History of St Pauls Cathedral in London from its Foundation until these Times. — London : T. Warren, 1658.
  • Earle, John. Microcosmography or, a Piece of the World Discovered. — T. Warren, 1628. в проекте «Гутенберг» .
  • van Eck, Caroline. / Caroline van Eck, Anderson, Christy. — London : Ashgate Publishing, 2003. — ISBN 978-0-7546-0315-3 .
  • Gollancz, Israel (ed.). Saint Erkenwald: an alliterative poem. — London : Oxford University Press, 1922.
  • Harbens, H.A. A dictionary of London: being notes topographical and historical relating to the streets and principal buildings in the City of London. — London : Herbert Jenkins Ltd, 1918.
  • Hart, Vaughan. St. Paul's Cathedral: Sir Christopher Wren. — London : Phaidon Press, 1995. — ISBN 978-0-7148-2998-2 .
  • The Perpendicular Style. — London : Batsford, 1978. — ISBN 978-0-7134-1610-7 .
  • Henry, David. An historical description of St. Paul's Cathedral. — London : J. Newbery, 1753.
  • Huelin, Gordon. Vanished Churches of the City of London. — London : Guildhall Library Publishing, 1996. — ISBN 0-900422-42-4 .
  • Hutchinson, Robert. Elizabeth's Spy Master: Francis Walsingham and the Secret War that Saved England. — London : Weidenfeld & Nicolson, 2007. — ISBN 978-0-297-84613-0 .
  • Jardine, Lisa (2001). "Monuments and Microscopes: Scientific Thinking on a Grand Scale in the Early Royal Society". Notes and Records of the Royal Society of London . 55 – via JSTOR.
  • Jones, William. History and Mystery of Precious Stones. — London : Bentley and Son, BiblioBazaar (reprint), 2009. — ISBN 978-1-103-10942-5 . .
  • Jonson, Ben. "Introduction" to Every Man out of His Humour / Ben Jonson, Ostovich, Helen (editor). — Manchester : Manchester University Press, 2001. — ISBN 0-7190-1558-8 .
  • Kelly, Susan. . — Oxford : Oxford University Press, 2004. — ISBN 978-0-19-726299-3 .
  • Kerry, Adrian. Sir Christopher Wren: the Design of St. Paul's Cathedral. — London : Trefoil Publications, 1987. — ISBN 978-0-86294-091-1 .
  • Lang, Jane. Rebuilding St. Paul's after the great fire of London. — Oxford : Oxford University Press, 1956.
  • Meyer, Ann Raftery. Medieval allegory and the building of the new Jerusalem. — London : DS Brewer, 2000. — ISBN 978-0-85991-796-4 .
  • Milman, Henry Hart. Annals of St. Paul's Cathedral. — London : Murray, 1868.
  • . — London : Jonathan Cape, 1956.
  • Oggins, Robin S. . — New York : Sterling Publishing, 1996. — ISBN 1-56799-346-X .
  • Kevin De Ornellas. . — Fairleigh Dickinson University Press, 18 November 2013. — ISBN 978-1-61147-659-0 .
  • Pepys, Samuel. Diary. — 1666. в проекте «Гутенберг» .
  • Pollard A. F., ed. Tudor Tracts 1532-1588. — Forgotten Books, 1903.
  • Reynolds, H. The Churches of the City of London. — London : Bodley Head, 1922.
  • . — English Heritage, 2011. — ISBN 978-1-848020-56-6 .
  • Tabor, M. (англ.) . — London: The Swarthmore Press Ltd, 1917. — P. .
  • Tinniswood, Adrian. His Invention so Fertile: A Life of Christopher Wren. — London : Pimlico, 2002. — ISBN 978-0-7126-7364-8 .
  • Weaver, Lawrence. . — London : Country Life, 1915.
  • Webb, Diana. Pilgrimage in medieval England. — London : Continuum International Publishing Group, 2000. — ISBN 978-1-85285-250-4 .
  • Wightwick, G. (1859). "On the Architecture and Genius of Sir Christopher Wren". The Civil Engineer & Architect's Journal . Kent. 22 .
  • Wright, James. The Choire. — London, 1697.

Ссылки

  • с историей старого собора
  • . St Paul's official website . Дата обращения: 26 августа 2014.
  • Peterkin, Tom. (англ.) // The Daily Telegraph. — 2008. — 4 June.
  • . www.artdaily.com . Дата обращения: 5 сентября 2010.
  • . St Paul's official website . Дата обращения: 26 августа 2013.
  • White, Adam . Oxford Dictionary of National Biography . Oxford University Press (7 июля 2019).
Источник —

Same as Старый собор Святого Павла