Interested Article - Эшрефогуллары
- 2020-09-11
- 1
Эшрефогуллары ( осман. اشرف اوغللری ) — тюркский бейлик ( эмират , княжество ) в районе городов Бейшехир и и одноимённая династия, правившая им в период между примерно 1284 и 1326 годами. Своим названием бейлик и династия обязаны отцу основателя династии — Эшрефу.
Эшреф и его сын, Сулейман , были сельджукскими удж-беями на западных границах во второй половине XIII-го века. Сулейман был первым достоверно известным правителем бейлика. Некоторое время Сулейман был наибом при сыновьях султана Кей-Хосрова III . При содействии монголов Масуд II захватил власть в Конийском султанате , после чего Сулейман удалился в Бейшехир. Сулейман умер в 1302 году. Ему наследовал его старший сын Мубаризеддин Мехмед-бей , который добавил к бейлику города Акшехир и Болвадин. Наследником Мехмеда был его сын Сулейман II . В 1326 году бейлик был разорён , а Сулейман жестоко убит.
На этом история бейлика и династии окончилась. После бегства Тимурташа их земли были захвачены Хамидидами и Караманидами .
История
Основание бейлика. Эшреф и Сулейман
Отцом Сулеймана был Эшреф-бей, о котором практически нет сведений. Возможно, Эшреф-бей был субаши (офицер охраны) во дворце Кубадабад, построенном Алаэддином Кей-Кубадом I на озере Бейшехир как летняя резиденция султанов . Сулейман был одним из сельджукских эмиров во время правления Гиясюддина Кей-Хосрова III (1264—1283) . Бейшехир и его окрестности были пожалованы ему как икта или удж . Скорее всего, именно Сулейман был основателем бейлика . Первой столицей бейлика был Гаргорум, а затем Сулейман построил город Бейшехир (или Сулейманшехир) на берегу озера .
С 1277 года Сулейман-бей вёл активную захватническую политику. В союзе с Караманидами и Ментеше он нападал на Кайсери , Конью , Акшехир . Это привело к рейду Конкуртая, брата ильхана Текудера (1282—1284), по бейликам Караманидов и Эшрефидов . Конкуртай устроил массовую резню мирного населения, а оставшихся в живых женщин и детей захватил и продал в рабство . Это разорение земель было с гневом описано мамлюкским султаном в письме Текудеру, после чего в январе 1284 года Текудер отозвал Конкуртая и казнил его .
В 1284 году, когда Аргун-хан выделил восточную часть Конийского султаната со столицей в Кайсери Масуду II , а западную часть со столицей в Конье — двум сыновьям Кей-Хосрова III , мать Кей-Хосрова III назначила наибом (регентом) Эшрефоглу Сулеймана, а бейлербеем Коньи Караманоглу Гюнери . Однако визирь Масуда, Сахиб Ата , двинулся во главе армии на Конью, и Эшрефоглу Сулейман отступил к своей столице, Горгоруму (близ Бейшехира) . В 1285 году, благодаря усилиям Масуда и его визиря Сахиб Ата, сыновья Кей-Хосрова были схвачены, отправлены к Аргун-хану, который их казнил . Сулейман и Гюнери явились к Масуду II и заверили султана в своей лояльности, после чего получили разрешение вернуться домой . После этой встречи Сулейман переместил свой центр из Горгорума в Бейшехир, где он построил крепость . Сам город был назван «Сулейманшехир» (город Сулеймана) . В 1289 году в Бейшехир прибыл брат Масуда, Рукнеддин, которого Сулейман пленил, желая использовать в своих целях. Но из-за вмешательства Гюнери-бея Сулейман освободил Рукнеддина. Источники описывают различные версии событий .
К этому времени государство сельджуков ослабло, и Сулейман-бей постоянно воевал, то со своими соседями, то с сельджукскими эмирами городов . В этот же период Гюнери-бей взял Ларинду . Летом 1289 года брат Аргун-хана , Гайхату , лично появился в Конье для подавления мятежных беев. Гюнери и Сулейман приехали в Конью, чтобы принести оммаж Масуду . Однако после возвращения Гайхату в Иран и смерти Аргун-хана в 1290 году беи опять активизировались. Поскольку султан Масуд жил в Кайсери, а Конья осталась без правителя, Караманиды и Эшрефогуллары постоянно совершали рейды в её окрестностях. Гайхату ещё раз прибыл в Анатолию и прошёл через территории бейликов, разоряя их . Были разорены земли до Ладика и бейлика Ментеше . Но, несмотря на тяжёлые потери после набега Гайхату, и Эшрефогуллары, и Караманогуллары возобновили свою активность сразу после отъезда ильхана .
Когда Гайхату возвращался в Тебриз через Кайсери в 1292 году, он послал армию во главе с султаном Масудом II против Рукнеддина Кылыч-Арслана, который восстал, желая захватить власть. Гюнери-бей, воспользовавшись конфликтом Масуда и Рукнеддина Кылыч-Арслана в 1292 году, напал на Конью, а Сулейман захватил крепость Гевеле с её окрестностями. Но, боясь гнева Гейхату, в ноябре 1292 года он покинул этот замок, проведя в нём сорок дней, и вернулся с добычей в Бейшехир .
В период с 1295 по 1299 годы Сулейман сначала поддержал восстания Байджу , а затем Суламиша, однако каждый раз отступался, стоило восставшему потерпеть неудачу. Было очевидно, что власть сельджукского султана уже не так сильна как прежде . В этот период, вероятно, в 1299 или 1300 году, воспользовавшись нестабильностью государства сельджуков, Эшрефоглу Сулейман (как и другие беи) объявил о своей независимости . Сулейман чеканил в своей столице, Сулейманшехире, серебряные монеты: в 1297 году от имени Масуда II и в 1297 и 1300 годах от имени Алааддина Кей-Кубада III . За годы правления он расширил границы княжества от Бейшехира и региона Горгорум до Сейдишехира и Бозкира на юге и Доджанхисара и Чаркикаранаджача на севере .
Сулейман умер 27 августа 1302 (2 Мухаррама 702) года и был похоронен рядом с гробницей мечети Эшрефоглу, которую построил в Бейшехире . Вместе с Сулейманом захоронены его жена и младший сын Эшреф . После смерти Сулеймана правителем стал его старший сын Мехмед-бей .
Мехмед
При жизни отца Мехмед упоминался только в его вакуфном документе, написанном незадолго до смерти последнего . Поскольку Мехмед был старшим сыном Сулеймана, то после смерти отца он унаследовал бейлик . Мехмед продолжил захватническую деятельность отца и осуществлял набеги чтобы расширить территорию своего бейлика . Он выбрал основным направлением удара север, но через некоторое время ему пришлось уступить захваченные районы Дюндару-бею Хамидиду . После смерти ильхана Газан-хана к власти пришёл его сын Олджейту (1304—1316), который послал в Анатолию своего дядю Иринчина чтобы подавить беспорядки . Реакцией на жестокость Иринчина в Анатолии стали восстания . Провал кампании Олджейту против мамлюков в 1312 году подтолкнул Караманидов, других уджбеев и Эшрефоглу Мехмеда бея. Караманоглу Яхши-Бей вторгся в Конью, а Эшрефоглу Мехмед-Бей вторгся в Илгын и Акшехир. Захватив Акшехир, Мехмед-бей приказал построить мечеть и передал управление этим городом Камереддину Наибу . Олджейту назначил бейлербеем Анатолии эмира Чобана и послал его с войском для приведения провинции к покорности. В 1314 году эмир Чобан прибыл в Карабюк (между Сивасом и Эрзинджаном) и вызвал всех туркменских беев, восставших против Хулагуидов , засвидетельствовать лояльность . Мехмед Эшрефоглу, как и другие беи, отправился в Каранбюк и принёс клятву верности, после чего получил разрешение вернуться в Бейшехир . В 1316 году Олджейту умер и его сменил его сын Абу Саид Бахадур . Эмир Чобан взял в свои руки власть и в 1318 году сделал бейлербеем Анатолии своего сына . Как и другие туркменские беи, Мехмед-бей не признал власть Тимурташа . Мехмед-бей умер после 1320 года, его сменил его сын Сулейман-бей II .
Уничтожение бейлика
Царствование Сулеймана-бея совпало со временем рейдов Тимурташа против беев . Отняв у Караманидов Конью, Тимурташ стал действовать независимо от ильхана. Он отчеканил от своего имени монеты, сделал заявление, что он Махди и объявил о своей независимости и суверенитете в 1322 году. Беям, не желавшим ему подчиняться, он угрожал уничтожением . Сулейман, Дюндар и другие туркменские беи, которым угрожал Тимурташ, пожаловались его отцу, эмиру Чобану, и Абу Саиду Бахадуру-хану . В 1324 году Чобану удалось примирить сына и ильхана, после чего Тимурташ вернулся в Анатолию с прежним титулом бейлербея и решил уничтожить тех беев, которые жаловались на него в Тебриз. Не сумев захватить Караманидов , он направил удар против Сулеймана .
Вскоре (в 1326 году) Тимурташ захватил Бейшехир, взял Сулеймана в плен и жестоко расправился с ним . Со смертью Сулеймана прекратил существование и бейлик. После бегства Тимурташа в Египет Бейшехир, Сейдишехир и Акшехир были в 1328 году захвачены Хамидидами , а другие земли были поделены между бейликами Сахиб-Атаогуллары и Караманогуллары .
Всего бейлик существовал 40 лет . В Бейшехире есть надпись на медресе, датируемая 1369 годом, из которой следует, что медресе было построено эмиром Исмаилом б. Халилом. Тот же Исмаил построил в 1373/74 году фонтан . Исмаил умер в 1378 году и похоронен в Бейшехире . Исмаил Ага, возможно, был членом династии Эшрефидов, который после ликвидации бейлика перешёл на службу к Караманидам .
Культура
Мубаризуддин Мехмеда-бей принимал учёных и поэтов в своём дворце и оказывал им поддержку . Для Мехмеда-бея Шамседдин Мухаммад Туштари написал на арабском языке философский труд . Один из выдающихся учёных и известных поэтов своего времени, Джемаледдин Мевлана Ахмед ал-Тирази, находился под покровительством Мехмеда-бея . В 1320 году на одном из островов в озере Бейшехир, предположительно на острове «Мада», Кемаледдином из Коньи был написан «Такариру’л-Мунасиб» (список государственных назначений) .
Внук Джелаледдина Руми Улу Ариф Челеби распространял философию Мевлеви среди вновь образованных бейликов. Он часто посещал земли Мехмеда-бея, который глубоко интересовался философией Мевлеви и оказал Улу Арифу большую помощь . Сам Мехмед-бей и его сын Сулейман-Шах вошли в орден Мевлеви .
Строительство
Эшрефогуллары придавали большое значение строительству . Сулейман-бей построил большое число зданий в Ичеришехире (внутренний город Бейшехира):
В мае 1290 года было завершено строительство крепости .
В 1297-99 годах была построена мечеть Эшрефоглу, уникальная по богатству деревянной резьбы. Главная двухстворчатая 10-метровая входная дверь на северной стороне является одним из самых красивых образцов искусства сельджукской резьбы. Мечеть называется шедевром сельджукской архитектуры, одним из изысканнейших зданий в Бейшехире, одним из лучших образцов анатолийского искусства сельджуков, одним из изысканных произведений турецкой архитектуры .
Были построены хаммам Эшрефоглу из двух разных секций для мужчин и женщин, базар с 31 магазином напротив мечети Эшрефоглу, хан Эшрефоглу площадью 116 квадратных метров, окружённый прочными стенами, покрытый шестью куполами и имеющий три двери. Сегодня купола и все магазины находятся в разрушенном состоянии . Согласно оставленному Сулейманом-беем вакуфу , доход всей этой собственности составлял 12 000 дирхамов, пятая часть из которых полагалась его сыновьям Мехмеду и Эшрефу, которые назначались попечителями мечети, а также их сыновьям и внукам .
Мюбаризюддин Мехмед-бей построил мечеть в Болшехире, в дополнение к мечети Чарши, построенной в 1320 году в Болвадине . Согласно Шикари в 1320 году Эшрефиды построили рыночную мечеть в Акшехире .
Население
Согласно записям Аль-Умари, у Эшрефогуллары было войско из 70 000 всадников, 65 городов и 150 деревень, у Хызыра-бея, сына Юнуса, было 12 городов, 25 башен, а также 8000 кавалеристов . Приведённое Аль Умари количество воинов сомнительно . В истории Караманидов — «Караманнаме» — Шикари отметил, что член семьи Эшрефидов или же их субаши Исмаил Ага после ликвидации бейлика Эшрефидов перешёл на службу к Караманогуллары с 6000 татар под его командованием. Население Бейшехира можно оценить, исходя из размеров мечетей. К тому периоду относятся три мечети . Самая большая из них, мечеть Сулеймана-бея, вмещала около 7500 человек .
Примечания
- ↑ .
- ↑ ; .
- ↑ , §3. Развитие военно-политической и социально-экономической ситуации в Малой Азии после исчезновения государства Сельджуков и ухода монголов.
- ↑ .
- ↑ ; .
- ; ; ; ; .
- ↑ .
- ; ; ; ; ; .
- ; ; ; .
- ; ; ; ; .
- ↑ ; .
- ; ; ; .
- ; ; ; .
- ; ; .
- ; ; ; .
- ↑ .
- , p. 106—107.
- ; ; ; .
- ; ; .
- ↑ .
- ; ; .
- ↑ ; ; ; .
- ; .
- ; .
- ; ; .
- ↑ ; ; .
- ; ; ; .
- ; .
- ; ; ; ; ; ; .
- ↑ .
- ↑ .
- ; ; ; ; .
- ; ; ; ; .
- ; ; .
- ↑ , p. 384—385.
Литература
- Запорожец М. . — М. : Воениздат , 2011. — 294 с. — ISBN 52-030-2125-2 .
- Шукуров Р. М. // Cilician Armenia in the Perceptions of adjacent Political Entities (Historical-Philological Essays). — Ер. , 2016. — С. 85—120 .
- Kofoğlu S. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1995. — C. 11 . — S. 484—485 . (тур.)
- Kofoğlu S. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1997. — C. 15 . — S. 307—309 . (тур.)
- Kofoğlu. (англ.) // Süleyman Demirel Üniversitesi Fen-Edebiyat Fakültesi Sosyal Bilimler Dergisi. — 2009. — Iss. 19 . — P. 49–59 . — ISSN .
- Kofoğlu S. Eşrefoğulları Beyliği // . — Konya: Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — S. 253—260. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti, ch. 11). — ISBN 978-605-7558-41-1 . (тур.)
- Kofoğlu S. Hamidoğulları Beyliği // . — Konya: Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — S. 227—242. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti, ch. 11). — ISBN 978-605-7558-41-1 . (тур.)
- Muşmal H. (тур.) // Selçuk Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Dergisi. — Konya: Selçuk Üniversitesi, 2017. — Sayıl. 42 . — S. 381—393 . — ISSN . (тур.)
- Şimşirgil A. (тур.) // Türkler. — An. , 2002. — C. VI . — S. 771 . (тур.)
- Sumer F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2001. — C. 24 . — S. 454—460 . (тур.)
- Yavaş D. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1995. — C. 11 . — S. 479—480 . (тур.)
- Uzunçarşılı İ. H. Eşref oğulları // . — Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1969. — S. 58—61. — 372 S. (тур.)
- Eşref oğulları Beyliği // . — An. : Türk Tarih Kurumu . — S. 48—49, cild 1. — ISBN 97-569-4512-5 . (тур.)
- As̲h̲raf Og̲h̲ullari̊ / In Houtsma, Martijn Theodoor ; Arnold, T. W. ; Basset, R. — Leiden: E.J. Brill , 1997. — Vol. 1. — P. 702—704. — ( E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936). (тур.)
- Emir Çoban «Soldoz ve Demirtaş». — TTK Belleten. — An. : Türk Tarih Kurumu, 1967. — Т. XXXI. — С. 603, 609, 625-628. (тур.)
- 2020-09-11
- 1