Interested Article - Джимри

Джимри́ ( тур. Cimri , перс. جمرى ‎) — один из руководителей крупного восстания в 1277 году в Анатолии . Восстание было направлено против власти Хулагуидов , в вассальной зависимости от которых находились Румские султаны . Был претендентом на трон султаната, утверждая, что он сын Кей-Кавуса II , Ала ад-Дин Сиявуш ( перс. علاء الدين سياوش ‎). Был возведён на трон, но вскоре потерпел поражение и его казнили.

Биография

Имя

Настоящее имя этого человека неизвестно. Джимри — это не имя, а уничижительное прозвище, которым наградили руководителя восстания современные ему историки. Ни он, ни его последователи так его не называли. Джимри в персидском языке означает «жмот, скупой» , «человек простого, низкого происхождения» , «прокажённый» , «возмутитель спокойствия, бунтовщик» . Сам он называл себя Ала ад-Дин Сиявуш, по крайней мере, на отчеканенных от его имени в Конье монетах выбито это имя . Источники расходятся в мнении, был ли он действительно сыном султана. По мнению одних, он был «сельджукским принцем, сыном Кей-Кавуса» , по мнению других он «рядовой кочевник» , «человек без роду, без племени» , «самозванец» , «выдававший себя за сына султана» , «Презренный дьявол сел на трон Сулеймана» (Аксараи, современник событий) .

У Кей Кавуса, укрывшегося в Судаке , действительно был сын Сиявуш. Нашлись свидетели, которые утверждали, что видели Сиявуша, и подтвердили то, что Джимри и есть Сиявуш. Одним из них был некий Таки Сиваслы, незадолго перед этим побывавший в Судаке. Он заявил, что был знаком с Сиявушем. Оставивший рассказ об этих событиях Ибн Биби называет Таки лжецом .

Восстание

Против монголов в Анатолии неоднократно вспыхивали восстания. В 1277 году в Малую Азию вторглось войско египетского султана Бейбарса , который разбил армию монголов на равнине Эльбистан и вошел Кайсери . Заключив союз с Бейбарсом, Караманиды вместе с Эшрефидами и Ментеше выступили против монголов (это первое упоминание Ментеше в хрониках). Некоторые учёные полагает, что Джимри был марионеткой беев. По их мнению, после нескольких неудачных операций, лидеры восстания решили заручиться поддержкой масс и придать своему восстанию в их глазах вид законности. С этими целями Мехмед-бей нашёл человека, который стал выдавать себя за сына Кей-Кавуса . Известно, что Мехмед Караманоглу был первым, кто принёс присягу «Сиявушу» . Советские учёные считали, что беи только присоединились к восстанию, а Джимри был выразителем чаяний народных масс. Известно, что восставшие боролись не только с монголами, но и с сельджукскими феодалами . Согласно источникам, «каждый день убивали какого-нибудь эмира», уничтожали чиновников в Анатолии . По словам историка Аксараи, Джимри поддерживали «низкие классы», «вставшие на неверный путь». В среде восставших был популярен шиизм, о самом Джимри говорили, что он близок к дервишизму . Восстанием были охвачены почти все юго-восточные и центральные районов империи, а на западе движение добралось до Афьонкарахисара .

Внешние изображения
Монеты Джимри

15 мая 1277 года восставшие захватили Конью и на следующий день возвёли Джимри на трон под именем Сиявуша ; как атрибут власти над ним был развёрнут церемониальный зонт Кей-Кубада . О вступлении на престол «султана Сийявуша» были разосланы фирманы, его имя стали читать в хутбе , были отчеканены монеты . Мехмед-бей, по мнению многих настоящий лидер движения, стал визирем самозванца. Согласно Ибн Биби , один из первых указов, принятых на заседании совета, гласил, что ни один язык, кроме турецкого, не должен использоваться в правительственных учреждениях и при дворе . Неизвестен его первоначальный текст, поскольку рассказ о событиях Ибн Биби писал по-персидски. Это единственный известный указ от правления Джимри-Сиявуша .

Для укрепления своего положения Джимри хотел жениться на дочери Кылыча Арслана. Мать девочки, Газайла-хатун, выиграла время, попросив четыре месяца, якобы для того, чтобы подготовить приданое .

В Конье Джимри и Мехмед-бей продержались лишь месяц . Визирь султана Кей-Хосрова III Сахиб Фахр ад-Дин Али обратился за помощью к Абаке-хану , но, не дожидаясь прибытия монгольских войск, Фахр ад-Дин собрал войска и, поставив во главе сыновей, направил их к Конье. Мехмед-бей, узнав, что сыновья Фахр ад-Дин направляются к Конье с армией, отправился навстречу им в Акшехир , где победил их в битве, сыновья Сахиба погибли . Хотя Сиври-Хисар сдался, но Афьонкарахисар продолжал сопротивление, и поэтому Мехмед-бей вернулся в Конью. Он объявил, что отправится в Эрзурум , чтобы сражаться с монголами, но поскольку он не мог собрать необходимые войска, он отказался от этого плана. Абака отправил визиря Шамс ад-Дина Мухаммада Джувейни во главе большой армии в Анатолию в сентябре 1277 года. После грабежей и набегов монгольские отряды оставалось зимовать у Кей-Хосрова . Весной султан и визирь Фахр ад-Дин выступили против Караманидов в Мут. Мехмед-бей, расположившийся лагерем у крепости Курбаги, столкнулся с монгольским отрядом и был убит вместе с двумя братьями и двоюродным братом в стычке. Голову Мехмеда на пике выставили на обозрение .

После смерти своего основного союзника (или начальника) Джимри сбежал и организовал дальнейшее сопротивление, но без Мехмеда-бея его возможности были малы, он был побеждён Кей-Хосровом (31 мая 1278 /20 июня 1278 /20 мая 1279 ) и взят в плен союзниками монголов, Гермиянидами . Его привезли в Конью и жестоко казнили. Гордлевский писал, что Джимри был повешен , однако прочие историки описывают смерть самозванца иначе. Перед казнью Джимри мужественно себя вёл и не просил пощады, по словам Ибн Биби , мятежник «говорил нехорошие слова и всякий вздор». В назидание остальным с тела Джимри содрали кожу, набили её соломой и возили чучело по городам , часть авторов утверждает, что кожу сдирали живьём , часть утверждает, что Джимри сожгли заживо, а кожу сдирали с обгорелого тела .

Оценка восстания

Это восстание историки называют самым крупным , самым известным антимонгольским выступлением в Анатолии. Ильханы и султаны Рума испытали страх перед силой восстания и широтой охваченной им территории, именно потому казнь Джимри была жестока, а тело его провезли, по словам Ибн Биби, через все города империи в назидание остальным .

Примечания

  1. .
  2. , с. 383.
  3. , с. 87.
  4. , с. 24.
  5. , с. 22.
  6. .
  7. , p. 37.
  8. .
  9. ; .
  10. , с. 24; , с. 384.
  11. , с. 24; .
  12. , с. 384.
  13. ; , с. 24.
  14. , p. 205.
  15. ; , с. 24; .
  16. , s.697, p. 210.
  17. , p. 204—205.
  18. ; , p. 209.
  19. ; , p. 209.
  20. , с. 24; ; .
  21. , p. 209.
  22. , с. 24.

Литература

  • Гордлевский В. А. / отв. ред. акад. И. Ю. Крачковский . — М. : Изд-во восточной литературы , 1960. — Т. 1: Исторические работы. — С. 63—64. — (Избранные сочинения).
  • Еремеев Д. Е., Мейер М. С. . — М. : Издательство Московского университета , 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
  • Запорожец. . — М. : Воениздат , 2011. — 294 с. — ISBN 5203021252 .
  • История Турции. I. Эпоха феодализма (XI—XVIII века) / Отв. редактор д-р истор. наук проф. И. П. Петрушевский . — Л. : Изд-во ЛГУ , 1963.
  • История стран зарубежной Азии в средние века / Ответственные редакторы: А. М. Голдобин, Д. И. Гольдберг, И. П. Петрушевский. — М. : Наука , 1970. — 640 с.
  • Шукуров Р. М. Тюрки в византийском мире (1204-1461). — М. : Издательство Московского университета, 2017. — 631 с. — (Труды исторического факультета МГУ: Выпуск 74; Серия 2, Исторические исследования, 33). — ISBN 978-5-19-011131-6 .
  • Cahen C. . — London: Routledge , 2014. — 320 p. — ISBN 1317876261 . (англ.)
  • Ibn-Bībī. / Öztürk M.. — Ankara: T.C. Kültür Bakanlığı, 1996. — Vol. II. — S. 15, 201—206,209—213. — 262 S. — ISBN 9751715873 . (тур.)
  • Sumer F. Karaman-Oghullari / Edited by E. van Donzel , B. Lewis and Ch. Pellat . — 2nd ed. — Leiden: E.J. Brill , 1995. — Vol. IV. — P. 619—625. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936). — ISBN 90-04-09794-5 . (англ.)
  • Sumer F. // Islamansiklopedisi . — 2001. — Т. 24 . — S. 454—460. (тур.)
Источник —

Same as Джимри