Interested Article - Аль-Афдаль Шаханшах

Аль-А́фдаль Шаханша́х ( араб. الأفضل شاهنشاه ‎, лат. Lavendalius / Elafdalio ; 1066 , Акко 11 декабря 1121 ) — визирь Фатимидского халифата .

Его полное имя : аль-Афдаль Абу-ль-Касим Шаханшах ибн Бадр аль-Джамали ( الأفضل أبو القاسم شاهنشاه بن بدر الجمالي ‎). Родился в Акко в семье армянского мамлюка , принявшего ислам . Бадр аль-Джамали был визирем в Каире с 1074 вплоть до самой смерти в 1094 году. После его смерти должность визиря перешла к аль-Афдалю. После смерти халифа Маада аль-Мустансира Биллаха аль-Афдаль назначил новым халифом не старшего сына халифа Низара , а младшего аль-Мустали . Сторонники Низара восстали, но потерпели поражение в 1095 году и бежали на восток, где образовали общину низаритов .

В это время в Палестину двинулись турки-сельджуки . В 1097 году аль-Афдаль отбил у сельджуков город Тир , а в 1098 — Иерусалим . Аль-Афдаль временно восстановил контроль над большей частью Палестину.

Аль-Афдаль пытался вступить в союз с крестоносцами для совместной войны против турок-сельджуков. Предложение Фатимидов было отвергнуто и находившейся под контролем Иерусалим был захвачен крестоносцами в 1099 году.

Через год аль-Афдаль попытался напасть на зарождающееся Иерусалимское королевство . В 1105 он пытался вступить в союз с Дамаском против крестоносцев, но потерпел поражение в битве при Рамле . Постепенно Фатимидский халифат потерял контроль над своими прибрежными крепостями; в 1109 году был утрачен город Триполи , ставший важным центром для крестоносцев. В 1110 губернатор Аскалона , Шамсуль-Халифа, восстал против аль-Афдаля и попытался сдать город Иерусалиму. Крестоносцы захватили Тир, Акко и оставались в Иерусалиме до прихода Салах ад-Дина .

Аль-Афдаль был убит во время праздника Ид аль-Адха в 1121 году .

Особенности характера

Арабский хронист XIII века Ибн Халликан превозносил аль-­Афдала как «одаренного правителя», «обладавшего незаурядной рассудительностью» и неуемной тягой к роскоши. В коллекции аль-­Афдала была как минимум сотня вышитых золотом тюрбанов и каждый из них висел на отдельном золотом крючке в одном из десяти приемных залов его дворца. У него было больше скота и денег, чем он мог сосчитать; при письме он пользовался золотой, усыпанной драгоценными камнями чернильницей, а своих рабынь снабжал золотыми иголками для вышивания .

Примечания

  1. War and society in the eastern Mediterranean, 7th-15th centuries By Yaacov Lev, pg.122
  2. Avner Falk. . — London: Karnac Books, 2010. — С. . — 225 с.
  3. , с. 123.

Литература

  • Дэн Джонс . Крестоносцы. Полная история = Dan Jones. Crusaders: The Epic History of the Wars for the Holy Lands. — М. : Альпина нон-фикшн, 2023. — С. 552. — ISBN 978-5-00139-680-2 .
  • Sajjadi, Sadeq; Negahban, Farzin. // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary. — Brill Online, 2014.
  • Steven Runciman, A History of the Crusades, vol. I: The First Crusade and the Foundation of the Kingdom of Jerusalem . Cambridge University Press , 1951.
  • Kenneth Setton, ed. A History of the Crusades, vol. I . University of Pennsylvania Press, 1958 ( от 3 марта 2015 на Wayback Machine ).
  • William of Tyre. A History of Deeds Done Beyond the Sea . Edited and translated by E. A. Babcock and A. C. Krey. Columbia University Press, 1943.
  • The Damascus Chronicle of the Crusades: Extracted and Translated from the Chronicle of Ibn al-Qalanisi . H.A.R. Gibb , London, 1932.
Источник —

Same as Аль-Афдаль Шаханшах