Interested Article - Джунейд-бей Измироглу
- 2021-07-06
- 1
Джунейд-бей, Джунейд Измироглу ( тур. Cüneyd İzmiroğlu , греч. Ιζμίρογλου Τζιουνεΐτ Μπέης ; ум. 1425) — последний правитель эмирата (княжества, бейлика ) Айдыногуллары (Айдын).
Принадлежность Джунейда к семье Айдынидов сомнительна. В период османского междуцарствия Джунейд убил двух членов династии и захватил власть в бейлике. Он активно использовал возможности во время гражданской войны в Османской империи между сыновьями Баязида I ( Сулеймана Челеби , Мусы Челеби и Мехмеда Челеби ), лавируя между претендентами. Джунейд неоднократно переходил от одного соперника к другому, предавая своих союзников. В 1413 году период междуцарствия завершился победой Мехмеда I. За время его правления Джунейд неоднократно восставал против султана, пытаясь отстоять независимость своего бейлика. После одного из восстаний, вспыхнувшего в 1414/15 году, Мехмед выслал Джунейда из Анатолии в Никопол .
Джунейд поддержал претендента на османский трон, Дюзме Мустафу , в двух мятежах. Первый из них, произошедший в 1416 году, завершился пленением и Джунейда, и Мустафы византийцами, которым Мехмед платил за удержание мятежников под стражей. В 1421 году Мехмед умер, а его сын Мурад II отказался выполнять обязательства своего отца перед Константинополем . В результате Мустафа и Джунейд были освобождены византийцами и подняли второй мятеж. Мустафе удалось склонить на свою сторону османских удж-беев в Румелии и разбить армию, направленную против них Мурадом. Попавшего в плен командующего, визиря Баязида-пашу , Джунейд казнил. Когда Мустафа и Джунейд отправились воевать с Мурадом в Анатолии , Джунейд предал Мустафу, который бежал в Румелию , был схвачен и казнён.
Джунейд правил бейликом с перерывами до 1424 года, когда Мурад послал против него армию под командованием Хамзы-бея , бейлербея Анатолии. Джунейд искал убежища в крепости Ипсили, но в начале 1425 года генуэзские корабли осадили крепость с моря, и он был вынужден сдаться. Несмотря на обещанное прощение, Джунейд был казнён вместе со всей семьёй, территории бейлика окончательно вошли в состав империи как санджак Айдын , а Хамза-бей получил прозвище «Завоеватель Измира» ( тур. İzmir fatihi ) .
Предыстория
Бейлик Айдын был небольшим туркменским эмиратом ( бейликом ) в западной Анатолии , появившимся после распада сельджукского султаната . Очень мало известно о его основателе Айдыноглу Мехмед-бее (1308—1334), который сначала служил у Гермиянидов . Мехмед-бей основал бейлик, включивший бывшие византийские земли вдоль реки Мендерес до Эгейского побережья. Его двумя главными портами были Аясолук (недалеко от руин древнего Эфеса ) и Смирна , а столицей был город Бирги. Наибольшего расцвета и могущества бейлик достиг в период правления Умура (1334—1348), сына Мехмеда. Умур участвовал в византийской гражданской войне 1341—1347 годов и проводил успешные пиратские рейды на христианские территории, расположенные на побережье и островах Эгейского моря . Его активная деятельность привела к двум крестовым походам и потере бейликом нижнего города и порта Смирны. Пытаясь вернуть порт в 1348 году, Умур погиб. В 1390 году во время правления его преемников бейлик был аннексирован османским султаном Баязидом I .
В августе 1402 года Баязид I был побеждён в битве при Анкаре и захвачен в плен Тамерланом , который провёл последующую зиму 1402/03 годов в бывших землях Айдынидов. Тамерлан осадил нижний город Смирны , оборонявшийся госпитальерами , захватил его и разрушил . В Аясолуке была расположена ставка Тамерлана во время его пребывания в этом регионе. В марте 1403 года Тамерлан ушёл из Анатолии, намереваясь отправиться в Китай. Он передал контроль над областями Айдынидов Умуру II и его брату Исе (Мусе), сыновьям последнего доосманского правителя бейлика Исы-бея Айдыноглу .
С захватом и смертью Баязида начался период, известный как османское междуцарствие . Сыновья Баязида развязали междоусобную войну, которая длилась с 1402 года по 1413 год. Соседи османов, в том числе христианские государства региона ( Византия , Валахия , и Сербия ), были вынуждены принимать участие в конфликте, чтобы защитить свои границы. Малоазийские бейлики, восстановленные Тамерланом, как правило, признавали своим повелителем того из османских принцев, кто контролировал Бурсу — первую столицу Османской империи, по-прежнему формально являвшуюся «обителью султаната» .
Биография
Происхождение
Главным источником информации о жизни Джунейда является летопись его современника — византийского историка Дуки , который провёл значительную часть своей жизни в непосредственной близости к Айдыну — в Фокее и Митилене . Дука считал Джунейда авантюристом, не имевшим никаких родственных связей с Айдынидами . Историк называл его «Джунейд, сын Кара-субаши» ( субаши — военный комендант) и не упоминал о родстве с Айдынидами . Отец Джунейда по словам Дуки был «храбрым человеком, прославленным в войнах», он много лет был османским губернатором Смирны во время османской оккупации бейлика в 1390—1402 годах и завоевал уважение и верность жителей региона .
В генуэзских документах, впервые опубликованных в 1999 году, отец Джунейда тоже зовётся не беем или князем, а субаши . В официальном письме, датированном 1394 годом, упоминается subassi Smirarum (субаши Смирны), оно касается освобождения двух сыновей субаши, которые были взяты в плен латинским губернатором города . Историк Кастритсис выдвинул предположение, что Джунейд был одним из этих сыновей. Тогда это письмо — хронологически первый документ, упоминающий Джунейда .
В турецких и османских источниках отца Джунейда называют «Ибрагим» или «Ибрагим Фатих» («Ибрахим Завоеватель») , его имя известно из надписи на монетах Джунейда (Джунейд б. Ибрагим) . Часть историков (Х. Акын, И. Узунчаршилы, И. Меликофф, И. Данишменд, Д. Ульчер) придерживалась точки зрения, что отцом Джунейда был Ибрагим Бахадур, сын основателя бейлика, Мехмеда-бея , получивший от него в правление Бодемию. Автором этой версии был Х. Акын . Однако, согласно османисту Э. Захариаду, такая идентификация вызывает сомнения . По её словам, ни один источник не зафиксировал связь между Ибрагимом Фатихом и Бодемией, тогда как со Смирной его имя связывает ряд вакуфных документов .
Основываясь на возможном упоминании Джунейда у Мазариса , Захариаду выдвинула предположение, что Ибрагим был византийским ренегатом . Связь Джунейда с семьёй Айдынидов, таким образом, неясна, хотя не исключён вариант, что он был членом младшей ветви династии .
Союз с Исой и Сулейманом против Мехмеда (1403—1405)
Первые упоминания имени Джунейда в источниках появляются с началом периода междуцарствия. После ухода Тамерлана начался период активного противостояния сыновей Баязида друг с другом. Сулейман Челеби контролировал османские провинции на Балканах (в Румелии ), а в Анатолии османские территории были разделены между двумя братьями Сулеймана: Исой Челеби и Мехмедом Челеби . Первоначально Иса Челеби имел преимущество, поскольку контролировал исходное ядро Османской империи, Вифинию (включая Бурсу), в то время как Мехмед правил периферийными землями. Весной 1403 года Мехмед победил своего брата в битве при и захватил Бурсу, заставив Ису искать убежища в Константинополе . После неудачной попытки вернуть Бурсу, в мае 1403 года Иса соединился с Исфендияром-беем Джандаридом , но был опять разбит у .
После этого поражения Иса отправился в Смирну, где заключил союз с Джунейдом. С помощью Джунейда к альянсу были привлечены Орхан Саруханоглу , Ильяс Ментешеоглу , бей Теке и Якуб Гермияноглу . Неизвестно, был ли Джунейд уже к этому времени вассалом Сулеймана Челеби. Если был, то, возможно, именно по заданию Сулеймана Джунейд поддерживал Ису Челеби против Мехмеда. Союзники собрали большое войско, численно превосходящее силы Мехмеда, но Мехмед союз с беями Карамана и Дулькадира и смог победить Ису в битве под Смирной. Иса Челеби пытался бежать, но был узнан, пойман и задушен в Эскишехире, а Джунейду пришлось подчиниться победителю и просить прощения .
Обеспокоенный растущей силой Мехмеда, Сулейман вторгся в Анатолию в конце 1403 или начале 1404 года и занял Бурсу. Не имея возможности победить превосходящие силы своего брата, Мехмед отошёл на восток, и противостояние между двумя братьями перешло в пассивную фазу, которая продолжалась до 1410 года .
Захват бейлика (1405—1406)
Джунейд использовал нестабильность в регионе после ухода Тамерлана, чтобы получить контроль над Смирной, которой при Баязиде управлял его отец . Точных данных, как это произошло, нет. Согласно Дуке, Джунейд уже в 1403 году отправился с армией из Смирны, чтобы изгнать Айдынидов из Аясолука , тогда как современные историки относят это событие к более позднему времени — к 1405 году .
Вероятно, весной 1405 года Джунейд собрал отряд из «более пятисот солдат», в основном из Смирны, с которыми захватил Аясолук и изгнал из бейлика братьев Айдынидов, Мусу (Ису) и Умура . По словам Дуки, Джунейд утверждал, что действует от имени Сулеймана Челеби . Муса был убит Джунейдом около , но Умур смог спастись . По другой версии Муса(Иса)-бей умер ещё в 1403 году, и власть перешла к его брату Умуру II , и лишь потом против Умура выступили Джунейд и его брат Кара Хасан . Дядя Умура, Ильяс-бей Ментеше , выступил с войском к Аясолуку для поддержки племянника. Дука оценивал силы Ильяса Ментеше в 6000 человек против 3000 солдат Джунейда и Кара-субаши (Кара Хасана) . Аясолук, где правил Кара Хасан, сдался после двухдневного обстрела зажигательными снарядами, хотя брат Джунейда держался в цитадели до осени. Однако и он тоже был вынужден сдаться Ильясу-бею , который заключил Кара Хасана и его семью в тюрьму Мармариса . Джунейд, правивший в Смирне, решил освободить брата. Он взял лёгкую галеру и отплыл в Мармарис, где тайно уведомил о своём приходе заключённых. Кара Хасан организовали для охранников пир, и после того, как охранники опьянели и заснули, заключённые спустились вниз со стены замка к Джунейду, который отвёз их в Смирну .
Аясолук остался Умуру, на этот раз Айдыниды смогли вернуть себе часть бейлика. По-видимому, они пользовались поддержкой Мехмеда Челеби, потому что в донесении из венецианской колонии на Крите сообщалось, что летом 1405 года Мехмед объединился с правителями Айдына и Ментеше, а Джунейд присоединился к Сулейману .
Джунейд не смирился и в начале зимы осадил Умура в цитадели Аясолука, а город, лежащий вне стен цитадели, отдал солдатам на разграбление. После некоторого времени соперники пришли к соглашению, которое скрепили браком. Дочь одного из противников вышла замуж за другого . Согласно Дуке, Джунейд дал Умуру свою дочь в жёны . Однако историки указывают, что, наоборот, Джунейд женился на одной из дочерей Умура . По словам Дуки, Джунейд признал Умура правителем бейлика и отказался от клятвы верности Сулейману. Вместе оба мужчины совершили поездку по землям бейлика до Алашехира , Салихлы и Нимфея . Усыпив бдительность Умура обманным дружелюбием, Джунейд «поставил в этих местах своих самых верных последователей и доверил всю провинцию своим родственникам и друзьям». А затем (зимой 1405 или весной 1406 года), взяв таким образом под контроль все территории Айдынидов, Джунейд отравил Умура и стал править в одиночку. Очевидно, что Джунейд мог рассчитывать на обширную местную поддержку, опираясь на связи, возникшие во времена губернаторства его отца в регионе .
Между Сулейманом и Мехмедом (1406—1413)
Согласно донесениям из Республики Рагуза от июня 1407 года, Сулейман Челеби победил Мехмеда Челеби в битве, и последний сбежал и укрылся в Айдыне, в горах вблизи Смирны (то есть у Джунейда). Эти факты свидетельствуют, что, по-видимому, к середине 1407 года Джунейд перешёл на сторону Мехмеда Челеби. Кроме того, венецианские агенты в сентябре того же года доносили, что Сулейман готовил свой флот в Галлиполи против «Аясолука, Палатии и Смирны». Поскольку Аясолук и Смирна принадлежали города Джунейду, а Палатия был одним из городов Ментеше, то, вероятно, Джунейд помирился с Ильясом-беем Ментеше и действовал сообща с ним в поддержку Мехмеда . Помимо союза с беем Ментеше, Джунейд вовлёк в союз против Сулеймана беев Карамана и Гермияна. Он сам ездил в столицы этих эмиратов, Конью и Кютахью, для переговоров с беями о совместных действиях . По словам Дуки, поддавшись на уговоры Джунейда, Мехмет-бей Караманид выставил 3000, а — 10 000 солдат. Они присоединились к отряду Джунейда из 5000 человек в Аясолуке .
Тем временем Сулейман, возглавлявший армию из 25 000 человек, добрался до Смирны через Бурсу и Пергамон . Узнав о прибытии других беев с подкреплением в армию Джунейда, Сулейман произвёл передислокацию войск и построил в окрестности Аясолука укреплённый лагерь. Обе стороны не решались напасть друг на друга, но шпионы Джунейда сообщили ему, что другие правители планируют предать его, схватить и выдать Сулейману, чтобы договориться о благоприятных условиях. Джунейд немедленно поручил своему брату Кара Хасану, который удерживал цитадель Аясолука, быть настороже, и отправился к Сулейману. Дука сообщал, что Джунейд надел петлю на шею и пришёл к османскому правителю как раскаявшийся грешник. Сулейман был этим тронут и помиловал его, но, когда Джунейд предложил возглавить армию против беев Карамана и Гермияна, Сулейман отказался, не вполне доверяя перебежчику. После рассвета началось наступление в направлении Аясолука. Два бея, увидев, что Джунейд скрылся посреди ночи, собрали свои силы и быстро ушли на восток .
В 1409 году Муса Челеби по заданию Мехмеда пересёк Дунай и появился на территории Сулеймана. Он быстро собрал достаточно последователей и нашёл убежище в Валахии . Сулейман был вынужден вернуться в Румелию, чтобы защищать свои владения. По словам Дуки, Сулейман не захотел оставить Джунейда в Анатолии. Он взял его с собой в Румелию и назначил санджакбеем Охрида . В Айдыне же Сулейман посадил править своего человека . Вероятно, власть Сулеймана над анатолийскими бейликами в то время ослабевала, и Сулейман пытался обеспечил лояльность Джунейда, держа его под надзором .
Подозрения Сулеймана не были лишены оснований. Вероятно, предвидя падение Сулеймана (17 февраля 1411 года Муса неожиданно атаковал Эдирне и убил Сулеймана ), Джунейд в очередной раз переметнулся, сменив покровителя. Воспользовавшись ситуацией, Джунейд покинул Румелию и возвратился в Смирну, откуда вернул большую часть своих прежних владений и обезглавил губернатора, назначенного Сулейманом . Уже в июле 1410 года венецианский сенат рассматривал Айдын и Ментеше как независимые бейлики, не указывая, что они находились под контролем Сулеймана. Сенат поручил своим капитанам заключить с ними договоры или, в противном случае, напасть на их территорию. Кроме того, недавно была обнаружена монета, отчеканенная Джунейдом в 812 году (16 мая 1409 — 5 мая 1410). В надписи на монете как своего повелителя Джунейд упоминает уже Мехмеда. .
Анонимная османская хроника «Дела султана Мехмеда» ( ) сообщает, что после поражения от Мусы в битве при Инджегизе зимой 1411/1412 годов Мехмед был вынужден выступить против Джунейда, поскольку тот захватил провинцию Айдын и осадил Аясолук, чей губернатор, очевидно, был предан Мехмеду. Летописец пишет, что Мехмед восстановил свою власть в провинции, и что Джунейд был осаждён в «цитадели Смирны». В этой части рассказ сомнителен, так как Тамерлан разрушил цитадель Смирны. По словам Кастритсиса, это, возможно, было ошибочным указанием на цитадель Аясолука. В конце концов Джунейд был вынужден сдаться Мехмеду, который позволил ему сохранить свои территории, но потребовал, чтобы чеканка монет и пятничная молитва, хутба — традиционные атрибуты суверенитета в исламском мире — отныне исполнялись от его имени .
Во время правления Мехмеда (1413—1421)
В июле 1413 года Мехмед победил Мусу в и укрепил свой контроль над Румелией . Он стал единственным и бесспорным османским султаном . Но вскоре ему пришлось вернуться в Анатолию из-за очередного выступления беев. В отсутствие Мехмеда Мехмет-бей Караманид захватил Бурсу, мотивируя нападение местью за отца (казнённого Баязидом), а Джунейд расширил свои земли за счёт соседних бейликов .
По словам Дуки, Баязид-паша , визирь Мехмеда и бейлербей Анатолии, отправил Джунейду послание, приказав отдать захваченные земли, а дочь Джунейда Баязид-паша требовал в жёны. На этих условиях Баязид-паша соглашался оставить Джунейду его первоначальные земли. Когда Джунейд получил это послание, в своей «высокомерии и чрезмерной гордости», он отдал дочь, которую просил себе Баязид-паша, в жёны рабу, албанскому новообращённому, по имени Абдаллах, и приказал посланнику Баязида-паши передать своему хозяину оскорбительный ответ: «мы взяли зятем албанца, такого же выкупленного раба, как он сам , обладающего таким же могущественным властелином, как он сам, более молодого, чем он сам, и более мудрого, чем он сам» .
Мехмед направил на подавление беев из Румелии в Анатолию Баязида-пашу с войском. Одержав сначала победу над Мехметом-беем Караманидом и освободив Бурсу, Баязид-паша направился на юг, чтобы разобраться с Джунейдом, который укрепил свои крепости и ждал прибытия османской армии в Аясолуке. Мать, дети и брат Джунейда остались в его столице, Смирне, которую он подготовил для долгой осады . Во время своего марша на юг Баязид-паша напал на крепости Кимай , Каяджик и Нимфей . В последней гарнизоном командовал зять Джунейда, бывший раб Абдаллах. Баязид приказал его кастрировать , отомстив Джунейду за оскорбление . У Смирны Баязид встретил прибывшего из Румелии султана. По прибытии Мехмеда к нему явились многие окрестные правители: губернаторы Старой и Новой Фокеи , Гермияна и Верхней Фригии , Ментеше, Карии , лорды Лесбоса и Хиоса и великий магистр госпитальеров Фульк де Вилларет, прибывший по морю. Они предложили свою помощь против Джунейда, как писал Дука, двум причинам: первой была «доброта и мягкий характер Мехмеда и его большая военная сила», а второй — «хитрость и жадность» Джунейда .
После десятидневной осады Смирны с суши и моря мать, жена и дети Джунейда сдались на милость Мехмеда . Мать Джунейда непрерывно молила за сына, пока Мехмед не согласился помиловать его, и лишь затем к султану явился Джунейд . По словам Дуки, Мехмед отправил Джунейда в Румелию, как санджакбея приграничной провинции Нигболу (Никопол) в Болгарии, передав провинцию Айдын сыну болгарского царя Ивана Шишмана , Александру, принявшему ислам и состоявшему на османской службе . Санджак Нигболу состоял из земель уничтоженного Трновского царства . Джунейда и Александра просто поменяли местами. Многие местные правители были в это время лишены наследственных владений и переселены. По словам османского историка Нешри, «переехали Измироглу, Ментешоглу, Караманоглу и окружающие беи» . Произошло это примерно в 1414/1415 году .
Первое восстание Мустафы
Вскоре после этого в Валахии появился Мустафа , возможно, ещё один настоящий сын Баязида I , взятый в плен при Анкаре, но освобождённый потом Тамерланом. Учитывая близость Никопола к Валахии и не доверяя лояльности Джунейда, Мехмед послал двух доверенных слуг убить его, но Джунейд успел пересечь Дунай и присоединиться к Мустафе в Валахии за два дня до прибытия палачей . Османские источники называют Джунейда самым активным сторонником Мустафы и уделяют ему особое внимание , поскольку Мустафа назначил Джунейда своим визирем . С солдатами, предоставленными владыкой Валахии Мирчей I (1386—1418 гг.), Мустафа и Джунейд вошли во Фракию и попытались поднять мятеж среди местных османских войск. Потерпев в этом неудачу, они нашли убежище в Константинополе . Весной 1416 года они предприняли ещё одну попытку — отправились в византийский город Салоники и безуспешно попытались заручиться поддержкой удж-беев Македонии. Хотя в итоге мятежники захватили Серрес , но так и не смогли собрать достаточное количество сторонников, и осенью Мехмед победил их в бою. Мустафа и Джунейд бежали обратно в Салоники, где их взял под свою защиту местный губернатор Димитрий Ласкарис Леонтарис . Тогда Мехмед осадил город, сняв осаду лишь когда император Мануил II Палеолог согласился держать Мустафу и Джунейда в качестве пленников. Договор должен был оставаться в силе до тех пор, пока жив Мехмед, за это османский правитель обязался выплачивать Мануилу ежегодно 300 000 акче . Согласно Дуке, Мустафу отправили в заключение на остров Лемнос , а Джунейд был помещён в камеру монастыря Паммакаристос в Константинополе .
Во время правления Мурада. Второе восстание Мустафы (1421—1422)
В 1421 году Мехмед I умер, и его сменил 17-летний сын Мурад II . По завещанию Мехмеда двух его младших сыновей Юсуфа и Махмуда надо было отправить византийскому императору в качестве заложников, но Баязид-паша, визирь Мехмеда, отказался передать принцев. В результате византийцы решили использовать Мустафу и Джунейда. Мятежники были выпущены на свободу, поскольку византийцы видели в этом возможность вернуть утраченные территории в северной Греции, на побережье Чёрного моря и в Галлиполи. 15 августа 1421 года, после того, как Мустафа принёс торжественные клятвы, что будет повиноваться императору, византийский флот под руководством Димитрия Леонтариса привёз их в Галлиполи. Войска Мустафы и Леонтариса высадились перед городом, где собрались османский гарнизон и местное ополчение. Люди Мурада «не смогли противостоять Джунейду, потому что этот человек был мужественным и более опытным в войне, чем любой тюрк своего времени», они были побеждены и вынуждены укрыться за городскими стенами. Мустафа обратился к гарнизону, убедил многих из них сдаться, и на следующее утро занял город Галлиполи. Оттуда он начал свой поход на Эдирне , а Леонтарис осадил цитадель Галлиполи, которая продолжала сопротивляться .
Многие из удж-беев Румелии, включая Турахана-бея , сыновей Эвреноса и семью Гюмлюоглу, присоединились на этот раз к Мустафе, поскольку Мехмед умер, а Мурад был ещё юн. Претендент быстро распространил свой контроль на большую частью Македонии , включая города Янницу и Серрес , и начал чеканить свои монеты. В ответ Мурад отправил Баязида-пашу с армией из Анатолии. Две армии встретились в Сазлыдере, недалеко от Эдирне. Мустафа выступил перед войском Баязида-паши и показал шрамы, якобы полученные им в битве при Анкаре . Солдаты стали массово переходить на его сторону, и Баязид-паша с братом сдался в плен. Мустафа пощадил его, но, как писал Дука, Джунейд потребовал отдать ему Баязида и собственноручно отрубил визирю голову. При этом он якобы произнёс, что отрезает голову взамен отрезанного у раба Абдуллаха. Брата Баязида-паши, Хамзу-бея , Джунейд «пожалел его из-за его юности» . Мустафа вошёл в Эдирне с триумфом. Когда защитники цитадели Галлиполи узнали об этом, они тоже решили сдаться. Леонтарес хотел занять город как союзник Мустафы, но по словам Дуки, когда Леонтарис готовился войти в Галлиполи, прибыли Джунейд и Мустафа. Они сообщили, что их соглашение недействительно, поскольку они не могут позволить своему народу капитулировать перед неверными. Леонтарис пытался протестовать, но у него не осталось выбора, кроме как собрать своих людей и отправиться в Константинополь, в то время как Мустафа укрепился в цитадели, организовал свой флот и укрепил оборону гавани .
Обманутый Джунейдом, император Мануил отправил посланников Мураду. Он предложил султану перевезти османскую армии в Европу, но потребовал взамен, чтобы Мурад отдал Галлиполи и двух своих младших братьев в качестве заложников — подобно тому, как это делали Мехмед и Сулейман. Мурад отказался принять условия Мануила, но генуэзский губернатор Новой Фокеи, Джованни Адорно, предложил суда для переправки армии Мурада . Также он предоставлял 2000 солдат. Письмо к Мураду от Адорно было написало личным секретарём Адорно, историком Дукой . Мустафа был обеспокоен этой новостью, и Джунейд убедил его, что им нужно первыми переправиться в Анатолию до того, как Мурад успеет перевезти войска в Румелию. По словам Дуки, мотивы Джунейда были чисто личными. Он боялся, что Мустафа с каждым днём всё больше опускается и теряет шанс победить Мурада, поскольку стал проводить время в пиршествах и разврате. Джунейд не хотел, чтобы поражение, если они случится, настигло их в Европе, он боялся быть захваченным византийцами, после предательства в Галлиполи. Поэтому Джунейд стремился как можно скорее вернуться в Анатолию в своё собственное княжество .
В следующем 1422 году Джунейд сопровождал Мустафу в Анатолию. По словам Дуки, их армия насчитывала столько людей, что потребовалось три дня для того, чтобы перебраться в Лампсак . Мурад прибыл со своими войсками из Бурсы. Его люди сломали мост через реку Нилюфер , блокируя продвижение Мустафы . Обе армии встретились в Лопадионе (Улуабат) .
И опять Джунейд пошёл на предательство. Мурад II пообещал ему вернуть Айдын за то, чтобы он разорвал союз с Мустафой . Дука дал подробное описание того, как советники Мурада использовали для переговоров брата Джунейда, Хамзу, который был другом Мурада. Хамза по просьбе султана встретился с Джунейдом и убедил его покинуть союзника. Джунейду было обещано «отдать в наследственное владение Айдын при условии службы одного из его сыновей султану» . Получив обещание султана, Джунейд тайно собрал своих самых близких друзей и членов семьи с семьюдесятью быстрыми лошадьми. Взяв только одежду и столько золота, серебра или других ценностей, сколько можно было унести, они покинули лагерь Мустафы вскоре после наступления темноты и направились к Смирне. По словам Дуки, «за одну ночь они преодолели двухдневный переход». Семья Джунейда прибыла в город на следующий вечер и была встречена жителями . Отступничество Джунейда было всего лишь одним из многих, организованных Мурадом и описанным историком-свидетелем Ашик-паша-заде . Мустафа был оставлен и румелийскими уджбеями и был вынужден бежать. Мурад преследовал его 15 января 1422 года на кораблях, предоставленных Адорно. Мустафа пытался скрыться и убежать в Валахию, но был узнан, схвачен и повешен в Эдирне .
Конец бейлика (1422—1425)
После возвращения Джунейда в Смирну в 1422 году правивший в районе Аясолука Мустафа Айдыноглу (либо сын Умура II и внук Исы-бея , либо потомок четвёртого сына Мехмеда-бея , Сулеймана ) собрал свои силы и выступил против него. Джунейд поспешно начал собирать свою армию. По словам Дуки, Джунейду чрезвычайно помогли жители этого района, которые были «очень воинственными и боевыми друзьями отца Джунейда». Через неделю у него был отряд из более чем двух тысяч человек (четыре тысячи ). Оба войска столкнулись друг с другом в болотистом и лесистом месте под названием Мезавлион. В самом начале битвы Джунейд напал на Мустафу и убил его железной булавой . Потеряв командира, солдаты Мустафы признали своим правителем Джунейда. Власть Джунейда стала неоспоримой, и, быстро захватив свой бывший бейлик, он начинал собирать силы и даже чеканить монеты с надписью «Джунейд бин Ибрахим» .
К 1424 году, разобравшись с проблемами в других регионах, Мурад начал действовать против Джунейда, намереваясь распространить свою власть до Смирны . По словам Дуки, султан отправил Джунейду письмо, требуя, чтобы Джунейд прислал к нему одного из своих сыновей в заложники, как было согласовано ещё в 1422 году в Лопадиуме. Джунейд не отправил сына, а ответил: «Делай, как хочешь, и оставь исход Богу» . Хотя Мурад был занят на Балканах, он назначил Халила Яхши, греческого ренегата, своим командующим в Анатолии. Халил Яхши был зятем Баязида-паши, казнённого по настоянию Джунейда. Армии Баязида-паши и Джунейда встретились на равнине Ахисара . Самый младший сын Джунейда, Курд, возглавил полк, стоявший напротив османских построений. Халил Яхши скомандовал ложное отступление, Курд в погоне попал в окружение и был взят в плен. Его более осторожный отец остался позади и уцелел. Джунейд отступил, а Халил Яхши захватил Аясолук и Тире. Из земель Айдынидов Мурад II образовал санджак, а санджакбеем назначил Халила Яхши. Сына Джунейда, Курда, перевезли в Эдирне, а затем вместе с его дядей Хамзой заключили в тюрьму в Галлиполи . Но Джунейд оставался непокорённым и продолжал свои набеги. Во время одного из них погиб кто-то из близких Халила Яхши (согласно И. Меликофф , это была сестра Яхши, которую Джунейд захватил, а позже казнил , согласно , это был брат Яхши, Синан-бей, погибший в бою ). В конце концов Мурад отправил против Джунейда бейлербея Анатолии, Оруджа-пашу, который захватил Смирну, но Джунейд отступил к крепости Ипсили , на побережье Эгейского моря, напротив острова Самос .
Из Ипсили Джунейд направил посланников в Республику Венеция, ища помощи себе и сыну Мустафе, который сопровождал его, но не получил ответа. Между тем, Орудж-паша умер, и его сменил брат Баязида-паши, Хамза-бей , чью жизнь когда-то Джунейд пощадил. Хамза-бей осадил Ипсили. В 1425 году Джунейд отправился на корабле за помощью к Мехмету-бею Караманиду, но тот дал ему только 500 человек и деньги, не доверяя Джунейду по прошлому опыту и не желая лично участвовать в боях. Неожиданно подойдя по суше с солдатами ночью к осаждающим, Джунейд застал их врасплох и даже временно одержал победу, но на следующий день осаждающие перегруппировались и загнали Джунейда и его людей обратно в крепость. По словам Дуки, даже с воинами из Карамана силы Джунейда насчитывали всего 1000 человек, а армия Хамзы-бея была больше во много раз — у него было 50 000 человек. Ипсили был хорошо укреплён и недоступен с суши, но открыт с моря. Хамза-бей попросил помощи у генуэзцев из Хиоса, и три корабля под командованием некоего «Персиваса Паллавичини» прибыли, чтобы замкнуть кольцо осады с моря. Их прибытие деморализовало гарнизон, и на следующий день отряд из Карамана открыл ворота и покинул крепость. Оставшись без поддержки и опасаясь, что остальные его люди тоже уйдут, Джунейд связался с Халилом Яхши, который возглавлял осаду в отсутствие Хамзы-бея. Джунейд сдал крепость, получив обещание, что его жизнь будут охранять до суда Мурада. Согласно Дуке, Джунейду и его семье Халил Яхши предоставил им шатёр на ночь, но Хамза-бей узнал об этом. Он отправил четырёх человек в шатёр Джунейда, который «громко храпел, потому что он не спал прошлой ночью». Посланники Хамзы, якобы, голову Джунейда размозжили, а его брату, сыну и внукам — отрезали. Однако французский историк И. Меликофф высказала предположение, что заключённые были казнены по приказу не Хамзы-бея, которого Джунейд когда-то пощадил, а Халила Яхши, который мстил за свою сестру. Сообщение об этом оставил Мехмед Нешри. Он писал:
Измироглу вошёл в шатёр Хамзы-бея и увидел там своего сына. Яхши-бей вскочил со своего места, схватил Джунейда за воротник и потащил его в свой шатёр. Там он убил его сына перед его глазами: «Где моя сестра? Ты теперь тоже испытаешь горечь смерти!» С этими словами он отрезал голову Джунейда-бея и отомстил за кровь сестры.
Голову Джунейда доставили Мураду. Когда султан узнал о смерти Джунейда, то приказал казнить Курда и его дядю, Хамзу, которых держали заложниками в Галлиполи .
Личность
Жизнь, полная авантюр, не оставила Джунейду времени на строительство или общение с учёными людьми, хотя есть предположения, что мечеть в Тире была построена во время его правления . От Джунейда осталось несколько записей о создании вакуфов и отчеканенные им монеты .
Дука писал о Джунейде: «храбрый человек, прославленный в войне» , «он был мужественным и более опытным в войне, чем любой тюрк своего времени» ; по словам историка, Джунейд «налетал на своих врагов как орёл на воробьёв» , однако Дука отмечал «хитрость и жадность» Джунейда .
Историк Е. А. Черноусов называл Джунейда «изменявшим всем и каждому, лукавым и пронырливым» . Османист И. Меликофф писала, что Джунейд был «известен своими интригами против османов» . Согласно историку К. Жукову, «В османской истории Джунейд оставил о себе недобрую память. В средневековых хрониках Джунейд Измироглу характеризуется как ловкий и коварный враг османов, человек, стремящийся лишь к собственной выгоде» .
Комментарии
- Мазарис пишет о некоем жителе Византии, ренегате Клавдиоте, которого называет «поросячьим субаши» , что по мнению Е. Захариаду созвучно «субаши Измира». Клавдиот в произведении упоминает о своём проживании на Лесбосе и имеет сына Айтина, перешедшего в ислам. Под именем Айтина может быть выведен Джунейд, правивший Айдыном .
- Идентичность Кара-субаши в данный момент неясна: это был либо отец Джунейда, либо брат Джунейда Хасан-ага, который унаследовал титул своего отца .
- Баязид-паша был албанец.
- поселение Доганбей (Doğanbey), район Сеферихисар (Seferihisar).
Примечания
- ↑ , с. 135.
- , p. 49; , p. 599–600.
- , p. 12.
- .
- , p. 783; , p. 239–240.
- , с. 184.
- , p. 599–600; ; , p. 114; , p. 50; , p. 86; , 1405=808; .
- ↑ , p. 975.
- , p. 37–38, 49.
- ↑ , p. 599–600.
- , p. 101; .
- ↑ , p. 101.
- ↑ , p. 49–50.
- , p. 49.
- ; , p. 83–84.
- ↑ , с. 136.
- , p. 599–600; , p. 114; ; , 1405=808.
- ↑ .
- ↑ , p. 83–84.
- , с. 343.
- , p. 49–50; , p. 83–84.
- , p. 79.
- , с. 135—136; , p. 79–80.
- , p. 599–600; , p. 50, 80, 109.
- , p. 111–123.
- .
- , p. 101–102.
- , p. 50; , p. 85.
- , p. 50; , p. 101–102.
- , p. 85; , p. 102.
- , p. 599–600; .
- , p. 85; .
- ; , p. 102; , p. 114—115; .
- , p. 86; , p. 119.
- , p. 103; , p. 115.
- , p. 599–600; , p. 50; ; , p. 165.
- , с. 135; ; ; , p. 115; , p. 165; , p. 50, 109.
- , p. 86–87; , p. 120.
- , p. 165.
- ; , p. 120.
- , p. 165; , p. 104–105.
- , p. 135–144.
- , p. 599–600; , p. 115; , p. 106; .
- ↑ , p. 151.
- , p. 599–600; , p. 111.
- , p. 26.
- , с. 136; , p. 183–184.
- ↑ , p. 115–116; , p. 163-164.
- , p. 115.
- ↑ , p. 116–117.
- , p. 166.
- , с. 136; , p. 599–600; ; , p. 118—119; , p. 975; ; , p. 115.
- ↑ , с. 34.
- ; .
- , p. 599–600; , p. 123–125; , p. 976.
- ; , с. 136.
- , p. 599–600; , p. 123–125; , p. 976; .
- , p. 711; , p. 133, 136–137; , p. 116.
- , p. 711; , p. 137–143.
- , p. 116; , p. 143–146.
- , p. 146–151; , с. 205.
- ↑ , с. 203.
- , p. 151–152; , с. 136.
- , p. 25.
- , p. 711; , p. 152.
- ↑ , с. 136; .
- , с. 195; , p. 152–156.
- , p. 152–156; , с. 136; .
- , p. 711; , p. 117.
- ↑ , p. 38.
- , p. 117.
- , p. 599–600; , с. 136; , p. 156–157; .
- , p. 165.
- , p. 599–600; , p. 165–167.
- , p. 36.
- , p. 599–600; , p. 166–167; , с. 136; , p. 117.
- , p. 599–600; , с. 136; ; , p. 167; , p. 167–169; , p. 118; , с. 225.
- .
- ; .
- , p. 136–137.
- , с. 186.
Литература
- Жуков К. А. К истории образования Османского государства. Княжество Айдын // Тюркологический сборник 1978. — М. : Наука, 1984. — С. 126—139 .
- Жуков К. А. . — Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1988. — 191 с.
- Мазарис. Пребывание Мазариса в подземном царстве / Перевод С. П. Кондратьева , Предисловие и комментарий Т. М. Соколовой. — Византийский временник . — М. : Издательство АН СССР , 1958. — С. 318—357.
- / ред. Мария Калицин. — София: ОФ, 1984. — 420 с.
- Черноусов Е. // Византийский временник / Под ред. В. Э. Регеля . — СПб. : К. Л. Риккер , 1914. — Т. 21 . — С. 171—221 .
- Тютюнджиев И., Павлов П. Българската държава и османската експанзия 1369—1422. — В. Търново: Слово, 1992. — С. 34—35. — 91 с. (болг.)
- . — (Türkiye Ulu Camileri, ch. 256). (тур.)
- Akın Himmet. (тур.) // Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi Dergisi. — An. : Ankara Üniversitesi , 1947. — C. 5 , num. 1 . — S. 103—108 . — ISSN .
- Başaran M. Tire’de Bulunan Camiler, Temuttuat Defterlerine Göre Görevliler ve Mal Varlıkları (тур.) // Çağdaş Türkiye Tarihi Araştırmaları Dergisi. — Buca/İzmir: Dokuz Eylül Üniversitesi , 1998. — Num. 3 . — S. 359—379 . — ISSN . (тур.)
- Danismend I. H. . — İs. : İnceleme Kitapları, 1947. — 550 S. (тур.)
- Doukas. / edited and translated by Harry Magoulias. — Detroit: Wayne State University Press , 1975. — 360 p. — ISBN 978-0-814-31540-8 . (англ.)
- Ducas. . — München: Weber, 1834. — 695 p. (лат.)
- Emecen F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1993. — C. 8 . — S. 122 . (тур.)
- Erek Üstün. (тур.) // Anadolu Nümismatik Bülteni. — 2008. — Num. 6 . — S. 22—25 . (тур.)
- Eyice Semavi . (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — C. 15 . — S. 507—508 . (тур.)
- . — Cambr. : Cambridge University Press , 1979. — ISBN 978-052122086-6 . (англ.)
- Hammer-Purgstall, Joseph von ; Hellert, J.-J. . — P. : Bellizard Barthès, Dufour & Lowell, 1835. — Vol. 2. — 530 p. (фр.)
- İnalcık H. Meḥemmed I // Encyclopaedia of Islam, New Edition / Bosworth, C. E. ; van Donzel, E. ; Pellat, Ch. . — Leiden: E.J. Brill , 1991. — Vol. VI: Mahk–Mid. — P. 973–978. — ISBN 90-04-08112-7 . (англ.)
- Kastritsis Dimitris J. . — Leiden: BRILL, 2007. — 275 p. — ISBN 90-041-5836-7 . (англ.)
- Heywood C. J. Muṣṭafā Čelebi, Düzme // Encyclopaedia of Islam, New Edition / Bosworth, C. E.; van Donzel, E.; Pellat, Ch. — Leiden: E.J. Brill, 1993. — Vol. VII: Mif–Naz. — P. 710–712. — ISBN 90-04-09419-9 . (англ.)
- Mélikoff I. Aydi̊̊n-Og̲h̲lu // Encyclopaedia of Islam, New Edition / Gibb, H. A. R. ; Kramers, J. H. ; Lévi-Provençal, E. ; ; Lewis, B. ; Pellat, Ch. — Leiden: E.J. Brill, 1960. — Vol. I: A–B. — P. 783. — ISBN 90-04-08114-3 . (англ.)
- Mélikoff I. D̲j̲unayd // The Encyclopaedia of Islam, New Edition / Lewis, B.; Pellat, Ch.; Schacht, J. — Leiden: E.J. Brill, 1965. — Vol. II: C–G. — P. 599–600. — ISBN 90-04-07026-5 . (англ.)
- Merçil E. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — C. 4 . — S. 239—241 . (тур.)
- . — An. : Kitap Kağıdı, 2012. — 288 S. — ISBN 978-60-5-081297-8 . (тур.)
- Özdoğan Nimet. . — Bursa: Uludağ Üniversitesi, 2010. (тур.)
- Uzunçarşılı İ. H. Aydın oğullari // . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1969. — S. 104—120. — 372 S. (тур.)
- Zachariadou E. A. // Oxford Dictionary of Byzantium / ed. by Alexander Kazhdan . — Oxford and New York: Oxford University Press , 1991. — P. 239–240. — ISBN 0-19-504652-8 . (англ.)
- Zachariadou E. A. . — Venice: Istituto Ellenico di Studi Bizantini e Post-bizantini di Venezia, 1983. — (Library of the Hellenic Institute of Byzantine and Post-Byzantine Studies; no. 11). (англ.)
- 2021-07-06
- 1