Interested Article - Ольстин Олексич
- 2020-08-29
- 1
Ольстин Олексич (XII век) — древнерусский военный и политический деятель, воевода черниговского князя Ярослава Всеволодовича . Вёл переговоры с половцами в 1184 году, участвовал в походе Игоря Святославича в степь в 1185 году. Существует гипотеза о том, что в 1177 году он сражался на реке Колокша на стороне рязанцев , а позже написал « Слово о полку Игореве » .
Биография
В сохранившихся источниках есть только два надёжных упоминания Ольстина Олексича (оба в Ипатьевской летописи ) . В 1184 году, когда половецкий хан Кончак , пришедший на Русь с набегом, предложил Ярославу Всеволодовичу Черниговскому заключить мир, тот направил к нему «мужъ свой» (по-видимому, боярина ) Ольстина Олексича для переговоров. Позже остальные князья Южной Руси объединились против Кончака, но Ярослав отказался от участия в походе: он не мог, по его словам, «на свой мужь поехати» . В 1185 году князь направил Ольстина с отрядом ковуев (лёгкой конницы) своему вассалу Игорю Святославичу Новгород-Северскому для участия в походе в степь (в связи с этим летописец уточняет, что Ольстин был «Прохоровым внуком») . В первой битве с половцами, закончившейся лёгкой победой русичей, воевода со своим полком находился в авангарде, а потом преследовал бегущего врага .
В связи с последующими событиями Ольстин уже не упоминается. При этом известно, что ковуи в решающем сражении обратились в бегство, и князь Игорь попал в плен, когда пытался их остановить. По словам летописца, тогда же половцы «и воеводу имяхуть — тот напереди язвен бысть». О ком именно идёт речь, неясно: это мог быть и Ольстин (в этом случае ковуи могли обратиться в бегство из-за его ранения), и какой-то другой военачальник .
Новгородская четвёртая летопись упоминает ещё одного Ольстина, без отчества, — рязанского боярина , который попал в плен к Всеволоду Большое Гнездо в 1177 году, в битве на реке Колокша . Вместе с другими пленными его привели во Владимир , дальнейшая его судьба неизвестна. Летописец говорит только, что некоторых рязанских бояр тогда казнили, а некоторых помиловали и отпустили .
Гипотезы
Исследователь « Слова о полку Игореве » М. Т. Гойгел-Сокол предположил, что дед Ольстина Олексича Прохор — это упомянутый у Татищева Прохор Васильевич , любовник второй жены Мстислава Великого , высланный князем в Полоцк и умерший там в порубе . Отец Ольстина, по мнению того же автора, — Олекса Дворьский , приближённый Мстислава Изяславича Киевского , взятый в плен войсками Андрея Боголюбского в 1169 году . Гойгел-Сокол выстраивает гипотетическую биографию Ольстина: тот, по его версии, служил Мстиславу Изяславичу в качестве военачальника, вместе с отцом был угнан в плен во Владимир , там служил Андрею Боголюбскому как «думец», потом служил Глебу Ростиславичу Рязанскому (как «думец и воевода») и Ярославу Всеволодовичу (как «думец, посол и воевода»). Именно Ольстин в рамках этой гипотезы стал информатором автора Ипатьевской летописи в связи с событиями 1184—1185 годов и даже написал «Слово о полку Игореве» . «О его знаниях, образованности, эрудиции, — пишет Гойгел-Сокол, — говорит сама за себя „Песнь“» .
Версия Гойгел-Сокола стала одной из множества гипотез (научных и дилетантских), в которых фигурируют возможные авторы «Слова о полку Игореве» . Историк-любитель Б. И. Яценко её поддержал , заявив, что она «получает научное обоснование» . В то же время исследователь Л. А. Дмитриев отмечает, что данные из «Слова…» не могут использоваться для характеристики Ольстина Олексича, поскольку его авторство нужно доказать. Предположения Гойгел-Сокола о происхождении и биографии Ольстина Дмитриев охарактеризовал как «догадки…, не имеющие под собой непредвзятых объективных данных» . Известно, что историю о Прохоре Васильевиче уже Н. М. Карамзин считал «непристойной басней», позаимствованной у Яна Длугоша .
Филолог В. Ю. Франчук предположила, что Ольстин Олексич был потомком касогов , переселившихся на Русь из Тмутаракани в X—XI веках .
Примечания
- Яценко Б. И. Об авторе «Слова о полку Игореве»: (Проблема поиска) // ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 48. С. 31—37
- ↑ , Ольстин Олексич.
- ↑ , с. 13.
- , с. 212—213.
- , с. 229.
- , с. 44.
- , с. 244; 246.
- , с. 45.
- , с. 188.
- , с. 67.
- , Гойгел-Сокол Михаил Тимофеевич.
- , с. 74.
- , Автор «Слова».
- , Яценко Борис Иванович.
- , с. 151.
- , с. 291.
- , с. 14.
Литература
- Бубенок О. Б. Касоги в Киеве // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. — Нальчик, 2015. — № 3 (26) . — С. 7—20 .
- Н. М. Карамзин . История государства Российского . — М. : Наука , 1991. — Т. 2. — 832 с. — ISBN 5-02-009493-5 .
- Кучкин В. А. Ковуи: расселение, статус, миграции // Вестник ТвГУ . Серия «История». — Днепропетровск, 2019. — № 1 (49) . — С. 4—18 .
- Д. С. Лихачёв . «Слово о полку Игореве». — М. : Просвещение , 1976. — 175 с.
- Б. А. Рыбаков . «Слово о полку Игореве» и его современники. — М. : Наука, 1971. — 295 с.
- Сокол М. Т. К вопросу о творце «Песни о полку Игореве» // Некоторые вопросы отеч. историографии и источниковедения: Сборник научных статей. — Днепропетровск, 1976. — № 3 . — С. 50—78 .
- В. Н. Татищев . История Российская . — М. , Л. : Наука, 1964. — Т. 4.
- Энциклопедия «Слова о полку Игореве» . — СПб. : Дмитрий Буланин , 1995.
- Яценко Б. И. Про концепцію «Слова о полку Ігоревім» // Березiль. — Харьков, 1993. — № 7—8 . — С. 139—157 .
- 2020-08-29
- 1