Архиепископ Кентерберийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Феодор Кентерберийский ( лат. Theodorus Cantuariensis , Феодор Тарсийский , лат. Theodorus Tarsiensis , англ. Theodore of Tarsus ; ок. 620 , Тарсус — 19 сентября 690 , Кентербери ) — архиепископ Кентерберийский , первый английский епископ, возведённый в достоинство примаса Англии. Святой Католической и Англиканской церквей, память совершается 19 сентября .
Феодор родился в городе Тарсус , образование получил в Афинах , где изучал церковную и светскую литературу, а затем переехал в Рим , где долгое время жил в одном из монастырей. В 668 году король Нортумбрии Освиу и король Кента Эгберт обратились к папе Виталию с просьбой назначить архиепископа Кентерберийского. Папой на эту кафедру был выбран Феодор . К этому моменту Феодор не имел церковного сана, его сначала рукоположили в субдиаконы , а затем « четыре месяца ждал, пока у него отрастут волосы, чтобы принять тонзуру в форме короны » . Епископская хиротония Феодора состоялась 26 марта 668 года и он вместе с Адрианом (аббат Нериды, Италия ) и Бенедиктом Бископом (впоследствии аббат Виамаута и Джарроу в Дареме ) отправился в Англию. Некоторое время он прожил в Париже , чтобы познакомиться с языком и обычаями англосаксов [ источник не указан 469 дней ] . В 669 году он достиг Кентербери .
Первыми действиями Феодора стало решение вопроса о епископских кафедрах: многие из них были вакантны, а другие же нуждались в разделении. В 672 году им был созван церковный собор в Хертфорде, ставший первый общим собором английской церкви. На данном соборе вопрос о епархиях решён не был, основным решением собора стало определение даты Пасхи по римской традиции — в первый воскресный день после 14 марта . Также епископам было запрещено вмешиваться в дела чужих епархий, был установлен приоритет церковного брака . Феодором были основаны первые в Англии монастырские школы: в Доруверне, Эбораке и монастырях Уирмут и Джарроу (в последней учился и преподавал Беда Достопочтенный ).
Пребывание Феодора на кентерберийской кафедре сопровождалось конфликтами в отношении его идей увеличения числа епископов. В 679 году епископ Вильфрид , изгнанный с Йоркской кафедры (она была разделена Феодором на три епархии), обратился с апелляцией к церковному собору в Риме. Папа Агафон определил, чтобы в Англии было 12 епископских кафедр и из них одна архиепископская . Действия Феодора по умножению епископских кафедр были признаны неканоническими и рукоположённых им епископов решено было низложить. Однако когда Вильфрид вернулся в Англию, то он был арестован королём, поддерживавшим политику Феодора. Через некоторое время Вильфрид был освобождён, но был вынужден удалится в Сассекс и примерился с Феодором только перед его смертью.
Феодор известен своей борьбой с евтихианами и монофизитами , мероприятиями по укреплению дисциплины духовенства, распространением светского и церковного образования. Сохранилось его сочинение « Liber Penitentialis » — собрание канонов для определения времени публичных покаяний, являющиеся один из самых ранних английских источников церковного права. В этом сочинении Феодор попытался адаптировать нормы греческой церкви и римской практики к особенностям страны . В нём он проявил себя как противник традиционных языческих верований, в частности его сборник содержит пункты, проклинающие тех, кто вызывает демонов и таким образом заставляет погоду меняться (« si quis emissor tempestatis merit ») .
Проводившаяся Феодором политика централизации английской церкви при главенстве архиепископа Кентерберийского в тесном союзе со светской властью была высоко оценена потомками. Так Беда Достопочтенный отмечает, что « он так много сделал для англо-саксонской церкви, как никто до него, равно и преемники его не могли с ним сравняться » .