Interested Article - Мария Деспина Монгольская

Мария Деспина Монгольская ( греч. Μαρία Δέσποινα Παλαιολογίνα , перс. دسپنه خاتون ‎) — христианская супруга хулагуида Абака-хана (1234—1282), второго ильхана (монгольского правителя Ближнего и Среднего Востока). Увековечена в названии константинопольской церкви , которой покровительствовала.

Биография

Внебрачная дочь византийского императора Михаила VIII Палеолога . Её мать источники называют Дипловатацина (возможно, она родственница супруги императора, Ватацины), хотя это имя или прозвище иногда используется и в отношении самой Марии . Первый ильхан, Хулагу , изъявил желание породниться с византийским царствующим домом , добавив его представительницу к своим жёнам, и Михаил решил направить к нему Марию .

Мария выехала из Константинополя в 1265 году. Источники называют различных сопровождающих: антиохийского патриарха Евфимия ; преподобного Феодосия Виллардуэна, настоятеля монастыря Пантократора ; владыку Саргиса, епископа езенкайского, и вардапета Бенера . Однако, прибыв на место, они узнали, что Хулагу скончался. Мария стала одной из жён его сына и наследника Абака-хана . Согласно сообщениям армянских хронистов Киракоса Гандзакеци и Вардана Аревелци , современников событий, Абага-хан сам был крещён: «престол занял в 714 (1265) году Абага-хан; он взял себе в жёны дочь ромейского царя по имени Деспина-хатун. <…> И, окрестив Абага-хана, дали ему эту девушку в жёны» , «Абаха-хану привели жену из Греции, по имени Деспина, дочь царя Ватаца, с приказанием, чтобы Абаха-хан принял крещение и потом взял бы её в жёны. Ходила молва, что он действительно крестился и взял ее во славу Христа» . Абага-хан имел много жён (Рашид-ад-Дин перечисляет в общей сложности 10), Мария Деспина (Теспинэ, как называл её Рашид-ад-дин) не была ни старшей из жён, ни главной, ни любимой: «так как он её крайне любил, то поставил выше Мертей и Теспинэ» — писал Рашид-ад-Дин об одной из жён , однако Мария пользовалась уважением мужа и его окружения .

Церковь Марии Монгольской

После того как в 1282 году её супруг, Абага-хан, скончался (возможно, был отравлен своим братом Ахмадом Текудером ), Мария вернулась в Константинополь . Вместе с собой Мария привезла в Константинополь свою дочь от Абаки по имени Феодора Арахантлун , которая была выдана замуж за Исаака Палеолога Асеня . Некоторое время спустя она опять упоминается как участница событий, связывавших Византию и монголов. В Анатолии набирали силу бейлики , тесня восточные границы империи и захватывая всё новые и новые территории. Император, неохотно использовавший каталонских и аланских наёмников, пробовал прибегнуть к другому способу борьбы с тюрками. Согласно Пахимеру , ильхан Худабандэ Олджейту (Пахимер называет его Сharmpantane , Миллинген расшифровывает это имя как Чарбанда ) пообещал Андронику II 40 000 воинов для противостояния экспансии Османа. Пахимер связывает это с браком ильхана и византийской принцессы . Ещё ранее к Газан-хану (умер в мае 1304 года) был направлен византийский посол с предложением династического союза. Предположительно, этой невестой была Ирина Палеолог, незаконнорождённая дочь Андроника II . Однако есть версия, что этой принцессой была Мария , которая впервые вышла замуж за сорок лет до этого. Мария отправилась в Никею для продолжения переговоров с предполагаемым женихом и приободрения жителей города . Согласно Халилу Иналджику , в Никее Мария должна была заняться организацией брака византийской принцессы с новым монгольским ханом, Олджейту, но этой принцессой была не она . Её презрительное поведение по отношению к Осману I и угрозы привести монгольское войско против него только разозлили его . Осман поторопился захватить крепость Трикоккия до подхода сил монголов и сделал её своей базой для операций против Никеи . Трикоккия была единственной крепостью, которую Осман взял штурмом, а не осадой. Причём единственными приспособлениями, использованными отрядами Османа, были рампы (пандусы) . Олджейту отправил не 40 000, а 30 000 человек, как сказано «для отвоевания многочисленных городов, захваченных турками в Вифинии» .

Время смерти Марии неизвестно. Предполагается, что она постриглась в монахини с именем Мелания и умерла в монастыре .

Память

Надпись на мозаике

После возвращения в Константинополь в 1282 году Мария выкупила и расширила монастырь Богородицы Панайотиссы, построив в нём церковь . В честь Марии церковь стала называться Монгольской . Турки называют церковь Kan kilisse (Кровавая церковь). Название напоминает о том, что в 1453 году после падения Константинополя у стен этой церкви происходили жестокие бои .

В музее Кахрие , бывшим ранее и храмом, и мечетью, сохранилась мозаика, изображающая монахиню справа от Иисуса . Надпись сообщает, что это «[Сестра] Андроника Палеолога Госпожа монголов, монахиня Мелане». Изображение Марии было добавлено к более ранней мозаике в 1316—1321 годах в процессе проведения реставрации и расширения храма философом Метохидом. Мария пожертвовала храму Евангелие, вероятно, это и было причиной того, что её изображение появились на стене .

Мануил Фил (около 1275 — около 1345) написал стихотворение с обращением (молитвой) Марии к Богородице :

Я, Мария, истинная Палеолог,
Императрица всей Восточной стороны
Прошу Твоей помощи…

Примечания

  1. , p. 82.
  2. , с. 132.
  3. , p. 320.
  4. , p. 273.
  5. , с. 238.
  6. , с. 199.
  7. , с. 66.
  8. , p. 331.
  9. , p. 332.
  10. , с. 402.
  11. , p. 275.
  12. , p. 620.
  13. , pp. 637—638.
  14. , s. 77—78.
  15. , p. 31.
  16. , p. 24, 33.
  17. .
  18. , p. 272.
  19. , p. 277.

Литература и источники

Источники

  • Выписка из арабского путешественника. — 1818. — С. 292—294. — ( Вестник Европы , Часть 101).
  • Вардан Аревелци . / Перевод с древнеарм. Эмина Н. . — М. : типография Лазаревского института восточных языков , 1861. — 184 с.
  • Георгий Пахимер . // Византийский временник : [ рус. ] / Пер. с греч.: Д. А. Коробейникова. Отв. ред.: Г. Г. Литаврин . — М. : Наука , 2000. — Т. 59 (84). — С. 288—292. — 304 с. — ISBN 5-02-008594-4 .
  • Гандзакеци К. / Пер. с древнеарм., предисл. и коммент. Л. А. Ханларян. — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» , 1976. — 359 с. — ( Памятники письменности Востока ).
  • Рашид-ад-Дин. Джами ат-таварих. Сборник летописей. Тома 1. — М. - Л. : Издательство АН СССР, 1946.
  • Pachymeres G., Bekker I. . — Bonn: E. Weber, 1835. — Vol. 36. — ( Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae ). (греч.) (лат.)
  • Pachymeres G., Bekker I. . — Bonn: E. Weber, 1835. — Vol. 37. — ( Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae ). (греч.) (лат.)

Литература

Источник —

Same as Мария Деспина Монгольская