Interested Article - Хусамеддин Чобан-бей

Хусамеддин Чобан-бей ( тур. Hüsamettin Çoban ; ум. XIII век) — основатель бейлика Чобаногулларов на севере Анатолии со столицей в Кастамону . Чобан известен походом в Крым в 1220-х годах. По словам Ибн Биби половцы и русский князь заплатил Чобану дань.

Биография

Первые данные о Чобане относятся к 1211/12 году, когда Чобан как бей Кастамону засвидетельствовал верность Кей-Кавусу (1211—1220) . В период правления Кей-Кавуса Чобан совершал успешные набеги на византийские территории и принимал участие в кампании Кей-Кавуса против его брата Алаэддина Кей-Кубада . При этом Чобан ходатайствовал за Алаэддина, когда Кей-Кавус окружил брата в Анкаре . Весной 1214 года Алаэддин сдался и в том же году Кей-Кавус захватил Синоп у Алексея Комнина . В 1219/20 году Алаэддин Кей-Кубад стал султаном и прошёл джюлюс в Кайсери . Прибыв в Конью , он вызвал к себе уджбеев . Самые могущественные из них, Хусамеддин Чобан и Сейфеддин Кызыл, подчинились приказу и привезли дары: золото, серебро и рабов. Султан быстро оценил храбрость и ум Чобана .

Поход в Судак

В это время в Крыму возник конфликт между греками Судака и сельджуками. По словам Ибн Биби греки на таможенных заставах начали грабить торговые корабли :

к суду явился некий купец. Прослышал он как-то о хороших условиях торговли в странах кипчаков (половцев) и русских и решил отправиться туда с товарами. Когда он достиг переправы Хазарской, на него напали и все товары отняли.

Для защиты торговцев Алаэддин решил организовать в Крым экспедицию . Командующим морским походом на Судак султан назначил Чобана, «который был главным амиром и полководцем государства». Чобан отплыл из Синопа в Крым . Место высадки войска Чобана не уточняется. Заметив приближение судов, жители отправили к Чобану посланника, заверяя в добрых намерениях и просьбой решить дело миром, предлагая уплатить 50000 динаров. Одновременно они послали гонца к половецкому хану с просьбой о помощи. А хан уже вызвал на подмогу русского князя. Объединённое русско-половецкое войско из 10000 человек ждало ответа Чобана на просьбу жителей. Но Чобан прогнал посланника . Сражение началось утром, когда половецкое войско подошло к лагерю Чобана. В первый день никто не имел перевеса, битва прервалась с наступлением темноты. На следующий день битва возобновилась, сельджукское войско обратило противников в бегство . Узнав о поражении и бегстве половцев, русский князь не рискнул воевать в одиночестве и послал к Чобану посла с грамотой, в которой выражал покорность султану. Кроме того посол привез Чобану лошадей, льна и 20000 динаров. Посла ждал торжественный прием и ответные дары .

Жители Судака услышали о разгроме половцев и уходе русских и стали готовиться к обороне. Через неделю Чобан прибыл к Судаку. На следующий день началось сражение, длившееся два дня. Чобан применил излюбленный приём кочевников — имитировал отступление и завлёк преследователей в ловушку, после чего уничтожил. Потеряв большинство молодых мужчин, жители решили сдаться. Они отправили к Чобану старейшин, предлагая уплату дани, компенсацию купцам потерь имущества и покорность. Согласившись заключить мир, Чобан взял богатую добычу и отправил султану посланников с данью и с сообщением о победе над половцами, мире с русскими и захвате Судака . Он построил в Судаке мечеть, назначил кади , имамов и муэдзинов и вернулся в Анатолию, оставив в городе гарнизон . Сыновья наиболее именитых граждан были взяты в заложники .

Единственным источником сведений о походе является Ибн Биби , но он не датирует его . В датировке похода существуют два направления, опирающихся на слова Ибн Биби, что после похода «неверные были спокойны до татарской смуты». Известны два набега монголов на Крым — в 1223 и 1238 годах. Часть исследователей придерживаются датировки до первого набега монголов в Крым 1223 года, вторая часть относит поход ко времени между двумя набегами . Д. Коробейников не указывает конкретного года: «в 1221, 1222, 1225 или 1227 годах» . Р. Шукуров так же не указывает конкретных дат, лишь уточняет, что поход был не позднее 1228 года .

После Судакского похода сведений об эмире Чобане нет. Дата его смерти и место захоронения неизвестны . О. Туран писал, что Чобан прославился своим умом, героизмом, щедростью .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , с. 56.
  4. , p. 93.
  5. .
  6. , с. 238.
  7. .
  8. , с. 55.
  9. , с. 56.
  10. , с. 56—57.
  11. , с. 57.
  12. , с. 58.
  13. , с. 59.
  14. , p. 241.
  15. , с. 50—51.
  16. , p. 90.
  17. , с. 52.

Литература

  • / Мельникова Е. А. ; Институт всеобщей истории РАН . — Русский фонд содействия образованию и науке, 2013. — 625 с. — ISBN 978-5-04-073737-6 .
  • Джанов А. В. Походы сельджукских войск на Сугдак и в Киликию в правление Ала ал-Дина Кайкубада I // Сугдейский сборник. — 2008. — Вып. III . — С. 46—78 .
  • Якубовский А. Ю. // Византийский временник / Якубовский А. Ю. — 1927. — Т. 25 . — С. 54—77 .
  • Günal Z. Çobanoğulları Beyliği // (тур.) . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11. — S. 141—152. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 9786052375495 .
  • Korobeinikov D.A. The revolt in Kastamonu, c. 1291-1293 // Byzantinische Forschungen. — 2004. — Vol. 27. — P. 87—118.
  • Houstma M. Th. // Actes du sixième Congrès international des orientalistes, tenu en 1883 à Leide. Partie 2 Congrès international des orientalistes. — 1883. — С. 367—684 .
  • Taneri A. // Islam Ansiklopedisi . — 1998. — Т. 18 . — S. 513.
  • Turan O. 7. Kırım (1227) ve Trabzon (1228) Seferleri // . — İs. : Ötüken Neşriyat A.Ş., 2004. — 838 с. — ISBN 978-605-155-233-0 .
  • Vryonis S., Caldwell H., Bruōnēs S. . — Berkley: University of California Press , 1971. — 572 с. — ISBN 978-0-520-01597-5 .
  • Yücel Y. // Islam Ansiklopedisi. — 1993. — Т. 8 . — S. 354—355.
Источник —

Same as Хусамеддин Чобан-бей