Михайлов, Дмитрий Михайлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Миха́йлов день — день народного календаря славян , православные славяне отмечают 8 (21) ноября , тогда как славяне-католики празднуют Михайлов день 29 сентября . Название дня происходит от имени Архангела Михаила .
«Михайлов день — весёлый и сытный праздник, поскольку хлеба пока много, выручены деньги за коноплю и овёс, да и работы основные закончены» . Во многих славянских традициях день связывался с началом зимы .
рус. Михаил , День Михаила-архангела, Архистратиг Михаил , Михаил Грязник , Михайловские оттепели, Михайловские грязи ; белор. Міхайла, Міхаіл, Міхайла Архайла, Міхайла Рахайла, Міхайлаў дзень , Міхаіл Страхадзёр ; укр. Міхайло ; болг. Архангеловден, Арангеловден, Рангеловден, Св. Рангел, Събор на св. архангел Михаил, ; макед. Събор на св. архангел Михаил, Свети Рангила ; серб. Аранђеловдан .
У народов, исповедующих православие , с этим днём не связано никаких особых обычаев, хотя к нему приурочены общественные и семейные праздники, связанные с культом предков и рода. В Полесье отмечали Михайлов день «от грома»: не рубили топором, не резали ножом, не ткали, чтобы Михаил не обиделся. В Белоруссии архангела почитали как управителя природных стихий: грома и ветров. Соблюдали запреты на работу, поскольку считали Михаила злым (он «крыши рвёт»), а в Слуцком районе в этот день ожидали шквального ветра, который срывает стрехи. Основную направленность этого праздника у южных славян определило поверье, согласно которому св. Михаил был одним из шести братьев-юнаков, разделивших между собой небо, землю и весь мир. Михаилу выпало управлять мёртвыми душами. Поэтому день его памяти праздновали «для лёгкой смерти» ( болг. заради умирачката ). В Сербии перед его иконой оставляли дары, чтобы избежать болезней и тяжёлой смерти. Считалось, что если св. Михаил встанет у изголовья умирающего, то тот выздоровеет, если у ног — умрёт (серб., болг.). Однако если святой стоит у изголовья, но в правой руке у него меч, а в левой — яблоко, смерть неизбежна (серб.) .
В этот день, по народному обычаю, ублажают дворового . Он считается младшим братом домового, но его стараются задобрить, чтобы он остался жить во дворе и не прислал вместо себя лихого. Для этого после произнесения специального заговора во дворе проводится дёгтем полоса, за которую дворового просят не выходить. Ставят ему ужин в хлеву. Кроме того, по обычаю, между Кузьминками и Михайловым днём справляли «куриные именины». Для того чтобы ублажить лихого, домового и дворового сразу, выбирали самого старого и худого петуха и ржавым тупым топором отсекали ему голову, принося в жертву «мелким бесам» .
В иных местах просили домового за скотиной присматривать и оставляли ему ужин в хлеву .
В Полесье с этим днём связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью , канун, борщ , кисель и другие кушанья .
В Свислочском районе Гродненской области Белоруссии считали, что на «Михайла Архайла» медведи идут в спячку .
Кое-где с этого дня начиналась куделица — время, когда женщины, девушки, девочки готовили кудель — очищенное от костры волокно льна или конопли, приготовленное для прядения .