Interested Article - Битва при Ковадонге

Битва при Ковадонге ( исп. Batalla de Covadonga ) — первая победа христианских военных сил на Пиренейском полуострове в 718 году , после арабского завоевания этого региона. Битва состоялась у населённого пункта Ковадонга , недалеко от столицы Астурийского королевства Кангас-де-Онис . Победа при Ковадонге, значение которой не было отмечено современниками, обеспечила выживание христианских крепостей в северной Испании и сейчас считается началом Реконкисты .

Предпосылки

Вскоре после разгрома в битве при Гвадалете , в которой погиб король Родерих (709—711), Толедское королевство вестготов перестало существовать. Значительная часть вестготской аристократии предпочла остаться на завоёванных территориях, например, сыновья короля Витицы получили от арабов в частное владение богатые земли вестготской короны. Остатки вестготской армии, часть аристократов и священнослужителей, не пожелавших остаться на завоёванных территориях, отступили в Астурию и Септиманию . После падения Нарбонна в 720 и чуть позже Каркассона и Нима , свободными от арабов оставались только незначительные области на северо-западе полуострова . Осенью 714 года армия Мусы ибн Нусейра прошла по Астурии, разрушив город Лукус Астурум (сегодня , около Овьедо ). В завоеванной местности мусульмане оставили отряд под командованием Мунузы , расположившийся в Хихоне .

Первым лидером сопротивления стал Пелайо . Сведения о нём носят легендарный характер и впервые появляются в источнике конца IX века Хронике Альбельды , согласно которой Пелайо был внучатым племянником короля Родериха , которого изгнал из Толедо Витица. Более поздняя Хроника Альфонсо III делает его законным наследником королей вестготов . Согласно этому источнику, Пелайо, находившийся в заложниках в Кордове , в 718 году вернулся в Астурию и был избран королём. Избрание произошло на Поле Хура, между деревней Кангас-де-Онис и долиной Ковадонга . После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуза отправил донесение об этом эмиру Андалусии . Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькама. С карателями находился и епископ Севильи или Толедо Оппа (брат Витицы ), призванный убедить Пелайо сдаться. Алькама, двигаясь через по берегам реки Налон , прибыл в Лукус Астурум. Оттуда арабы проникли в долину Ковадонга в поисках христиан. Альтернативное объяснение причин восстания Пелайо, изложенное в хрониках епископа Луки Туйского , Родриго Хименеса де Рада и , связывает это событие с тайной женитьбой Мунузы на сестре Пелайо и местью последнего .

Отражение в исторических хрониках

О битве известно из составленной в правление короля Альфонсо III Великого (866—910) « Хроники Альфонсо III » . Изложенное в ней описание произошедших событий считается не вполне достоверным. В действительности известно мало достоверной информации о причинах и событиях Астурийского мятежа, равно как и о личности Пелайо. Даже дата битвы не может быть установлена точно, хотя традиционная датировка 718 годом более предпочтительна, чем более новая 722 годом . Отражение членов семьи предпоследнего готского короля Витицы как главных злодеев также может быть связано с тем, что сам Витица изображается врагом отца Пелайо.

Согласно «Хронике», перед началом битвы епископ Оппа обратился к Пелайо, который занял позицию на горе , где находилась пещера с образом Святой Девы Марии , с призывом сдаться, однако тот ответил отказом. « Хроника Альфонсо III » приводит запись довольно продолжительного разговора между Оппой и Пелайо, в котором епископ уговаривал мятежников подчиниться превосходящим силам арабов. Общепринятой точкой зрения является признание данного разговора «полностью неисторичным» . Британский медиевист , проанализировавший рассказ о связанных с битвой при Ковадонге событиях с точки зрения отражения архетипичных и библейских сюжетов, видит в этом разговоре противопоставление старой Испании, павшей до союза с неверными, и новой Испании, возрождённой милостью Божьей . Узнав о провале переговоров, Алькама приказал начать штурм. Начался обстрел горы дротиками , копьями и из катапульт . Астурийцы, защищаясь, сбрасывали вниз камни и стволы деревьев. Затем, согласно хроникам, в ущелье началась страшная буря, в рядах арабского войска началась паника и они бросились в бегство. Епископ Оппа был захвачен в плен, Алькама погиб.

Когда известие о гибели отряда Алькамы достигло Мунузы , он оставил Хихон со своим отрядом и двинулся навстречу Пелайо. Столкновение произошло у деревни Олальес (около современного Овьедо ), где отряд Мунузы был полностью уничтожен, и сам Мунуза убит .

Хроника приводит мифологизированную точку зрения на битву, в частности, указывая численность арабских войск в 187 000 человек и величину их потерь в 124 000. Победа маленького отряда готов над арабской армией была унизительна для мусульман, как и многие последующие битвы на Пиренеях. Поэтому арабские источники пытались преподнести эту битву как маленькую стычку, не указывая численности арабской армии, а бегство арабов преподнося как отказ от битвы и возвращение. в своей Истории мусульманских династий в Испании пишет, что

Во времена , поднялся в земле Галисии дикий осел по имени Пелайо, но воины ислама завоевали Памплону в Галисии, и не осталось никого, кроме скалы, где прятался он с 300 своих… С ними он внезапно атаковал сарацинский дозор и тут же скрылся в горах. Мусульмане позднее осадили его, пока у него не осталось лишь «30 диких ослов» (воинов), но, решив с такими ничтожными силами, Пелайо не представляет для них никакой опасности, сняли осаду .

Последствия и значение

Часовня в пещере Ковадонги

С военной точки зрения, произошедшая битва не имела большого значения и не изменила ситуацию на полуострове . Однако для христиан, не пожелавших сотрудничать с арабами, событие имело огромный психологический эффект. После битвы при Ковадонге множество христиан устремилось в Кангас-де-Онис прежде всего из Галисии и Бискайи . Готы заняли оставленный арабами Хихон. Среди прибывших был и будущий король Альфонсо I , сын герцога Педро, который привел с собой много солдат. Символическое и религиозное значения события подчёркивается легендой о том, что Пелайо видел перед битвой знамение в виде креста. Он приказал установить похожий крест из дуба на горе. После сражения этот крест подобрали, и сын Пелайо Фавила поместил его в церкви Санта Крус в Кангас-де-Онис, где расположился двор короля Альфонсо I . Позже Альфонсо III Великий приказал перенести его в замок Гаусин и покрыть золотом и драгоценными камнями. Ныне этот крест находится в соборе Овьедо, под названием Крест Победы. , также именуемая исп. Virgen de las Batallas («Богоматерь битв») была объявлена покровительницей Астурии, в 1901 году в пещере, где укрывался Пелайо, был устроен в её честь храм. Местный характер мятежа, не вызвавший существенного интереса арабских военачальников, объясняет, почему смогло возникнуть и выжить Астурийское королевство. Тем не менее, именно из Астурии началась Реконкиста , завершившаяся завоеванием Гранады в 1492 году .

Битва при Ковадонге занимает важное место в испанской национальной мифологии. В 1854 году драматург издал посвящённую этим событиям пьесу «La batalla de Covadonga» . В ходе торжеств по случаю 1200-летия битвы в 1918 году в Ковадонге был организован национальный парк. Идеологическое значение битвы использовал в пропагандистских целях Франко , которого часто изображали как нового Пелайо . В 2001 году прошли торжества в честь столетия храма Ковадонгской Богоматери. Была устроена выставка, посвящённая битве, которую посетило 15 000 человек, включая принца Астурийского Фелипе и многочисленных гражданских, религиозных, военных и политических деятелей. Выставка инициировала обсуждение значения Ковадонги в коллективной памяти испанцев .

Примечания

  1. , с. 142—144.
  2. , pp. 98—99.
  3. , p. 250.
  4. , p. 357.
  5. , p. 126.
  6. , p. 137.
  7. , p. 360.
  8. , с. 89.
  9. .
  10. , с. 144.
  11. Zumel E. . — 1854.
  12. , pp. 37—38.

Литература

Источники

  • Ахмед ибн Мохаммед Аль Маккари. . Восточная литература (Хасанов И.). Дата обращения: 9 января 2015.
  • . Восточная литература (Железнов С.; Нечитайлов М.). Дата обращения: 9 января 2015.
  • . www.kuprienko.info (А. Скромницкий) (24 августа 2011). Дата обращения: 17 ноября 2012. 4 декабря 2012 года.

Исследования

на английском языке
  • Boyd С. P. // History and Memory. — Indiana University Press , 2002. — Т. 14 , № 1—2 . — С. 37—64 . — doi : .
  • O'Callaghan J. . — Cornell University Press, 2013. — 736 p.
  • Collins R. Visigothic Spain 409-711. — Blackwell Publishing, 2004. — 263 p. — ISBN 0–631–18185–7.
  • Deyermond A. // Revista Canadiense de Estudios Hispánicos. — 1985. — Vol. 9, № 3. — P. 345—367.
  • Gerli M., Armistead S. . — Taylor & Francis , 2003. — 920 p. — ISBN 0-415-93918-6 .
  • Lamontagne M. // International Dictionary of Historic Places: Southern Europe. — 1994. — P. 169—171.
  • Thompson E. A. The Goths in Spain. — Oxford: Clarendon Press , 1969.
на испанском языке
  • Montenegro Valentín J., Castillo Álvarez A. // Anales de la Universidad de Alicante. — 1992. — № 8. — P. 7—18. — ISSN .
на русском языке

Ссылки

  • . Реконкиста. Дата обращения: 9 января 2015.
Источник —

Same as Битва при Ковадонге