Жертвоприношения ацтеков
- 1 year ago
- 0
- 0
Семья́ ацте́ков — это организованная социальная группа ацтекского общества, связанная кровным родством или брачными узами . Как правило, семья была полигамной ( полигиния ), так как мужчина мог иметь более одной жены . Семья ацтеков создаётся только через заключение брака с проведением соответствующих обрядов и гаданий . Сожительницы ( наложницы ) в семью не входят, несмотря на то, что выполняется критерий совместного проживания, а иногда и наличия общих детей. Семейные отношения, процессы бракосочетания и развода , имущественные вопросы, связанные с семьёй, и вопрос о ребёнке регламентировались законом , граничащим с традициями ацтеков.
Структура семьи ацтеков предполагает её деление на категории по ряду признаков. Две крупные разновидности семьи относительно конкретно взятого человека: кровные родственники — родители ( мать , отец ), дети , братья , сёстры , дяди , тёти , двоюродные и троюродные родственники; некровные родственники — жена, кровные родственники жены. Юридически к родственникам относили усыновителей (удочерителей) и усыновлённых (удочерённых).
Полигамия — это естественная необходимость ацтеков, поскольку частые войны требовали быстрого восстановления человеческого потенциала Теночтитлана . Рождение детей было приоритетной задачей. Таким образом, один мужчина мог иметь несколько жён (обычно столько, сколько мог содержать) и наложниц.
В ацтекском обществе наибольшими правами пользовались мужчины, что, однако, не означает абсолютной бесправности женщин. Будучи главой семьи, муж не являлся повелителем — его прямой обязанностью было содержать семью. Жёны мужа, в свою очередь, также имели разный набор прав и обязанностей в зависимости от старшинства: первая жена называлась старшей, а её дети имели непосредственное право наследования привилегий и имущества. Среди детей старшей жены наибольший авторитет и право на наследство имел всегда первенец. На него составлялось завещание , в котором отмечался факт передачи первому ребёнку всего движимого и недвижимого имущества. В особых случаях решением семейных споров по вопросам наследования занимался суд .
Разность правового статуса мужчины и женщины в семье ацтеков усматривается в том, что мужчины имели возможность вступать в брак с несколькими женщинами, вступать в половую связь с девушками и женщинами, не являющимися их жёнами (за исключением уже замужних женщин). Роль мужчины в обществе, тем самым, была более значимой. Возраст вступления в брак для мужчин определялся тем, насколько он подготовлен к предстоящим трудностям жизни (обычно — в 20 и более лет). Женщины выходили замуж намного раньше.
В то же время, некоторые основные права, регламентируемые законом и моралью , были разделены поровну между мужчиной и женщиной. И те, и другие имели право на развод и последующее повторное вступление в брак. Бракоразводный процесс был добровольным. Мужчины могли быть инициаторами развода в случаях, если женщина была бесплодна , не исполняла своих домашних обязанностей или вела непристойный образ жизни. Женщина подавала на развод, если муж избивал её, не участвовал в семейной жизни (в первую очередь — не обеспечивал семью). Доказательство вины одной из сторон на судебном процессе позволяло заявить свои претензии другой стороне на часть имущества (обычно — половину). Передел детей был традиционно недолгим: мальчики до трёх лет и девочки оставались с матерью, а мальчики, достигшие трёхлетнего возраста, — с отцом. Повторное вступление женщины в брак было возможно после достижения её детьми трёхлетнего возраста, и объясняется это тем, что кормление грудью продолжается все первые три года после рождения, а новая беременность не позволила бы этого делать.
Наложницы, то есть женщины, которые не прошли брачную церемонию, но жили с мужчиной как сожительницы или сексуальные партнёры , имели особый статус. В случае рождения ребёнка от наложницы мужчина был вынужден признать факт отцовства , но по истечении года с момента его рождения, чтобы иметь на него права, мужчина должен был взять в жёны свою наложницу. В обратном случае она уходила к родителям.
Процедура бракосочетания — от выбора претендентов и сватовства до брачной ночи — представляла собой традиционную серию обрядов, сопровождаемую вмешательством жрецов .
Выбор невесты для своего сына осуществлял отец. Сперва её выбирали при помощи жрецов-астрологов, которые производили расчёты и предсказывали предполагаемую кандидатуру. Опираясь на мнение жрецов, отец отправлял стариков семейства к отцу невесты свататься с дарами, но, по традиции, первый раз отец невесты отказывал. Во второй раз он принимал дары, и семьи обсуждали предстоящее бракосочетание.
В день свадьбы устраивалось пышное застолье. Невесту переносили через порог свахи и усаживали её рядом с женихом . Каждый, кто присутствовал на церемонии, говорил свои наставления и напутствия в адрес молодожёнов. После основной части торжества устраивалась пьянка: все, кроме жениха и невесты, пили алкогольный напиток пульке . После окончания гуляний молодожёны уединялись на несколько дней.
Рождение ребёнка в семье ацтеков было особым праздником, в честь которого устраивались четырёхдневные пиры. Женщина во время родов принимала отвар из трав. Её чтили как воина , считая, что родовые муки сопоставимы с муками воина на поле боя. Повивальная бабка помогала при родах, говоря ободряющие слова, а после родов пеленала младенца.
Рождение мальчика сопровождалось символическим обрядом посвящения в воины: ему вкладывали в руки игрушечное миниатюрное оружие и помогали им управлять. Девочкам давали прядильные инструменты. Каждому ребёнку выбиралось особое имя , значение которого связывалось с днём его рождения , в честь известного предка или какого-то события.