Interested Article - Битва при Сервере
- 2020-03-13
- 1
Би́тва при Серве́ре произошла около Эспиноса-де-Сервера 29 июля 1000 года между христианскими войсками графа Санчо Гарсии Кастильского и графа с одной стороны и мусульманскими войсками Кордовского халифата под командованием хаджиба Аль-Мансура (Альманзора) . Это «страшное и трудноописуемое» сражение закончилось победой Аль-Мансура . Оно стало пятьдесят вторым в карьере Аль-Мансура (согласно Dikr bilad al-Andalus ).
Причины и приготовления
К моменту унаследования Санчо Гарсией титула графа Кастилии между Кастилией и Кордовским халифатом действовало перемирие. Однако в 999 году оно было нарушено: Санчо Гарсия отказался платить халифу ежегодную дань, а также пришел на помощь своему соседу, королю Памплоны Гарсии Санчесу II , сражавшемуся с войсками хаджиба Аль-Мансура . 21 июня 1000 года мусульманская армия во главе с Аль-Мансуром вышла из Кордовы , чтобы провести карательную экспедицию в Кастилию . Последующие события хорошо описаны в нескольких мусульманских хрониках, составление которых началось после экспедиции Аль-Мансура в Сантьяго-де-Компостелу в 997 году . Наиболее ценные сведения оставил историк Ибн аль-Хатиб , использовавший данные очевидцев, а также информацию, полученную от своего отца, Халафа ибн Хусайна ибн Хаййана, — личного секретаря Аль-Мансура . Ибн аль-Хатиб отметил, что эта кампания была наиболее трудной для Аль-Мансура за всю его карьеру: приготовления к походу заняли особенно много времени, а правители христианской Испании были в союзе против него, создав объединенное войско .
Аль-Мансур пересек реку Дуэро и вторгся в Кастилию в районе Мадинат-Селима, где он встретился с армией Санчо Гарсии и «галисийских королей» , состоявшей из солдат Памплоны и Асторги . Аль-Мансур занял крепости Осма, Сан-Эстебан-де-Гормас и Клуния, которые находились в руках мусульман в течение нескольких лет до того времени. К северу от Клунии он с удивлением обнаружил большую христианскую армию. Санчо Гарсия , избранный командующим армией христиан, встал лагерем на горе Ярбайра (Пенья-де-Сервера), заняв тем самым выгодное стратегическое положение . Эта диспозиция позволяет говорить о том, что изначальное расположение войск у армии Санчо было более предпочтительным, чем у Аль-Мансура . Дороги из Клунии вели к Тордомару, Ларе и Салас-де-лос-Инфантес через узкий проход Йекла, который шел через Пенья-де-Сервера и расширялся в бассейне реки Арланса .
Ход битвы
Согласно Ибн аль-Хатиб , христианские воины торжественно поклялись не отступать с поля боя. Аль-Мансуру было известно о его неблагоприятном положении — христиане имели более укрепленный лагерь и лучший обзор, — и его визири никак не могли договориться о тактике будущего сражения. Пользуясь этим, армия христиан, без планирования и стратегии, спустилась с вершины на ничего не подозревавших мусульман, и сражение сразу же перешло в стадию ближнего боя. Правый и левый фланги Аль-Мансура подверглись атаке одновременно и вскоре дрогнули, что вдохновило Санчо усилить натиск . Большинство воинов мусульманского арьергарда быстро утратили боевой дух и бежали.
По словам секретаря Аль-Мансура Халафа ибн Хусайна, хаджиб со свитой наблюдал за ходом боя с вершины небольшого холма. Пока он обсуждал возможность бросить в бой свою гвардию, правый фланг его армии дрогнул. Гвардейцы оказались в незащищенном положении и начали нести потери. Когда Аль-Мансур спросил своего секретаря, как много гвардейцев остались в живых, Халаф насчитал не более двадцати . Аль-Мансур в конечном счете спешился и вернулся к своей палатке, чтобы укрепить боевой дух командиров. Он приказал развернуть на холме свой шатер, чтобы поддержать воинов. По свидетельству Халафа, вид большого шатра Аль-Мансура вдохновил мусульман и деморализовал христиан. Мусульмане перешли в контрнаступление и обратили армию Санчо в бегство. Аль-Мансур преследовал отступавших христиан около десяти миль , многие христианские воины были пленены, другие погибли, в то время как мусульманские потери составили порядка 700 воинов . Христианский лагерь был захвачен и разграблен.
Ибн аль-Хатиб отдельно отметил заслуги Абд аль-Малика, сына Аль-Мансура , подчеркнув, что это не связано с фаворитизмом, а обосновывается исключительно его успешными действиями во главе берберской кавалерии. Также отличился Кайадайр аль-Даммари аль-Абра («Прокаженный»), вождь североафриканского племени Бану Даммари, воины которого состояли в армии мусульман. При Сервере в ближнем бою он одолел одного из графов Гомес и обезглавил его . Ибн аль-Хатиб также похвалил второго сына Аль-Мансура Абд аль-Рахмана, который последовал за своим братом в бой.
Последствия
Несмотря на то, что битва завершилась победой мусульман, христиане преуспели в предотвращении дальнейшего продвижения Аль-Мансура по Кастилии . Гонсало Мартинес Диес предполагает, что если бы христианская армия не сразилась с мусульманами у Серверы, Аль-Мансур беспрепятственно отправился бы опустошать Бургос , как он уже поступал с Барселоной , Памплоной , Леоном и Сантьяго-де-Компостела . На самом деле внимание Аль-Мансура было обращено не на Кастилию , а на Памплону . 4 сентября он занял местечко Kashtila (отождествляется с Каркастильо) , на пути из Сарагосы в Памплону . Но, только войдя в королевство, Аль-Мансур решил повернуть назад. Он вернулся в Кордову 7 октября после 109 дней отсутствия, завершив тем самым, вероятно, самый длинный из своих пятидесяти шести военных походов. Кордовская знать, неудовлетворенная проведением экспедиции, обвинила Аль-Мансура в трусости . Поэт Ибн Даррай, участник битвы у Серверы, также был недоволен результатами похода. Его поэма 105 — горькое воспоминание о кампании, в том числе с упоминаниями краткого вторжения в Памплону и сожжения монастыря Санта Крус де ла Серос . Также поэт упоминал и разорение области al-hima min al-rah , отождествляемой с Ла-Риохой , что подтверждает тот факт, кампания Аль-Мансура была направлена в первую очередь против королевства Памплона , где он задержался всего на семнадцать дней .
Единственными христианскими источниками, упоминающими битву у Серверы, являются хроники Anales Castellanos Segundos и Anales Toledanos Primeros . Первая упоминает: In era MXXXVIII [año 1000] fuit arrancada de Cervera super conde Sancium Garcia et Garcia Gomez (В 1000 н. э. были разгромлены у Серверы графы Санчо Гарсия и Гарсия Гомес) . Вторая летопись опровергает мусульманские источники, утверждающие, что обезглавленный у Серверы граф Гомес — это именно . У было три брата — Веласко, Санчо и Муньо — и все они носили графский титул. Скорее всего, у Серверы погиб Веласко Гомес — только он не появляется в хрониках после 1000 года . .
Примечания
- Дата определена как понедельник за шесть дней до конца месяца Шабан, 390 г.х. (по сведениям Ибн аль-Хатиба, см. Martínez Díez, 567.
- Слова Ибн аль-Хатиба, цит. по: Martínez Díez, 566.
- Martínez Díez, 568.
- См. Martínez Díez, 566-67.
- ↑ Martínez Díez, 564-67, quoting from Ibn al-Khatib at length.
- Здесь имеются в виду, скорее всего, не короли Леона и Памплоны , несколько леонских графов. Король Леона Альфонсо V был несовершеннолетним и находился под опекой сестры Санчо , Эльвиры Гарсия, а предыдущий король Бермудо II умер за несколько месяцев до битвы. Присутствие же Гарсии Санчесу II Наваррского также маловероятно. Martínez Díez (с. 570) признает, что его нахождение в христианской армии могло иметь место, однако Альберто Каньяда Хусте (см. «Un posible interregno en la monarquía pamplonesa (1000—1004)», Primer Congreso General de Historia de Navarra , 3, Comunicaciones. Edad Media , Pamplona, 1988, pp. 15-18) утверждает, что король Наварры в это время тяжело болел или уже был мертв.
- В Dikr bilad отмечено, что «бесчисленные христиане» пришли из всех регионов Испании.
- Martínez Díez, 568-9.
- Халаф также записал, что Аль-Мансур приказал ему охранять его лошадей с седлами, украшенными драгоценностями, чтобы они не попали в руки христиан.
- Martínez Díez, 567. Эта цифра взята из Dikr bilad и хроники Ибн Аби-л-Файяда, Ибн аль-Хатиб дает иную формулировку: «несколько parasangas », что, будучи словом персидского происхождения, означает 6400 метров.
- Martínez Díez, 567 и 569, цитируется Ибн аль-Хатиб и Dikr bilad .
- ↑ Martínez Díez, 570.
- Эта идентификация была впервые предложена и была поддержана Мартинес Диесом (см. Martínez Díez, 570-71). Великий французский арабист Эварист Леви-Провансаль первоначально предположил, что Kashtila означало « Кастилия » и указывал на столицу графства — Бургос . Он утверждал, что в течение целого месяца августа Аль-Мансур опустошал Кастилию на пути к Сарагосе, откуда он быстро вернулся в Бургос 4 сентября . Понимая практическую невыполнимость такого маршрута передвижений, Леви-Провансаль впоследствии изменил своё мнение и приравнивая Kashtila с Эстелла. Тем не менее, немецкий учёный Вильгельм Хёнербах расширил первоначальное предложение Леви-Провансаля, предположив, что Аль-Мансур после своего визита в Бургос отправился к Памплоне , а затем вернулся в Кордову .
- Martínez Díez, 571.
- Martínez Díez, 572.
- Данные Махмуда Али Макки, см. Martínez Díez, 572.
- Martínez Díez, 569.
Литература
- Martínez Díez, Gonzalo. 2005. El condado de Castilla, 711—1038: La historia frente a la leyenda . Marcial Pons Historia.
- 2020-03-13
- 1