Лишев, Всеволод Всеволодович
- 1 year ago
- 0
- 0
Все́волод Влади́мирович ( 983 / 984 — до 1013 ) — первый волынский князь из рода Рюриковичей , сын Владимира Святого .
Родился в 983 или 984 году, сын великого киевского князя Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны .
В 987 году стал первым правителем удельного Волынского княжества , земли которого за несколько лет до этого были присоединены Владимиром Святым к Древнерусскому государству . В 988 году на Волыни был основан город Владимир , ставший столицей княжества. Близ Владимира находилось село Варяж, где размещалась армия, присланная с юным князем.
Более никаких свидетельств о жизни Всеволода в русских летописях нет. Соответственно, когда он умер, неизвестно. После смерти Всеволода (и, возможно, его брата Позвизда , который по Густынской летописи имел свой удел на Волыни) князь туровский Святополк присоединил волынские земли к своему уделу. После этого княжество Святополка стало граничить с Польским королевством , поэтому Владимир Святой принял решение женить Святополка на дочери польского правителя Болеслава Храброго . Этот брак принято датировать 1013 или 1014 годом, однако есть версия, согласно которой бракосочетание Святополка с польской княжной стало следствием миссии цистерцианца Бруно в 1008 году. Таким образом, к 1008 или к 1013 году Всеволод Владимирович уже был мертв.
Существует спорная версия о том, что именно Всеволод Владимирович упоминается в скандинавской «саге об Олаве сыне Трюггви» (то есть, об Олафе I Трюггвасоне ), где описан эпизод сватовства женихов к полулегендарной королеве Сигрид Гордой , которая в 995 году овдовела (умер ее первый муж Эрик Победоносный ). К Сигрид настойчиво сватались несколько женихов, что той не нравилось, поэтому, собрав своих женихов вместе в одном из своих домов, она велела поджечь здание, чтобы те сгорели заживо. Среди погибших женихов Сигрид Гордой сага называет норвежского конунга Харальда Гренландца и некоего «конунга Виссавальда из Гардарики». Так как словом « Гардарики » скандинавы называли Русь , а имя Виссавальд по словам комментатора саги — «несомненно, испорченное русское имя Всеволод» , то возникла версия о том, что под этим именем в саге упомянут именно Всеволод Владимирович. Эту версию высказал Ф. А. Браун . Предполагается, при этом, что инициатива женить юного (11 или 12 лет) князя на шведской королеве исходила не от Владимира Святого, а от шведских дружинников из окружения Всеволода, которые вывезли его в Швецию. Версию Брауна поддержал Д.С. Лихачёв .
Л.В. Войтович назвал данную версию маловероятной, указав на логические нестыковки: трудно понять и представить, на что могли рассчитывать дружинники юного князя, сватая его к шведской королеве . Тем более, если дружинники подбили Всеволода на разрыв с отцом, тот попадал в положение князя-изгоя, лишаясь своего влияния на Руси и возможности претендовать на великое княжение. Кроме того, в Средневековой Руси был более распространен принцип династических браков с правителями регионов, которые более близки территориально к тем или иным уделам (яркий пример — упомянутое выше бракосочетание Святополка Туровского с польской княжной, устроенное именно по причине вхождения в удел Святополка Волыни, граничащей с Польшей; другой пример — брак новгородского князя Ярослава Владимировича со шведской принцессой Ингигердой , что объяснялось близостью Новгорода к скандинавским странам). Волынь находилась очень далеко от Швеции. Комментатор саги пишет, что «неизвестно, есть ли какое-либо зерно исторической правды в рассказе об этом Виссавальде». Е. А. Рыдзевская и вовсе критически оценивала историчность легенды о мести Сигрид Гордой своим женихам, связывая ее влиянием легенд о мести княгини Ольги .
В украинском Владимире есть улица, названная именем первого волынского князя — Всеволода.