Interested Article - Караманоглу Мехмет-бей
- 2020-09-29
- 2
Караманоглу́ Мехме́т-бей ( тур. Karamanoğlu Mehmet Bey , осман. قارامان اوغلو محمد بك ; ?— 1278 ) — второй правитель бейлика Караманогуллары , существовавшего в XIII—XV веках в Анатолии . Отцом его был Караман-бей . Мехмет-бей поддержал восстание против монголов самозванца Джимри и возвёл его на трон Конийского султаната . Легенда и официальная турецкая историография называют его первым, кто фирманом объявил турецкий язык официальным языком государства. в Карамане носит имя Караманоглу Мехмет-бея, а на логотипе университета изображен 16 раз фирман в виде свитка.
Биография
Дата рождения Мехмета, как и имя его матери, неизвестна. Его отцом был Караман-бей , а дедом — , по традиционной версии — представитель племени из турок- огузов . Али Языджиоглу, автор «Огуз-наме» (1423), писал, что они были из племени афшар , которые эмигрировали из Аррана в Сивас из-за монгольского нашествия в 1230 году . В последнее время появились версии, что караманиды происходили из племени баяндур (как Ак-Коюнлу ) или что они вообще не были огузскими тюрками . Согласно Шикари и «Сельджук-наме» Ибн-Биби, Караман и его отец были простыми, не знатными людьми. Караман жёг уголь, а Нуре Софи рубил деревья . Традиция относит получение титула бея отцом Мехмета, Караманом, к 1225 или к 1256 году (второе более вероятно) .
После смерти Карамана примерно в 1261/63 году губернатором Эрменека был назначен Бедрюддин Ибрагим. Он захватил сыновей Карамана (Мехмеда, Махмуда, Касыма и Халила) и его брата Бунсуза по приказу Кылыч Арслана и держал их в плену в крепости Гевеле . В 1265 году умер Кылыч Арслан, а выпустил их всех, кроме одного, Али . Мехмет, как старший сын Карамана, стал главой семьи .
Бейлербей Хатыроглу Шараф аль-Дин, восставший против монголов в 1276 году, сместил правившего Бедрюддина Ибрагима и назначил вместо него Мехмет-бея. Мехмет-бей занял Ичель до моря и начал совершать набеги на монгольские отряды, чем вынудил послать бывшего губернатора Бедреддина Ибрагима с армией в Эрменек, но Ибрагим потерпел тяжёлое поражение от Мехмета-бея у реки Гёксу . Примерно в это же время мамлюкский султан Бейбарс I победил монголов на равнине Эльбистан и занял Кайсери . Затем Бейбарс и Караманиды заключили антисельджукский союз, который с этого времени в течение ста лет будет традиционной чертой политики правителей династии. Караманиды, воспользовавшись поддержкой Бейбарса, начали боевые действия под командованием Мехмет-бея и поддержали восстание некоего Джимри , самозванца, называвшего себя Алаэддином Сиявушем, сыном Изз ад-дина Кей-Кавуса . Это было одно из крупнейших восстаний крестьян и кочевников против монголов . Мехмет-бей захватил Конью 15 мая 1277 года и возвёл Джимри на трон, а сам стал визирем самозванца. Якобы, один из первых указов, принятых на заседании совета, гласил, что ни один язык, кроме турецкого , не должен использоваться в правительственных учреждениях и при дворе .
Продержалось это правительство недолго, хотя вначале им сопутствовала удача. Почти сразу против них были посланы сыновья Сахиба Фахр аль-Дина Али с армией; узнав об этом, Мехмет-бей, с самозванцем отправился в Акшехир, где произошла битва, в которой он и убил сыновей Сахиба. Хотя Сиври-Хисар сдался, но Афьонкарахисар продолжал сопротивление, и поэтому Мехмет-бей вернулся в Конью. Он даже объявил, что отправится в Эрзурум , чтобы сражаться с монголами, но был вынужден отказался от этого плана из-за недостатка ресурсов. В сентябре 1277 года Абака-хан отправил в Анатолию визиря Шамс ад-Дина Мухаммада Джувейни во главе большой армии для подавления восстания. Вместо боёв, монгольские войска осуществили ряд грабительских разорительных набегов под командованием Кей-Хосрова , а потом оставались зимовать. Весной султан и визирь Фахр аль-Дин выступили навстречу Караманидам в Мут. Мехмет-бей расположился лагерем у крепости Курбаги. В одном из разведывательных выездов он случайно столкнулся с монгольским отрядом и в стычке был убит вместе с тремя братьями, двумя родными и одним двоюродным . Их головы были отрезаны и выставлены на обозрение . Джимри ждала судьба похуже: он был побеждён Кей-Хосровом в мае 1278 , с него живьём содрали кожу, набили её соломой и возили чучело по городам . Как место захоронения Мехмет-бея почитается тюрбе в деревушке Балкусан, построенное его братом Махмудом, где похоронены Махмуд и Караман .
Преемником Мехмета-бея стал его брат, Гюнери-бей .
Согласно одной их жён Мехмета была дочь Кей-Кавуса II .
Память и значение
Фирман о языке
Множество вопросов возникает в связи с официальной трактовкой событий турецкой историографией:
- Сообщение о восстании Джимри оставил современник событий, Ибн Биби , писавший на персидском языке . Другие современные событиям хроники ( , Анонимная) не упоминают об указе .
- Турецкого текста фирмана не сохранилось. В тексте Ибн Биби указ упоминается без атрибутирования .
- На турецкий (османский) язык фирман был переведён в первой половине XV века Языджиоглу, который включил в свой труд перевод текста Ибн Биби. Уже Языджиоглу высказывал сомнения в рассказе о фирмане, ссылаясь на то, что неизвестно, какой азбукой воспользовались Мехмед и Джимри, если фирман был на турецком языке, поскольку арабская для этого ещё не использовалась .
- Выпуск фирмана — прерогатива не дивана, а монарха, но фирман был выпущен диваном. Мехмед-бей не был даже визирем в тот день, к которому относят указ .
- Действие указа длилось не дольше, чем правление Джимри (37 дней), и его значение не могло быть велико .
- Этот фирман не являлся актом отстаивания национальных интересов тюрков. Учёные полагают, что появление указа связано с тем, что необразованные простые люди Мехмед и Джимри не говорили ни на каком другом языке, поэтому для того, чтобы как-то править, им надо было заставить всех говорить на том же языке «в диване, при дворе» .
Историк Эрдоган Мерчил заявил, что значение этого фирмана сильно преувеличено в двадцатых годах XX века, когда националисты «создавали основы нации» .
История появления легенды
Караманоглу Мехмет-бей не всегда представлял из себя национального героя или культурную икону, которой он стал сегодня. Мехмет-бей был предком самых ожесточённых соперников Оттоманской империи в центральной Анатолии . Османы не просто покорили Караман — они также разрушили мечети и медресе, построенные правителями Караманидов в столице бейлика, чтобы стереть память о династии . Официальная османская историография длительное время всех Караманидов принижала. Ашикпашазаде высмеивал даже святых из Карамана: «Не найти ни одного настоящего друга в Карамане/ Даже их святые люди — обманщики и жулики». Ибн Кемаль прославляет разрушение бейлика: «На территории дьявольского династического дома, утратившего свою силу / Деревни разрушены вместе с жилищем правителей». Такая трактовка сохранялась до конца правления султанов .
Пересмотр отношения к династии Караманидов начал происходить параллельно с зарождением новых настроений в XIX веке и попыток обосновать претензии на анатолийские земли. В этот период была обнаружена рукопись Шикари Караман-наме , что подогрело интерес именно к этой анатолийской династии . Отвергая классические османские концепции истории, историки начали экспериментировать. Стали предприниматься попытки создать турецкую идентичность основанную на анатолийских корнях. Тем не менее, в столице пока интерес к бейликам не поддерживался .
В ранние годы Турецкой Республики отцами-основателями турецкой культуры «назначили» сельджуков в противовес османам. Именно в рамках парадигмы о сельджукском доминировании в Анатолии в первой половине XX века возникла легенда о Караманоглу Мехмед-бее как о защитнике турецкого языка. Так он был превращён в национального героя, входящего в ряды «великих турок» . Впервые приписал указ Караманиду Фуад Кёпрюлю в 1918 году, после него многие историки повторяли этот тезис . Появлялись даже утверждения, что Ататюрк в реформе языка вдохновлялся этим фирманом . Кульминацией стала работа Хаджи Мехмета Армутлу 1997 года Три столпа турецкого языка в Анатолии: три караманца ( тур. Türk Dilinin Anadolu’daki Üç Temel Direği: Üç Karamanlı ). Этими столпами были объявлены Караманоглу Мехмет-бей, Юнус Эмре и Мустафа Кемаль Ататюрк , которому приписывают происхождение из Карамана . Примерно в это время были установлены два памятника Мехмет-бею: бюст и в полный рост. Оба памятника содержат текст «фирмана о языке» .
Фестиваль турецкого языка и литературы, проводимый ежегодно с 30-х годов XX века по инициативе Ататюрка, с 1961 года проходит в бывшей столице бейлика, Карамане. Фестиваль ещё более способствовал закреплению и распространению национального мифа о «фирмане» . Университет Карамана носит имя Мехмет-бея ( ) , а на логотипе университета изображен 16 раз фирман в виде свитка, по количеству турецких государств ( 16 великих тюркских империй ) .
Примечания
- ↑ .
- .
- , Глава VII,§ 2.
- ↑ .
- .
- .
- , p. 383.
- , p. 384.
- ↑ , с. 24.
- , p. 384.
- .
- , p. 145.
- ↑ , p. 209.
- ↑ .
- , p. 22—26.
- ↑ .
- .
- , p. 153.
- ↑ , p. 154.
- ↑ , p. 158.
- ↑ .
- ↑ , p. 158—159.
- , p. 159—160.
- , p. 160.
- , p. 167.
Литература
- История стран зарубежной Азии в средние века / Ответственные редакторы: А. М. Голдобин, Д. И. Гольдберг, И. П. Петрушевский.. — М. : Наука, 1970. — 640 с.
- Гордлевский В. А. / отв. ред. акад. И.Ю. Крачковский. — М. : Изд-во восточной литературы, 1960. — Т. 1: Исторические работы. — С. 63—64. — (Избранные сочинения).
- Запорожец. . — М. : Воениздат, 2011. — 294 с. — ISBN 5203021252 .
- История Турции. I. Эпоха феодализма (XI—XVIII века) / Отв. редактор д-р истор. наук проф. И. П. Петрушевский. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1963.
- Armutlu H. Mehmet. Türk Dilinin Anadolu’daki Üç Temel Direği “Üç Karamanlı”. — Ankara: Özkan Matbaacılık, 1997—1999.
- Başkan Y. : Turk Dunyasi Arastirmalari. — 2012. — С. 55—64 . 11 февраля 2017 года.
- Başkan Y. // Anadolu Beylikleri El Kitabı. — 2016. — С. 269—290. — ISBN 9786059247306 .
- Başkan Y. : Tarih İncelemeleri Dergisi. — 2012. — С. 23—35 .
- Emecen F. Anatolian emirates (THE KARAMANIDS) // / Ágoston G., Bruce A. M.. — 2009. — P. 40. — ISSN . (англ.)
- İbn Bibi. / Mürsel Öztürk. — Ankara : Hazırlayan, 1996. — Vol. II.
- Şikari. Karamanname / Metin Sözen; Necdat Sakoğlu. — İs. : Lebib Yalkın, 2005. — С. 254 . — ISBN 975–585–483–5 .
- Sumer F. Karaman-Oghullari / In Houtsma, Martijn Theodoor. — Leiden: BRILL, 1995. — Vol. IV. — С. 619—625 . — ISBN 90-04-09794-5 . (англ.)
- Sumer F. : Islamansiklopedisi. — 2001. — № 24 . — P. 454—460. (тур.)
- Sumer F. : Islamansiklopedisi. — 2003. — № 28 . — P. 445—446. (тур.)
- Yildiz S.N. Karamanoğlu Mehmed Bey: Medieval Anatolian warlord or Kemalist language reformer? // Religion, Ethnicity and Contested Nationhood in the Former Ottoman Space. — 2011. — С. 147–170 . — doi : . (англ.)
- Zambaur Ed. K. M. von. . — H. Lafaire, 1927.
Ссылки
- . karaman.gov.tr . Дата обращения: 8 ноября 2017.
- Karakuş R. haber7.com (2011). Дата обращения: 15 ноября 2017. 15 ноября 2017 года.
- Armağan M. tarihistan.org . Дата обращения: 15 ноября 2017. Архивировано из 15 ноября 2017 года.
- . . Дата обращения: 15 ноября 2017. 20 августа 2018 года.
- . . Дата обращения: 15 ноября 2017.
- 2020-09-29
- 2