Interested Article - Менестрель

Современный менестрель

Менестре́ль ( англ. minstrel , фр. ménestrier от лат. ministerialis — «слуга») — многозначный термин для поэта-музыканта в разные периоды европейской истории.

Значения термина

  • 1) общее название поэта-музыканта (в том числе женского пола), профессионального певца Средневековья (с XII в.) и раннего Возрождения, зарабатывавшего пением и игрой на музыкальных инструментах по памяти . Близкое по значению слово « жонглёр » (франц. jongleur) обычно трактуется более широко, в смысле затейника всякого рода (не только музыкант, но и рассказчик, шут, фокусник, акробат). Вследствие устной природы музыкального творчества менестрелей сохранившиеся нотные рукописи их сочинений немногочисленны; современные реконструкции культуры и обихода менестрелей основаны, главным образом, на литературных и иконографических свидетельствах. (См. Трубадуры , Труверы , Миннезингеры )
  • 2) средневековый поэт-певец в романтической литературе XIX века ;
  • 3) Начиная со второй половины XX века поэты-музыканты и исполнители авторской песни (профессионалы или любители) в среде ролевого движения , в том числе толкинистского фэндома ;
  • 4) «Менестрели» — последняя пьеса из первой тетради прелюдий Дебюсси .

Средневековые менестрели

В средневековых латинских текстах менестрелями называли различных по своему социальному положению лиц, находившихся на личной службе у сеньора и исполнявших при нём какую-нибудь определённую обязанность, ( ministerium , однокоренное с нынешним министром ); министериалом в этом смысле, то есть «служителем», мог называться и придворный поэт ( versificator ) или потешник ( joculator ), но слово «менестрель» не обозначало только поэтической профессии. В позднесредневековых французских и английских текстах [после XIII в.] оно используется как примерный синоним трувера или жонглёра . Во многих случая это слово носит явно пренебрежительный оттенок как название потешника низшего сорта («грязный менестрель» — в «Игре о Робене и Марион» ).

Поздние менестрели

С XIV века слово менестрель понимается, в основном, в смысле светского профессионального ( фр. ménestrandie — искусство менестреля) музыканта; все сведения, которыми мы располагаем о менестрелях XIV—XVIII вв., в частности, об их цеховой организации в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта.

В своей монографии М. Сапонов понимает термин «менестрель» в широком смысле, охватывая им широкий пласт средневековых музыкантов.

См. также

Литература

  • Менестрель // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 525. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
  • Михайлов М. Е. «Менестрели в контексте современной музыкальной культуры» — бакалаврская работа. — Харьков, 2011.
  • Сапонов М. А. «Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы» — М. : Классика-XXI, 2004.
  • Вальтер Скотт . Песнь последнего менестреля (The Lay of the Last Minstrel) (1805)
  • Bernhard B. Corporation des ménéstriers de Paris, 1844.
  • Baring Gould S. English minstrelsy, 8 vv., 1895—1899.
  • Schulz A. Das höfische Leben zur Zeit der Minnesinger, 1889.
  • Chambers E. K. Minstrelsy, 2 vv., 1903.
  • Feral E. Les jongleurs en France au moyen-âge, P., 1910.
  • Jusserand J. English wayfaring life, 3 ed., 1925.

Ссылки

Источник —

Same as Менестрель