Interested Article - Карасыогуллары

Кара(е)сы(и)огуллары, Карасы или Кареси ( осман. قراسی اوغللری ‎, тур. Kara(e)sioğulları, Kara(e)si ) — тюркская династия. Карасыгуллары в период между 1296 и 1363 годами правили анатолийским бейликом ( эмиратом , княжеством ) в Анатолии на побережье Эгейского моря (у пролива Дарданеллы ) со столицей в городах Балыкесир , Бергама . Бейлик был основан ими и носил название бейлик Карасыогуллары , бейлик Карасы . Своим названием бейлик и династия обязаны основателю династии — сельджукскому удж-бею Карасы-бею.

По легенде династия вела род от Данышменда Гази . Карасы был первым бейликом, поглощённым османами . Флот бейлика стал основой будущего османского флота . Военачальники Карасы, перешедшие на службу османам ( , Эвренос-бей ), сыграли ведущие роли в завоевании османами балканских государств.

История

По словам историка К. Жукова, Карасы — один из наименее освещённых в источниках бейликов , а династию Каресиогуллары английский османист К. Хэйвуд назвал «неуловимой (ускользающей)» ( англ. elusive dynasty ) из-за сложностей с определением точных связей между её членами . История бейлика и биография его правителей «остаются белым пятном», поскольку о них нет практически никаких источников. Карасыогуллары не оставили ни хроник, ни писем, ни зданий. Все сведения о недолгом существовании бейлика получены из скупых упоминаний в трудах хронистов других государств и в надписях на захоронениях и монетах .

Возникновение бейлика. Карасы-бей

Ко второй половине XIII века на территории Малой Азии существовало два крупных государства, у каждого из которых период расцвета был позади. Византийская империя, уже пережившая распад после захвата Константинополя в 1204 году на Латинскую , Никейскую и Трапезундскую империи, временно возродилась в 1261 году на уменьшенной территории. Конийский султанат , осколок Сельджукской империи , в своё время отвоевавшей у Византии территории, подвергался набегам монголов , постепенно сдавая позиции. Под напором монголов в Анатолию из Средней Азии перекочёвывали тюркские племена. В 1229 году к анатолийской границе сельджукского государства пришёл последний хорезмшах Джелалэддин Мангуберди . В августе 1230 года Алаэддин Кей-Кубад I сразился с Джелалэддином и разбил его в . В 1231 году Джелалэддин умер, а сопровождавшие его в походе воины обосновались в Анатолии, поступив на службу к сельджукам .

Пока существовала Никейская империя , восточная её граница контролировалась укреплениями, а в каждой крепости сидел наместник-архонт. С возвращением Константинополя в 1261 году и переносом в него столицы из Никеи азиатские рубежи Византии стали приходить в запустение. Наместники в крепостях оставались, но центр уже не мог оперативно оказывать им помощь . Укрепляя границы Византии в Малой Азии, Михаил Палеолог к 1280 году закончил строительство крепостей . Кроме того, вдоль правого берега Сангария он построил деревянную стену . Серия крепостей тянулась цепочкой на востоке вдоль реки Сангарий до района Белокомы и от Белокомы до Ахирея ( греч. Αχυράους ) . Однако часть укреплений, расположенных на окраине защитной полосы в районе Ахирея, давно не ремонтировалась и мало годилась для обороны. Именно в этом месте тюрки впервые смогли прорваться к Эгейскому морю .

Возникновение бейлика карасы в 1297 году. * A Трапезундская империя * B Византийская империя * D Киликийская Армения * E Государство сельджуков * 1 Чобаногуллары * 2 Караманогуллары * 3 Инанчогуллары (Ладик) * 4 Сахиб-атаогуллары * 5 Перванеогуллары * 6 Ментешеогуллары * 7 Эшрефогуллары * 8 Джандарогуллары * 9 Карасыогуллары

С 1296—1297 года и его отец стали беями, получив в удж от Конийского султаната земли в районе Эрдека . Никифор Григора писал : «Земли, идущие от Лидии и Эолии до Мизии , прилегающей к Геллеспонту , заняли Калам и сын его Карас» . Происхождение династии в документах или хрониках не описывается. На надгробных камнях, находящихся в музее Токата , указано, что они ведут род от Данышменда , хотя эта версия может быть и легендой . В конце XIII века (в 1295—1299 годах) Карасы-бей и Калем-шах захватили часть византийских территорий на северо-западе Анатолии; до этого Калем-бей служил у Якуба-бея Гермианоглу . Вскоре после смерти отца, воспользовавшись нестабильностью сельджукского государства, Карасы-бей объявил о своей независимости . В 1302 году Карасы-бей захватил Балыкесир и Бергаму и сделал Ахирей центром своего государства . Поскольку в окрестностях Балыкесира ранее находился город под названием Акирос или Акирус , Ибн Баттута упоминал бейлик под названием «Мемлекет-и-Экира» (Memleket-i Ekira). Турецкое население в этом регионе увеличилось за счёт расселения вернувшихся из Румелии туркмен- алавитов , когда-то переселившихся в Добруджу. Их возглавлял Эдже Халил, внук , ставший одним из визирей беев Карасы .

Некогда важный византийский город этого региона — Бергама — пришёл в запустение из-за массового бегства греков в Европу, но его крепость на вершине холма поддерживалась турками в рабочем состоянии. Путешественник Ибн Баттута , посетивший оба этих города в 1330 году, описывал Бергаму как «разрушенный город с крепостью на вершине горы» . Балыкесир, по его словам, был построен Карасы-беем и его сыном Тимурханом (Демирханом) и был «красивым, хорошо населённым городом с прекрасными рынками». По словам Ибн Баттуты, в городе не было мечети, поскольку жители решили построить её за пределами города. Они успели возвести стены, но крыши не было, и жители молились в тени деревьев . В состав бейлика Карасы в итоге входили: Балыкесир, Маньяс, Бергама, Эдремит, Гёрдес. То есть, Карасыогуллары контролировали территорию Мизии . Помимо этого, им принадлежали прибрежные районы у пролива Дарданеллы . В первой половине XIV века бей Карасы располагал армией из 40 тысяч человек . Кроме того, бейлик имел флот .

Захоронения Карасы-бея и его сыновей в тюрбе в Балыкесире

Анатолийские бейлики, среди которых был и Карасы, в конце XIII — начале XIV веков являлись серьёзной угрозой для Византии. В 1302 году Михаил IX Палеолог , сын и соправитель Андроника II , выступил против Карасы и Сарухана . Он был разбит, армия была обращена в бегство. Андронику II пришлось обратиться за помощью к наёмникам. В 1302 году каталонцы освободили Филадельфию от осады тюрок. После ряда побед каталонцам удалось разбить силы бейликов Гермиян , Сарухан и Айдын . Однако закрепить победу надолго Византия не смогла: каталонцы были мало управляемы, они грабили и византийские территории. Михаил уничтожил почти весь отряд каталонцев . После этого анатолийские бейлики быстро вернули потерянные территории и опять вышли к морю. Начиная с 1305 года бейлики Карасы и Айдын стали совершать набеги европейские территории Византии, однако, не захватывая их. Тюрок интересовала лишь добыча . Как писал Джованни Виллани :

турки на своих военных судах овладели господством на море и захватили и разграбили большинство островов Архипелага. <...> турки каждый год снаряжали флот в пятьсот-восемьсот больших и малых судов и делали набеги на все острова Архипелага, грабя и опустошая их. Многих женщин и мужчин они уводили в рабство, а остальных делали своими данниками. Виллани

Тимурхан и Яхши-бей

Бейлик Карасы и соседние государства в 1341 годуA Трапезундская империя * B Византийская империя (до 1261 Никейская империя) * D Киликийская Армения * E Государство сельджуков * 2 Караманогуллары * 3 Инанчогуллары (Ладик) * 6 Ментешеогуллары * 8 Джандарогуллары * 9 Карасыогуллары * 10 Османогуллары * 11 Гермияногуллары * 12 Хамидогуллары * 13 Саруханогуллары * 14 Айдыногуллары * 15 Текеогуллары * 16 Эретнаогуллары * 17 Дулкадирогуллары * 18 Джаник.

В 1328 году византийский император Андроник III приезжал в Бигу и заключил с Карасыоглу Тимурханом-беем соглашение о ненападении. Тимурхан-бей действовал как независимый правитель — это говорит о том, что Карасы-бей к тому моменту уже умер . В 1333 году Ибн Баттута проехал по Анатолии. Он называл Яхши-хана султаном Бергамы, а Тимурхана султаном Балыкесира .

Осенью 1333 года Ибн Баттута встречал Яхши-хана :

Мы прибыли в Бергаму, <...> Правитель называется Яхши-ханом. Хан у этих народов означает то же самое, что и султан, а Яхши означает превосходство. Мы нашли его в его летнем доме. Ибн Баттута

Через несколько дней после своего визита в Бергаму Ибн Баттута отправился в Балыкесир, где встречался с его правителем — Тимурханом . Возможно, наследовал Карасы-бею его сын Яхши-бей , но в это время Саруханогуллары на юге расширили территорию за счёт островов Эгейского моря и побережья Румелии. В связи с этим Яхши-бей перенес центр государства в Бергаму и назначил Тимурхан-бея править в Балыкесире . Таким образом, в этот период бейлик был разделён на два независимых княжества. Центром одного был Балыкесир, центром второго — Бергама . Историки называют Тимурхана то сыном, то братом Яхши-бея . Однако, согласно И. Х. Узунчаршилы, из мамлюкских источников видно, что Тимурхан и Яхши были братьями . Тимурхана все источники называют очень воинственным . По словам путешественника генуэзца Доминикино Дориа, у него было больше войск, чем у Орхана . Из Бергамы Тимурхан совершал набеги через Дарданеллы в Румелию, а Яхши-бей разорял острова . Яхши-бей правил 15 городами, а кроме этого имел ещё 15 крепостей и войско из 20 тысяч человек. Каждый из двух беев (как и Тимурхан, так и Яхши) располагал своим флотом .

В 1334 году иоанниты с Родоса и Византийская империя заключили союз и 8—17 сентября нанесли в нескольких боях поражение флоту тюрок. В одом из боёв, как сообщал Марино Санудо Старший , погиб зять Яхши-бея. В октябре 1334 года недалеко от Эдремита союзный флот христиан под командованием разгромил флот Яхши-бея. По словам Виллани , флот турок (историки определили «турок» как Карасы) потерял 150 сожжённых судов и 5 или 6 тысяч человек .

двенадцать генуэзских галер <...> столкнулись в Великом море за Константинополем с турецким флотом, состоявшим из полутораста крупных и мелких вооруженных судов. Генуэзцы храбро напали на них и обратили в бегство. Погибло и утонуло в море более шести тысяч турок, генуэзцы захватили много денег и имущества. Виллани

Этот успех лишь временно остановил экспансию тюрок. Уже в 1337 году суда Карасыогуллары стояли у Чанаккале , готовые к рейду через пролив .

По мнению , Тимурхан правил до 1341 года, после этого ему наследовал Яхши . После смерти в 1341 году императора Андроника III Яхши-бей предпринял два неудачных набега в Эвренос в 1341 и 1342 годах . Это последнее упоминание Яхши-бея в хрониках. После его смерти в бейлике началось смутное время . Яхши-бею наследовал, согласно Е. Захариаду, его сын, Аджлан-бей . По мнению , Аджлан-бей — не отдельный правитель, а Тимурхан, а другое имя — это просто ошибка написания .

Аджлан-бей (Тимурхан-бей) и Турсун-бей не могли поделить власть . По сообщениям османских хронистов, «Турсун-бей» был «младшим» сыном Аджлана и служил османам. Ашикпашазаде писал, что Турсун-бей рос вместе с Орханом . По мнению историка К. Жукова, «современное состояние источников не позволяет установить, кого именно из беев династии Каресиоглу подразумевают османские хронисты под Аджлан-беем и его старшим сыном» . Сын Яхши Бейлер-бей тоже был правителем, о чём свидетельствует найденная монета, чеканенная от его имени и надгробная надпись на захоронении в Токате. Вызывало сомнения, являлось ли «Бейлер-бей» именем или титулом, однако его появление на монете со словом «челеби» показывает, что это действительно имя . К. Жуков высказал предположение, что Аджлан-бей из османских хроник может быть отождествлён с Бейлербеем-челеби, а его старший сын — Сулейман .

Ещё в 1333 году Ибн Баттута писал, что Аджлан-бей (Тимурхан-бей) — плохой правитель, не любимый подданными :

Его зовут Домур-хан, и он лишён хороших качеств. Его отец построил этот город [Балыкесир], население которого приросло большим количеством негодяев при власти нынешнего князя; «Ибо люди следуют религии своего царя» (какой правитель, такие люди). Ибн Баттута

Турсун-бей, согласно османским хроникам, был популярен. До сих пор его имя сохранилось в названии села Дурсунбей. В то же время, Аджлан-беем (Тимурхан-беем) многие были недовольны, особенно Эдже Халил, Гази Фазил-бей, Хаджи Ильбеги и Эвренос-бей .

Поглощение бейлика османами

Захват бейлика Карасы османами

Междоусобица ослабила беев Караси и привела к подчинению бейлика османами. Эдже Халил сообщил Турсун-бею, что подданные Тимурхана желают видеть его своим правителем. Турсун-бей обратился за военной помощью к Орхану, и тот сам выступил в поход. Аджлан-бей (Тимурхан-бей) отступил и заперся в крепости Бергамы, в то время как Орхан осадил город. Затем Орхан отправил Турсун-бея вместе с Хаджи Ильбеем к стенам Бергамы, чтобы он поговорил с Аджлан-беем (Тимурхан-беем), своим родственником (возможно — братом), и убедил его сдаться. Когда Турсун-бей приблизился к замку, он был убит случайной стрелой. Жители Бергамы, боявшиеся Орхана, заставили Аджлан-бея (Тимурхан-бея) сложить оружие, и после сдачи он был отправлен в Бурсу, где и умер от болезни через два года . Источники называют разные даты аннексии Карасы: 735 Хиджры (1334), 737 (1336), 750 (1349), 755 (1354) . Историки тоже расходятся в вопросе датировки аннексии Карасы, называя 1336 или 1345 год . Орхан-бей отдал земли Карасы своему сыну Сулейману-паше . Таким образом, большая часть бейлика Карасы была поглощёна Османским бейликом. В ближайшее окружение Сулеймана-паши вошли бывшие военачальники Карасы — Хаджи Ильбеги и Эвренос-бей, которых Сулейман-паша назначил удж-беями в Румелии . Исследовав типы монет Орхана и сохранившуюся монету Бейлербея-челеби, К. Жуков делает вывод, что около 1360 года какая-то часть бейлика Карасы была ещё не захвачена османами . Правивший в оставшейся части бейлика бей был вассалом османов. Византийские источники упоминают Касасыоглу Сулеймана-бея. Вероятно, Аджлан-бей (Тимурхан-бей) поставил его управлять окрестностями Чанаккале . В 1357 году Карасыоглу Сулейман-бей упоминается как бей Тровы , женат он был на дочери Иоанна Ватаца . И. Узунчаршилы писал, что, согласно османским хроникам, окончательное завоевание бейлика произошло в 1363 году сразу после джюлюса Мурада I в 1362 году .

Значение и память

В Балыкесире добывалось большое количество смолы для продажи в Европу. Ткани Стамбула в основном производились из балыкесирской пряжи .

От построек времён бейлика ничего не осталось . Возможно, единственным сохранившимся зданием того времени является минарет в Бергаме (датируется началом XIV века) . Найдено две монеты, серебряная отчеканена с именем Яхши-бея, медная — с именем сына Яхши, Бейлербея-челеби . Население бейлика частично было переселено в захваченные территории в Румелии для тюркизации региона. Их поселили к северу от полуострова Галлиполи во время правления там Сулеймана-паши . Род Карасы существовал почти до XVIII века, некоторые из членов семьи распоряжались фондами, предоставленными им османскими султанами, или служили в Османской администрации .

Несмотря на краткость существования, бейлик сыграл важную роль в истории Малой Азии. На бывшей территории бейлика до сих пор сохраняются названия Карасил (Karasil), Карасыюрду (Karesiyurdu). Эмират имел сухопутную армию в 40 000 солдат и сильный флот. Достижения Карасы в морском судоходстве стали базой создания османского военно-морского флота .

Генеалогические таблицы

Комментарии

  1. В музее Токата находится надгробный камень. Надпись на нём гласит, что в 818 году Хиджры (1415/16) умер «Мустафа-челеби сын Кутлу Мелек дочери Мустафы-бея сына Бейлербея сына Яхши-хана сына Кареси-бея сына Калем-бея сына Баади-бея». Особо отмечено, что род происходит от Данишменда Гази
  2. Кантакузин называл Тимур-хана сыном Яхши, генуэзец Балабан (Доминикино Дориа) называл их братьями.
  3. Он также использовал титулы «хан» и «мелик».
  4. В него входили Папа, Византия, Филипп VI , госпитальеры , кипрский король
  5. Аджлан-бей единственный бей, кроме Карасы, указанный Лэн-Пулем .
  6. В связи с разными точками зрения на идентичность Тимурхана и Аджлан-бея, невозможно определить, о ком точно идёт речь.
  7. Например, Ашикпашазаде и Нешри называют 735 год Хиджры (1334/35), Хюссейн 737-738 г.Х. (1336/37 - 1337/38) .
  8. Нишанджи Феридун Ахмед-бей , собравший в XVI веке письма султанов, поместил в сборник «Муншаат ус-Салатин» письмо Орхана шейху Хасану Бузургу . В письме Орхан пишет о смерти Аджлан-бея и о намерении напасть на Карасы. Хотя письмо датировано 1340 годом, И. Узунчаршилы писал, что дата ошибочно поставлена позднее, и относил письмо к 1345 году .
  9. Традиционная историография указывает на 1360 год. Эту дату называют историки Эмеджен (1360) и Никол (1361) .
  10. По мнению Узунчаршилы, Аджлан-бей - это не отдельный правитель, а Тимурхан. Якобы, это просто ошибка написания . Однако Е. Захариаду считает, что Узунчаршилы не прав .
  11. О существовании Джудже известно из надписи на его надгробной плите на кладбище Девекилер в Бурсе .
  12. О существовании известно из надгробной надписи на плите, находящейся в музее Токата .
  13. Отсутствует у Узунчаршилы.
  14. О существовании Якуба известно из одной рукописи .
  15. Лэн-Пуль и З. Эден датируют смерть Аджлана 797 годом Хиджры (1336/37) , Босуорт - 795 (1334/35) .

Примечания

  1. , p. 5,45.
  2. , p. 127.
  3. .
  4. , p. 39.
  5. .
  6. .
  7. , p. 8.
  8. , p. 218.
  9. , p. 217.
  10. , p. 19.
  11. .
  12. , с. 206.
  13. , p. 96.
  14. , комм. 25, с. 147.
  15. , Chapter 12 (111).
  16. .
  17. , p. 275.
  18. , p. 97.
  19. , p. 145.
  20. , p. 145—146.
  21. , p. 144.
  22. , p. 280.
  23. , p. 281.
  24. , p. 282.
  25. , p. 283.
  26. , с. 332.
  27. , p. 98.
  28. , p. 29.
  29. , p. 146.
  30. , с. 148.
  31. , с. 35.
  32. , с. 383.
  33. , p. 235.
  34. , p. 99.
  35. , с. 134.
  36. , p. 101.
  37. , p. 102—103.
  38. , p. 45.
  39. , p. 45—46.
  40. , p. 46.
  41. , p. 100.
  42. , комм.71, с. 150.
  43. , p. 171.
  44. , p. 99—100.
  45. , с. 42.
  46. , p. 204.
  47. , с. 239.
  48. , p. 103.
  49. , комм.25, с. 147.
  50. , p. 73.
  51. , p. 32.

Литература

  • Джованни Виллани. Новая хроника или история Флоренции / пер. М. А. Юсима . — М. : Наука , 1997.
  • Григора Никифор. . — СПб. : Тип. Имп. Академии наук , 1860. — (Византийские историки, переведённые с греческого при С.-Петербургской духовной академии ).
  • Жуков К. А. . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1988. — 191 с.
  • Жуков К. А. // Письменные памятники Востока. — 2005. — № 1 (2) . — С. 127—130 . 29 апреля 2018 года.
  • Лэн-Пуль С. / Перевод: В. В. Бартольд . — М. : Вост. лит., 2004. — С. 133—136. — 310 с. — ISBN 50-201-8446-2 . — ISBN 978-5-020-18446-6 .
  • Запорожец В. М. . — М. : Воениздат , 2011. — 294 с. — ISBN 52-030-2125-2 .
  • Aşık Paşazade. . — İs. : K. Kitaplığı, 2003. — 615 S. — ISBN 975-296-043-X . (тур.)
  • Bosworth C. E. . — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2014. — 605 p. — ISBN 978-0-748-69648-2 . (англ.)
  • Cahen Cl. , . Karasi / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill , 1997. — Vol. 4: Iran-Kha / ed. by E. van Donzel , B. Lewis and Ch. Pellat , Assisted by C. Dumont, and M. Paterson. — P. 627—629. — ( E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936 ). (англ.)
  • Emecen F. // Ágoston G., Bruce A. M. Encyclopedia of the Ottoman Empire. — N. Y. : , 2009. — P. 41—42. — ISSN . (англ.)
  • Ibn Batuta. / Stefanos Yerasimos. — P. : La Découverte, 1982. — 494 p. — ISBN 978-2-707-11303-0 . от 16 июня 2011 на Wayback Machine
  • Imber C. . — L. : Macmillan Education UK, 2009. — 448 p. — ISBN 978-0-230-57450-2 . (англ.)
  • İnalcık H. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2007. — C. 33 . — S. 443—453 . (тур.)
  • Korobeinikov D. . — Oxf. : OUP Oxford , 2014. — 405 p. — ISBN 978-0-191-01794-0 . (англ.)
  • Korobeinikov D. A. How «Byzantine» were the early Ottomans? Bithynia in ca. 1290—1450 // / I. V. Zaitsev and S. F. Oreshkova, eds.. — Moscow: Nauka, 2010. — P. 215—239. от 14 февраля 2019 на Wayback Machine (англ.)
  • Nicol D. M. . — Cambr. : Cambridge University Press , 1993. — ISBN 05-214-3991-4 . (англ.)
  • Öden Z. G. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1995. — C. 24 . — S. 488—489 . (тур.)
  • Öden Z. G. / Atatürk Kültür, Dil, ve Tarih Yüksek Kurumu (Turkey). — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1999. — 144 S. (тур.)
  • Turgut Vedat. (тур.) // Osmanlı Araştırmaları. — 2018. — C. 53 , sayıl. 53 . — S. 51–120 . — ISSN . — doi : .
  • Uzunçarşılı İ. H. Karasi oğullari // . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — S. 96—103. — 372 S. (тур.)
  • Uzunçarşılı İ. H. Karasi Oğulları Beyliği // . — An. : Türk Tarih Kurumu. — S. 78—81, cild 1. — ISBN 97-569-4512-5 .
  • Varlık Mustafa Çetin. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1996. — C. 14 . — S. 33—35 . (тур.)
  • . The Emirate of Karasi and that of the Ottomans: Two Rival States // The Ottoman Emirate (1300–1389). Halcyon Days in Crete I: A Symposium Held in Rethymnon, 11–13 January 1991 / Zachariadou E. — Rethymno: Crete University Press, 1994. — P. 225—236. — ISSN . (англ.)
  • Zukov K. Ottoman, Karasid and Sarukhanid Coinages and the Problem of Currency Community in Turkish Western Anatolia: '40s-80's of the 14th Century // The Ottoman Emirate (1300–1389). Halcyon Days in Crete I: A Symposium Held in Rethymnon, 11–13 January 1991 / Zachariadou E. — Rethymno: Crete University Press, 1994. — P. 237—342. — ISSN . (англ.)
Источник —

Same as Карасыогуллары