Обряд (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ри́мский обря́д , Латинский обряд — центральный среди латинских (западных) литургических обрядов .
Наиболее распространённым из них является Римский обряд ; прочие обряды и изводы имеют распространение лишь в ограниченных географических регионах ( мосарабский — в некоторых городах Испании , прежде всего в Толедо , амвросианский — в Милане и тому подобное) или в монашеских орденах ( бенедиктинцев , кармелитов , премонстрантов , сервитов и цистерцианцев ).
Первичное оформление латинского обряда произвел Григорий Двоеслов . Начинается месса с интроита , затем kyrie eleison (Господи, помилуй), затем gloria , затем молитва- коллекта , чтение апостола, гимн-градуал, чтение Евангелия, Офферторий , анафора
Тридентский собор предписал, среди прочего, бо́льшую унификацию богослужебной практики. Все обычаи, не имевшие к тому времени 200-летней истории, должны были быть упразднены; Папой св. Пием V для всей Церкви были опубликованы исправленные издания богослужебных книг (прежде всего, Миссала и Бревиария ) в той редакции, которая употреблялась к тому времени в самом Риме .
Начавшийся в 1962 году Второй Ватиканский собор постановил, среди прочего, «пересмотреть» Миссал и другие богослужебные книги. После Собора была создана комиссия, создавшая новые богослужебные книги (не всегда в соответствии с указаниями Собора, а иногда и вопреки им), которые и были введены Папой Павлом VI , с 1970 года.
Не все католики приняли эти изменения, появились различные движения католиков-традиционалистов , не принимающих новый обряд, или, по крайней мере, предпочитающих ему старый. Они утверждают, что Ново-Римский обряд является не эволюционным развитием прежнего обряда, а новым по сути обрядом, существенно отличающимся от всех традиционных обрядов Запада.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о двух формах римского обряда :
Названия «ординарная» и «экстраординарная» связаны с motu proprio папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum , изданным 7 июля 2007 года , согласно которому тридентский обряд (в редакции 1962 года) является «экстраординарным» способом совершения литургии в латинском обряде (в то время как «ординарным» остается Novus Ordo), для совершения которого не требуется разрешения епископа. Согласно Summorum pontificum , священник может совершать мессу по «старому» обряду в частном порядке, в том числе и с присутствием верных . При наличии группы верных, желающих регулярного совершения таких месс в храме , приходские настоятели должны по возможности это обеспечить .
В большинстве храмов католической церкви, использующих римский обряд , богослужения в настоящее время совершаются по новому обряду.
С точки зрения православия , латинский обряд в том виде, в котором он сформировался до разделения православной и католической церквей, является частью святоотеческого наследия и литургического Предания и равноспасителен восточному обряду. В частности, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели на церковнославянский язык не греческое, а римское богослужение .
Неоднократно предпринимались попытки ввести латинский обряд в литургическую практику поместных православных церквей — для облегчения миссионерской деятельности на Западе, а также для удовлетворения запросов тех православных, которым нравится западный обряд, но не настолько, чтобы переходить в католичество.
Во всех православных приходах латинского обряда Credo на мессе читается без filioque . А в некоторых гостии ( просфоры ) пекутся из квасного теста .
Первый православный приход римского обряда был открыт в Париже , усилиями и впоследствии священника Лукиана Шамбо . Первая православная месса по римскому обряду состоялась в 1937 году на Сретение Господне в Вознесенском храме Парижа. Община этого храма находилась в общении с Московским патриархатом .
Были проекты создания православных приходов римского обряда и у Русской православной церкви заграницей , в которых особую роль играла поддержка архиепископа Иоанна .
В США имеется около 12 православных приходов латинского обряда , находящихся под юрисдикцией Северо-Американской епархии Антиохийского патриархата .
В России предпринимались попытки использовать латинский обряд под омофором различных маргинальных псевдо-православных юрисдикций.