Interested Article - Камень Солнца
- 2020-04-21
- 2
Камень Солнца ( исп. Piedra del Sol ), также ошибочно называемый ацтекским календарём , — монолитный базальтовый диск с символическим изображением ацтекской космогонии и солнечного культа.
Монумент имеет 3,60 м в диаметре и 1,22 м в толщину и весит 24 тонны , в настоящее время находится в экспозиции Национального музея антропологии , Мехико .
Вероятно, представляет собой ритуальный сосуд куаушикалли или алтарь для жертвоприношений темалакатль, изготовление которого не было закончено из-за глубокого разлома. Однако, несмотря на это, камень, скорее всего, использовался во время церемонии тлакашипеуалистли .
C другой стороны, на языке науатль камень назывался «Оллин Тонатиу» («движение Тонатиу » или «обращение Солнца»), что свидетельствует о геоцентрических взглядах ацтеков, характерных для космологических систем древних народов . Также содержит пиктографическое изображение ацтекских представлений о времени.
История
Камень Солнца — один из старейших памятников ацтекской культуры, датируемый примерно 1479 годом. Он находился в одном из храмов Темпло Майор и до обнаружения в 2006 году монолита Тлальтекутли , Камень Солнца считался крупнейшим из найденных в Темпло Майор.
После завоевания Мексики испанцами камень оказался погребен под землей, где и оставался сокрытым до 17 декабря 1790 года, когда был найден на площади Сокало в центре Мехико , в тот же год и почти в том же месте, что и статуя Коатликуэ . Первым исследователем камня был учёный Антонио де Леон-и-Гама , называемый отцом мексиканской археологии. В настоящее время камень занимает почетное место в ацтекском зале Национального музея антропологии , его изображение стало одним из символов ацтекской культуры и известно во всем мире.
Описание и объяснение
На диске в краткой символической форме представлена ацтекская космология. По воззрениям ацтеков, до нашей вселенной существовали и погибли ещё четыре вселенные. В настоящее время мы живем в пятой эре (Четыре Землетрясение), верховным солнцем которой является бог Тонатиу . В его честь следует регулярно приносить человеческие жертвы, дабы не допустить гибели мира.
Центральный диск
В центре диска находится лицо солнечного бога Тонатиу с двумя руками-лапами в браслетах, с глазами и бровями, так как ничто не может скрыться от его взгляда. В каждой руке он держит человеческое сердце, его язык изображен в виде кремнёвого ножа, что символизирует необходимость жертвоприношений для непрерывности движения солнца.
Четыре эры
Четыре квадрата, окружающие божество, олицетворяют четыре солнца — четыре эры, предшествовавшие теперешнему Пятому солнцу.
- В верхнем правом квадрате изображена первая эра Четыре Ягуар , которая закончилась истреблением людей чудовищными ягуарами, появившимся из недр земли. Представляет стихию земли.
- Слева находится эра Четыре Ветер , в конце которой налетели ураганы, а люди превратились в обезьян. Представляет стихию воздуха.
- Под ней изображена эра Четыре Дождь , которая погибла в огненном дожде. Представляет стихию огня.
- В нижнем правом квадрате находится эра Четыре Вода , закончившаяся тем, что мир был затоплен и люди превратились в рыб. Представляет стихию воды.
Стороны света
Кроме того, на центральном диске между эрами изображены знаки сторон света: север со знаком Один Кремень ; юг со знаком Один Дождь ; восток с царским венцом и запад со знаком Семь Обезьяна . Указывающий на восток — место рождения солнца — венец и знак кремня символизируют верховную власть Теночтитлана и дату рождения Уицилопочтли , бога-покровителя ацтеков .
Первое кольцо
Следующее кольцо представляет символическое изображение ацтекского календаря , состоявшего из двух параллельных: священного и гражданского. Против часовой стрелки расположены пиктограммы двадцати дней священного календаря. Эти двадцать дней в комбинации с тринадцатью числами формировали ритуальный 260-дневный год ( тональпоуалли ). Также добавлены пять точек, обозначающие пять дополнительных дней по гражданскому календарю (шиупоуалли), который состоял из 18 периодов по 20 дней. Таким образом, в итоге получается 365-дневный гражданский год.
Названия дней (против часовой стрелки):
- Сипактли — Крокодил
- Ээкатль — Ветер
- Калли — Дом
- Куэцпаллин — Ящерица
- Коатль — Змея
- Микистли — Череп
- Масатль — Олень
- Точтли — Кролик
- Атль — Вода
- Ицкинтли — Собака
- Осоматли — Обезьяна
- Малиналли — Трава
- Акатль — Тростник
- Оцелотль — Ягуар
- Куаутли — Орел
- Коскакуаутли — Стервятник
- Оллин — Движение
- Текпатль — Кремнёвый нож
- Киауитль — Дождь
- Шочитль — Цветок
Второе кольцо
Второе кольцо состоит из квадратов с пятью точками, которые, видимо, символизируют пять дней недели. Кроме того, восемь углов делят камень на восемь частей. Считается, что это солнечные лучи, указывающие в направлении сторон света.
Третье кольцо
На внешнем кольце камень опоясывают две огненные змеи лицом друг к другу (внизу). У одной лицо наполовину чёрное, у другой красное, что символизирует дуальность — вечную смену дня и ночи. Позади змеиных голов когтистые лапы с глазами, повторяющие руки-лапы Тонатиу на центральном диске. Их тела разделены на отрезки, которые, возможно, олицетворяют 52-летний цикл.
В верхней части диска между хвостами змей находится квадрат, внутри которого вырезана дата 13 Акатль (13 Тростник). Считается, что эта дата соответствует 1479 году, когда была закончена работа над монолитом, а именно во время правления Ашаякатля, по приказу которого он и был изваян.
По самому краю камня вырезаны восемь отверстий, удаленных друг от друга на равные расстояния. Возможно, что Камень Солнца также служил в качестве солнечных часов : в отверстия могли вставляться палки, тень от которых падала на символы диска и таким образом отмечала время суток.
Примечания
- Aztecs:Reign of Blood & Splendor. Virginia:Time Life, 1992.
- Евсюков В. В. Мифы о вселенной.— Новосибирск: Наука, 1988. от 27 февраля 2009 на Wayback Machine
- Однако в , вместо Тонатиу изображен Шиутекутли .
- Enrique Florescano, Raul Velazquez, Memoria mexicana, Fondo de Cultura Economica, 2002. ISBN 968-16-6526-0 , 9789681665265. Стр. 112.
Литература
- Antonio Lorenzo, Uso e interpretación del calendario azteca , Miguel Angel Porrúa, S.A. — 1979 México D.F.
- León y Gama, Antonio de. Descripción histórica y cronológica de las dos piedras: que con ocasión del empedrado que se está formando en la plaza Pricipal de México, se hallaron en ella el año de 1790. Impr. de F. de Zúñiga y Ontiveros, 1792.
- Нерсесов Я. Н. Мифы Центральной и Южной Америки. — М.: Астрель, 2004. — 463 с. С. 160.
Ссылки
- , поэма Октавио Паса
- 2020-04-21
- 2