Архиепископ Кентерберийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Уильям Темпл ( англ. William Temple , 15 октября 1881 , Эксетер — 26 октября 1944 , Кент ) — 98-й архиепископ Кентерберийский, лидер экуменического движения , реформ в системах образования и трудовых отношений.
Сын 95-го архиепископа Кентерберийского (в 1896—1902 годах) Фредерика Темпла (1821—1902) и Беатрис Бланш Ласеллес ( англ. Beatrice Blanche Lascelles ; 1845—1915), дочери ( ), сына 2-го графа Харвуда .
Учился сначала в школе Рэгби , затем в колледже Баллиол Оксфордского университета . В этот период состоял президентом ( ), но получил известность в большей степени благодаря своему эссе о творчестве Роберта Браунинга , прочитанному в Баллиольском обществе.
В 1904—1910 годах преподавал философию в Куинз-колледже Оксфордского университета. Формально его курс посвящён «Государству» Платона , на деле он излагал студентам свой взгляд на ряд проблем античного и христианского мировоззрения. В эти же годы он сблизился со ( ), заявлял о своих социалистических убеждениях, его избирают президентом ( ), которую он впоследствии возглавлял до 1924 года.
В 1909 году рукоположён в священника. Будучи директором ( ) в 1910—1914 годах и ректором на площади Пикадилли в Лондоне ( ), в 1915—1918 годах, редактировал газету «Challenge»; в 1916 году являлся секретарём Национальной миссии покаяния и надежды ( англ. National Mission of Repentance and Hope ), стал лидером ( англ. Life and Liberty ), стремившегося к большей независимости Церкви Англии от государства. Затем Темпл занимал должность каноника Вестминстерского аббатства (1919—1921). Сочувственное отношение Темпла к рабочему движению приводит его в ряды Лейбористской партии (1918—1925). Человек энергичный и обладающий способностью никогда не расставаться с пером, Темпл в ночь накануне собственной свадьбы в 1916 году завершил свой крупнейший философский труд «Mens Creatrix» («Творческий разум»), изданный в 1917 году.
В 1921—1929 годах занимал кафедру . В 1924 годах председательствовал на межцерковной Конференции по христианской политике, экономике и гражданству в Бирмингеме ( англ. Conference on Christian Politics, Economics, and Citizenship ), в 1925 году стал председателем Комиссии христианской доктрины, избираемой епископами (и возглавлял её до завершения работ в 1937 году), в 1926 году произвёл важную административную реформу, выделив из своего диоцеза ( ), в том же году безуспешно пытался содействовать прекращению забастовки шахтёров. В 1927 году Темпл представлял англикан на первой экуменической конференции « » в Лозанне . В 1928 году участвовал в конференции Международного миссионерского совета ( англ. International Missionary Council ) в Иерусалиме .
В 1929—1942 годах занимал кафедру архиепископа Йоркского . В эти годы писал несколько книг, в том числе «Природа, Человек и Бог» ( Nature, Man and God , 1934), «Люди без работы» ( Men without Work , 1938), а также работы, основанные на материалах его Гиффордских лекций ( ), прочитанных в Глазго в 1932—1934 годах: «Лекции по Евангелию от Иоанна» ( Readings in St John’s Gospel , 1939 и 1940), «Христианство и общественное устройство» ( Christianity and Social Order , 1942). С 1929 года до самого начала Второй мировой войны председательствовал на ежегодных заседаниях Комитета веры и церковного устройства в разных странах Европы, с середины 1930-х годов активно поддерживал идею создания Всемирного совета церквей , в том числе на двух конференциях 1937 года: «Жизнь и работа» ( Life and Work ) в Оксфорде и «Вера и церковное устройство» в Эдинбурге, а в 1938 году в Утрехте был избран председателем временного комитета Всемирного совета. Сохраняя прежний интерес к решению социальных проблем, добился созыва в январе 1941 году Мальвернской конференции ( Malvern conference ) для обсуждения проблем отношений между церковью и обществом.
Предшественник | Начало периода | Епископские кафедры Уильяма Темпла | Конец периода | Преемник |
---|---|---|---|---|
Эдмунд Нокс ( ) | 1921 | 1929 | ( ) | |
Космо Гордон Лэнг | 1929 | Архиепископ Йоркский | 1942 | ( ) |
Интронизирован 23 апреля 1942 года в Кентерберийском соборе , впоследствии проводил большую часть своего времени в Кентербери , поскольку Ламбетский дворец сильно пострадал от воздушных налётов. В сентябре 1942 года Темпл стал президентом Британского совета церквей (ныне организация , ).
Вместе с американцем Джоном Моттом Уильям Темпл стоял у истоков современного экуменического движения и проделал большую подготовительную работу по созданию Всемирного совета церквей , преодолевая на этом пути традиционные предрассудки и встречая сопротивление видных клириков Англиканской церкви (например — ), но не дожил до возникновения этой организации в 1948 году .
Использовал своё влияние в Британском парламенте и в околопарламентских кругах для привлечения различных церквей страны к поддержке ( ). Единственная книга, изданная Темплом в этот период — «Церковь смотрит вперед» ( англ. Church Looks Forward , 1944), представляет собой сборник проповедей и речей, с которыми он выступает во время многочисленных поездок по стране.
Умер в должности архиепископа Кентерберийского 26 октября 1944 года в Уэстгейт-он-Си, куда был перевезён в связи с приступом подагры, кремирован через пять дней, похоронен при Кентерберийском соборе поблизости от могилы своего отца.
24 июня 1916 года Темпл женился на Фрэнсис Гертруде Экланд Энсон ( англ. Frances Gertrude Acland Anson ; 1890—1984), дочери Фредерика Энсона и внучке сэра Томаса Экланда, друга отца Темпла. Детей у супругов не было.
Теологические убеждения Темпла описываются как гегельянский идеализм, утверждающий связи между церковью и государством и таким образом признающий необходимость высказывания христианской позиции в общественных проблемах и экономической политике.