Interested Article - Чаша из черепа
- 2021-11-07
- 2
Чаша из черепа, чаша-череп — посуда для питья или еды, сделанная из свода человеческого черепа . Использование черепов в качестве ритуальных кубков или трофеев известно на протяжении всей истории у разных народов, на Западе эта традиция чаще всего ассоциируется с кочевниками евразийской степи .
Старейшая чаша-череп прямо датирована 14700 годом до настоящего времени (12750 год до н. э.) и происходит из , Сомерсет , Англия . Чаши-черепа отличаются от обычных остатков черепа наличием следов от порезов при удалении плоти и следов обработки для получения ровного края .
Азия
Старейшие упоминания о чашах из черепа в китайских летописях относятся к концу периода Вёсен и Осеней , когда победители в 453 году до н. э. сделали винный кубок из черепа врага.
Позже « Исторические записки » сообщают об этой практике у древних хунну на территории современной Монголии . Лаошан , сын вождя хунну Модэ , убил царя юэчжи около 162 г. до н. э. и в соответствии с традицией сделал из его черепа кубок. В биографии дипломата Чжана Цяня , описанной в « Ханьшу » , упоминается, что этот кубок использовали при заключения хунну договора с двумя ханьскими послами во время правления императора Юань-ди (49-33 до н. э.). Для скрепления соглашения китайские послы вместе с вождями выпили кровь из чаши-черепа.
В 1510 году Шах Исмаил I разгромил и убил Мухаммеда Шейбани , основателя Шейбанидского государства на территории современного Узбекистана . Шах приказал расчленить тело Шейбани и отправить части по регионам государства для демонстрации, из черепа сделали кубок, покрытый золотом и украшенный драгоценными камнями.
В Японии знаменитый военачальник Ода Нобунага в начале 1570-х предпринял ряд походов против кланов Адзаи и Асакуры. После побед при осаде замков и в 1573 году он взял с собой головы Адзаи Нагамасы , его отца и Асакуры Ёсикагэ , чтобы выставить их на обозрение, а затем из них были изготовлены чаши для саке . В отличие от глубоких чаш в других культурах, японские черепа-чаши мелкие и похожи на блюдца. Они вырезаются из верхушки черепа, полируются и покрываются сусальным золотом . Готовые чаши устанавливают в отверстие черепа, из которого их вырезали, вогнутой стороной вверх. Нобунага показывал черепа своим вассалам и пил саке из чаш, чтобы показать судьбу тех, кто идёт против него или предаёт . Все три черепа, вероятно, были утеряны после разрушения замка Адзути в 1582 году.
В Индии и Тибете чаши из черепа известны под названием капала , и используются в буддийских тантрических и индуистских тантрических ритуалах. У них череп не принадлежит врагу, вообще, личность владельца черепа не имеет значения, так как ритуальная чистота смерти освобождает человеческую душу от её телесной формы. Индуистские божества, такие как Кали , иногда изображаются держащими капалу полную человеческой крови. Сохранилось много резных и искусно отделанных драгоценными металлами и камнями капал, в основном в Тибете.
В Юго-Восточной Азии даяки были известны изготовлением из черепов искусно высеченных чаш .
Америка
В доколумбовой Южной Америке у некоторых был засвидетельствован обычай пить из черепов врагов, считалось, что таким образом пьющий впитает достоинства врага .
Африка
Народы фанг из Габона и некоторые племена Камеруна предавались ритуальным возлияниям из чаш-черепов .
Король Нсангу пил из черепа своего врага, короля Нге Нкена. Чаша хранилась в королевской сокровищнице Фумбана и была установлена на подставке, а также увенчана полой антропоморфной статуэткой, образующей горлышко .
Европа
Древние человеческие останки эпохи позднего палеолита , найденные в в Англии, доказывают, что мадленцы использовали чаши из человеческих черепов . По мнению некоторых исследователей, эта практика могла быть частью своего рода похоронной церемонии, в которой живые присваивают тело умершего, съедая его и выпивая из его черепа .
В Истории Геродота и Географии Страбона о скифах сказано, что те убивали своих врагов и делали из их черепов кубки
65. Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши. Так скифы поступают даже с черепами своих родственников (если поссорятся с ними и когда перед судом царя один одержит верх над другим). При посещении уважаемых гостей хозяин выставляет такие черепа и напоминает гостям, что эти родственники были его врагами и что он их одолел. Такой поступок у скифов считается доблестным деянием.
Эдуар Шаванн , цитируя Тита Ливия , описывает церемониальное использование чаш-черепов у кельтского племени бойев в Европе в 216 году до нашей эры .
Павел Диакон в « » описывал, как лангобардский король Альбоин в 567 году разгромил заклятых врагов своего народа, гепидов , убил их короля Кунимуда и сделал из его черепа кубок, а его дочь взял в жены. Однажды на пиру он требует, чтобы Розамунда пила из этого кубка .
Хан Первого Болгарского царства Крум Грозный , как сообщают Феофан Исповедник , Иоанн Зонар , Манассиева летопись и другие источники, сделал украшенную драгоценными камнями чашу из черепа византийского императора Никифора I (811 год), которого убил в битве в Вырбишском ущелье .
Согласно « Повести временных лет », в 972 году печенежский хан Куря сделал чашу из черепа попавшего в засаду киевского и новгородского князя Святослава Игоревича . Хан с женой пили из чаши, веря, что силы и мужество князя перейдут к ним и их будущему сыну.
Георгий Акрополит пишет, что болгарский царь Калоян (ок. 1205) изготовил кубок из черепа императора Латинской империи Балдуина I Фландрийского .
Гвиберт Ножанский сообщает в своей истории крестовых походов, что кубок также был сделан из черепа казнённого турками в 1108 году Жерве де Базоша .
По свидетельству монаха-путешественника Юлиана Венгерского , мордва в XIII веке все ещё сохраняла обычай изготовления кубков из черепов врагов .
По легенде, в 1718 году пират Чёрная Борода был убит и обезглавлен, из его черепа был сделан кубок.
В XIX веке английский поэт лорд Байрон использовал для питья череп, найденный его садовником в Ньюстедском аббатстве . По словам лорда Байрона,
Садовник, копая в саду, наткнулся на череп, который, вероятно, принадлежал какому-нибудь веселому монаху или брату из аббатства, примерно в те времена, когда его распустили . Он был огромных размеров, в идеальной сохранности, и меня охватила странная фантазия сделать из черепа кубок. Я отправил его в город, и позже он вернулся ко мне отлично отполированным, крапчатого цвета, как панцирь черепахи.
Байрон даже написал мрачное, остроумное стихотворение о питии «Надпись на чаше из черепа». Как Байрон вспоминал Томасу Медвину, члены Ордена черепа, который Байрон основал в Ньюстеде, «подражая древним готам », передавали по кругу наполненный кларетом кубок из черепа, и «много мрачных шуток было отпущено на его счёт» .
В конце XIX века в Уэльсе череп святого Тейло использовался как потир для питья воды из посвященного ему фонтана во время ритуалов исцеления .
В мифологии
В « Эдде », в « » и в «Лебединой песне Рагнара Лодброка » герои пьют пиво из черепов своих врагов.
Примечания
-
Bello, Silvia M.; Simon A. Parfitt; Chris B. Stringer (February 2011). Petraglia, Michael (ed.).
.
PLOS ONE
. Public Library of Science.
6
(2): e17026.
Bibcode
:
.
doi
:
.
PMC
.
PMID
.
{{ cite journal }}
: Википедия:Обслуживание CS1 (не помеченный открытым DOI) ( ссылка ) - (web video). BBC. 2011-02-16. из оригинала 13 сентября 2014 . Дата обращения: 1 апреля 2021 .
- Sima Qian : 趙襄子最怨智伯,漆其頭以為飲器。
- 123.
- Han shu , 94B, p. 3a; Yu Yingshi, Trade and Expansion in Han China , 1967:218.
- Weston, Mark. . — Kodansha International, 1999. — P. .
- Kuwata, Tadachika. 信長公記 : [] . — Tokyo : Shinjinbutsu, 1997. — ISBN 4-404-02493-2 .
- Le crâne: objet de culte , Musée Cantini, Marielle Latour, Danièle Giraudy, Evelyne Lehalle (1972), p. 30.
- , Le monde précolombien des Andes , Hachette, 1972, P. .
- Bulletins et mémoires , 1947, p. 127.
- Le crâne: objet de culte , p. 46.
- Bernadette Arnaud, от 11 июня 2016 на Wayback Machine , , 24 апреля 2015.
- от 1 июня 2016 на Wayback Machine на сайте Hominidés.com
- Геродот. Книга IV. Мельпомена. История в девяти книгах. Изд-во «Наука», Ленинград, 1972. Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский.
- Chavannes, Edouard. . — Vol. 5. — P. 185–186. от 28 февраля 2011 на Wayback Machine
- . translator: . Philadelphia : University of Pennsylvania Press (1907).
- Guibert de Nogent , Histoire des Croisades , L. VIII, от 26 марта 2013 на Wayback Machine .
- Frère Richard, от 23 октября 2021 на Wayback Machine ( De facto Ungariae Magnae )
- Newstead, 1808
- Thomas, Medwin. Conversations of Lord Byron: noted during a residence with his lordship. — 1824. — P. 70f.
- Mythologie française : bulletin de la Société de mythologie française , Numéros 209 à 210, La Société, 2002, p. 4.
Дополнительная литература
- Balfour, Henry (1897). . The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland . The Journal of the Anthropological Institute of Great Britain and Ireland, Vol. 26. 26 (26): 340—357. doi : . JSTOR .
- Marielle Latour, Danièle Giraudy, Evelyne Lehalle, Le crâne : objet de culte , Musée Cantini, 1972.
- 2021-11-07
- 2